Здравствуйте! Сегоднешний дневник написан на основании высказываний Иоанна Кронштадтского. Он очень скурпулезно наблюдал за своей духовной жизнью и замечал в себе все проявления греховной природы. Даже мелкие проявления страстей в себе он не оставлял без внимания. Осознавая свою греховность он очень бурно осуждал себя и укорял. Он чувствовал, что сам не может побороть грех в себе и обращался с искренними воззваниями о помощи к Богу. Это есть нищета духа. А нищета духа - это первая ступень евангельских блаженств. Только вступив на нее мы начнем восхождение вверх к Богу. Предлагаю читая высказывания Иоанна Кронштадтского так же увидеть то, что мы все грешники и нуждаемся в помощи Бога. Имея осознание своей греховности и осознавая свое бессилие в борьбе с грехом обратимся к Богу за помощью и обретем нищету духа, которая приведет нас ко спасению.
-------------
1) Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.
***
2) Чтобы тихо и без смущения читать тебе молитвы, веди себя тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома – со всеми; тихо ходи, тихо говори – словом будь тих везде и во всем. – Главное же – будь внутренне тих и кроток: когда будет внутренняя тишина, будет и внешняя.
***
3) Если врываются в душу помышления зложелательства и злорадства – немедленно желай и внутренно проси у Бога всякого добра тому человеку, коему внутренно пожелал зла или о злополучии коего тайно порадовался. Делая так, угодишь Владыке-Сердцеведцу, призирающему на тайное делание сердец наших, и сам сохранишь душевное спокойствие.
***
4) Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.
***
5) Мы живем так, как будто Бога-Попечителя нет: сами всё думаем устроить; сами себя думаем обеспечить, отстраняя мысль об общем всех Попечителе.
***
6) По виду многие кажутся кроткими и смиренными, милостивыми, добрыми, простыми, целомудренными, верующими и прочее, а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосердны, и нечисты, скупы, жадны, завистливы, злопамятны, ленивы и прочее. Искушения же бывают через лишения и потери, скорби, болезни, бесчестие, и выдержавший искушение надёжен для Царствия Божия, а не выдержавший ненадёжен, потому что в нём остаётся большая примесь зла.
***
7) Жизнь сердца — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.
***
8) У всякого из нас есть немало недобрых привычек, не примечаемых нами и снисходительно извиняемых другими. Извиняй их и в других, покрывая их любовью.
***
9) Что будет с нами, братья мои, что будет с нами в том веке, когда все, что нам льстило в этом мире: и богаство, и почет, пища и питье, и одежды, и прекрасно убранные жилища, и все привлекательные вещи, - что будет, говорю, когда все это нас оставит? Когда все это окажется для нас сновидением и когда от нас потребуются дела веры и добродетели, дела воздержания, чистоты, кротости, смирения, милосердия, терпения, послушания и прочего?
***
10) Нужно любить всякого человека, и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем.