Здравствуйте! Данный дневник о помыслах. Предлагаю прочесть высказывания святых отцов и подвижников благочестия и попробовать разобраться в том, от куда же возникают у нас помыслы, кто нам их подкидывает в голову и как нам вести борьбу с греховными помыслами. Высказываний в дневнике 13 штук. Они пронумерованы. Можно в конце проголосовать за понравившееся вам высказывание. Иоанн Кронштадтский говорит, что добрые помыслы внушаются нам ангелом - хранителем, а злые от беса. Такого же мнения по поводу добрых помыслов и намерений и архимандрит Иоанн Крестьянкин. Он говорит, что наши добрые мысли, добрые движения сердца, молитва, покаяние, добрые дела - все это рождается по внушению нашего ангела - хранителя. Святитель Игнатий Брянчанинов указывает на то, что начало всякого зла в ложной, т. е. греховной мысли. Паисий Святогорец говорит о том, что один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. Так же он говорит о том, если человек имеет много добродетелей, соблюдает строго посты и ведет строгую аскетическую жизнь, но имеет хотя бы один "левый", т. е. греховный помысел, то все его труды напрасны и он их губит этим помыслом.
--------------------------
1) В обыкновенном нашем положении все светлые мысли – от ангела-хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные – от нашего поврежденного существа и от диавола.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
***
2) Все помыслы бывают трех устроений – человеческого, демонского и Ангельского. Человеческий помысл связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысел бывает сложный – из мыслей и страстей. Ангельский же помысл есть бесстрастное ведение вещей, т. е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей.
Преподобный Петр Дамаскин (VIII век).
***
3) Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, почему стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре. Напротив, бесы, слуги гнева и злобы, радуются, когда умаляется добродетель, и весь труд свой обращают на то, чтоб увлекать души наши в срамные мечтания.
Святитель Феодор, епископ Едесский († 848).
***
4) Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006).
***
5) Вот ступени, по которым грех входит в нас, – образ, внимание, интерес, влечение, страсть.
Священник Александр Ельчанинов (1881–1934).
***
6) Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись – пропадёшь. Он затуманит и закружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного корыстный, у иного гордостный – с разными оттенками… Есть враг около не затем, чтобы ему покорствовать, а чтобы с ним бороться и борьбою вырабатывать в себе противоположное добро: вместо похотности – целомудрие, вместо гордости – смирение…
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
***
7) Диавол не имеет власти приводить в движение наши помыслы, иначе бы он не пощадил нас, наводя понудительно всякую злую мысль, и не попуская помышлять ничего благого; но он имеет только власть внушать превратное в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение, куда оно клонится, к его ли совету, или к заповеди Божией, поскольку они друг другу противятся.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)
8) Начало зол – ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах… Прелесть действует первоначально на образ мыслей, будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
***
9) Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов, посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и преждевременным сильное влагать стремление.
Святитель Феодор, епископ Едесский († 848).
***
10) Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посредством «левых» [недобрых] помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека.
(преподобный Паисий Святогорец)
***
11) Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос: «Не́ суди́те на лица́, но пра́ведный су́д суди́те» (Ин. 7:24). А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова.
(преподобный Паисий Святогорец)
***
12) Если человек держит в себе пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысел о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то еще, – всё пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?
(преподобный Паисий Святогорец)
***
13)Один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включенный им в работу чистый помысел обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.
(преподобный Паисий Святогорец)