Здравствуйте! Хочу предложить к прочтению мой дневник состоящий из кратких высказываний преподобного Оптинского старца Иосифа (Литовкина). Скорее всего это выдержки из его писем. Он в письмах направлял и руководил духовной жизнью своих духовных чад. Мы с вами тоже можем получить не малую пользу от прочтения его советов и наставлений. Советы он давал разнообразные. В частности он указывает на то, что нужно все терпеть без ропота и со смирением. В молитве не стоит искать восторгов и умилительных чувств, так же и радости. А если и случается это во время молитвы, то считать себя недостойным этого. Молитва должна быть основана на покаянии. Для этого рекомендует старец вспомнить свои грехи и оплакивать их.
--------------------------------
Труден наш век для спасающихся, но знай, радость моя, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей, болезней и слез.
Люта зима, люты страдания, но сладок рай. Зачем бояться нам мучителей, разве мы не желаем сладости райской, и если желаем, то твердо будем верить в помощь Божию.
***
Ты пишешь о своих скорбях… Да у кого их нет? Только у разбойника благоразумного нету скорбей. Да ведь он на небе, а мы во долине плачевной, поэтому нам, пока мы облечены в бренную плоть, нам естественно скорбеть и даже плакать о содеянных нами лютых согрешениях. И только плачем, и только молитвой, и только чистосердечным покаянием достигнем той блаженной страны, в которой находится теперь святой благоразумный разбойник… Между прочим, кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя.
***
Отцы святые всегда помнили, что они здесь маловременные гости, поэтому мало заботились о брении, которое скоро должно сновь обратиться в гной, пищу червей. Всячески плоть утруждали, смиряли постом, бдением, молитвой; посредством этого смирялась и душа.
***
Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали, и когда все это сделаешь, то думай о себе, что бесполезна и неисправна есть, ибо сделала только то, что должна сделать (Лк. 17:10). Да вспоминай, сколько опустила, то и не будешь хвалиться.
***
Смеяться попусту грешно, также и празднословить не надо. Приучайся меньше говорить, а больше слушать, да старайся молитву Иисусову почаще творить.
***
Приучайся к молчанию, да молитву твори Иисусову, то и пустоты меньше будет; а от празднословия всегда пустота бывает.
***
Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их. Так и надо молиться. За тем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию святых отцов, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает тебе в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по неведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойной этого дара Божия и всячески укоряй себя перед Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар, и вскоре теряешь его.
***
Молитва без понуждения редко бывает, а к радости тщеславие часто примешивается, поэтому надо радость и любовь отстранять от себя смирением и пребывать в чувстве покаяния и сокрушения о своих грехах.
***
Рассеянно стоишь в церкви. Приучайся помаленьку не рассеиваться. Для этого старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим глазам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно.
***
Бог, взял на Себя грехи всего мира, веруй, что и твои погрешности потонут в бездне божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение, – после не оправдывай себя, как Ева говорила Богу: «Змей обольстил меня и я ела, значит, он и виноват, а мне-де какое дело» ( Быт. 3:13). В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог.