Здравствуйте! Этот дневник о страхе Божием. Ниже подборка из высказываний святых отцов на эту тему. Страх Божий удерживает христианина от грехов. Обычно в нашем понимании страх это что-то такое не приятное, которого человек хочет избежать. Страх Божий не таков. Он руководитель человека наравне с совестью. Боясь Бога и прислушиваясь к голосу своей совести человек будет замечать грехи и бороться с ними. Сщмч. Петр Дамаскин разделяет два вида страха Божия : начальный и совершенный.
Признаком первого <начального> страха служит то, что человек ненавидит грех и гневается на него, как уязвленный зверем, а совершенного <страха> – любовь к добродетели и опасение перемены, ибо нет человека, не подверженного изменению. Антоний Великий называет страх Божий началом всех добродетей. Давайте постараемся прочитав высказывания святых о страхе Божием обрести его с Божией помощью.
*****
Буду рад знакомству с людьми, которые так же интересуются высказываниями святых отцов.
-----------------------
«Бойся, – говорит пастырь, – Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле, и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий, имеющий силу, внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел диавола, потому что они злы; боясь Господа, ты не сделаешь дел диавола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если бы захотел ты сделать злое, то бойся Бога и не сделаешь его. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то бойся Бога и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом, а которые не соблюдают Его заповеди, в тех нет жизни» (св. Ерм).
***
...Насколько человек подвизается в благом, настолько возрастает в нем страх, так что указывает ему и малейшие его согрешения, которые он (прежде), будучи во тьме неведения, считал за ничто. Когда усовершенствуется страх, приходит и человек в совершенство, через плач, и не хочет уже более согрешать, но, боясь возвращения страстей, пребывает в чистом страхе невредимым (сщмч. Петр Дамаскин).
***
Признаком первого <начального> страха служит то, что человек ненавидит грех и гневается на него, как уязвленный зверем, а совершенного <страха> – любовь к добродетели и опасение перемены, ибо нет человека, не подверженного изменению (сщмч. Петр Дамаскин)
***
Кто боится Господа и соблюдает Его заповеди, тот есть раб Богу. Но это рабство, в котором и мы находимся, не есть рабство, но праведность, ведущая к сыновству. Господь наш избрал апостолов и вверил им благовестив Евангелия. Данные ими заповеди установили для нас прекрасное рабство, чтобы мы господствовали над всеми страстями и совершали прекрасное служение добродетели (прп. Антоний Великий).
***
Страх Божий... есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой-либо темный дом, разгоняет тьму его и освещает его, так страх Божий, когда войдет в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нем ревность ко всем добродетелям (прп. Антоний Великий).
***
...Если ты стыдишься подобных тебе грешников и боишься, как бы не увидели твоих грехов, сколько более ты должен страшиться Бога, перед Которым все открыто? (прп. авва Исаия)
***
Кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается (прп. авва Исаия)
***
Если ты последуешь водительству страха Божия, то никакая страсть не возможет насильно владеть тобою... (прп. авва Исаия).
***
Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя (прп. авва Исаия) .
***
Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи, и в сей и будущей жизни будут наказаны (прп. авва Исаия).