Здравствуйте! Этот дневник о самолюбии. Предлагаю ознакомиться с краткими высказываниями святых отцов о самолюбии и узнать в чем оно проявляется и как вредно бывает для нас. Преподобный Марк Исповедник называет самолюбие неразумной любовью к своему телу. А в противовес этому святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что правильная любовь к себе заключается в исполнении Христовых заповедей. Значит христианину должно исполнять с Божией помощью евангельские заповеди, и тогда он будет бороться со всеми греховными страстями, и в том числе и самолюбием. Более того человек сам не сможет исполнить ни одной евангельской заповеди. Для исполнения евангельских заповедей человеку дается Святой Дух Божий. От человека требуется сокрушение сердца(признание своей греховности, осознание беспомощности в борьбе с грехом и обращение за помощью к Богу). Дух Святой приносит человеку свои дары : мир, радость, долготерпение, кротость, воздержание и др. Как вы наверное догадались, эти дары являются христианскими добродетелями, которые противоположны греховным страстям.
----------------------------
Кто угождает самому себе и свое мнение предпочитает мнению прочих, тот сим показывает, что нет в нем страха Божия (прп. авва Исаия).
***
...Забвение, леность и неведение... рождает сластолюбивая и покойная жизнь, привязанность к людской славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная матерь всему этому есть самолюбие, т. е. неразумная привязанность и страстная приверженность к телу, разлияние и рассеянность ума вместе с острословием и сквернословием, подобно всякой вольности в речах и смеху, приводящие ко многому худому и ко многим падениям (прп. Ефрем Сирин).
***
Берегись матери зол, самолюбия, которая есть неразумная любовь к телу. Ибо от него с кажущеюся благословностию рождаются три первые и родовые, страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, – заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей. Вот почему и надлежит, как сказано, весьма остерегаться самолюбия, и противоборствовать ему с великою бдительностию. Ибо с истреблением его истребляются и все его порождения (прп. Максим Исповедник).
***
Заботящийся о красоте, много думающий о себе по знатности предков, по блеску одежд и по другим таким вещам, обличает в себе детскую незрелость ума, ибо все такое – прах; праха же что ничтожнее? (свт. Григорий Палама)
***
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал Иоанн Богослов (2Ин. 1, 6). (свт. Игнатий Брянчанинов)