Здравствуйте! Сегодня 27 июля годовщина смерти схиигумена Саввы Остапенко. Он умер 44 года назад. Это был духоносный старец, как принято говорить о таких людях. Он имел дар прозорливости, духовного видения и рассудительности. Множество людей окружало его и каждый хотел получить от него помощь, утешение, совет. И он помогал всем, кто к нему обращался. В дневнике 8 высказываний схиигумена Саввы. Они пронумерованы от 1 до 8. В конце предлагаю читателям проголосовать за понравившуюся вам цитату. Схиигумен Савва в своих наставлениям учит нас не замечать в людях плохое, замечать только хорошее. Так как все мы немощные и находимся под воздействием злых духов, которые нас такая постоянно ко злу. Нужно снисходить к человеческим слабостям помня о том, что и сам я такой же грешник. Так же схиигумен Савва указывает на то, что очень вредно нам прилепляться к земным благам и после смерти душе, разлученной с телом будет очень тяжело без вещей, к которым она имела сильную привязанность живя на земле. Так же и страсти, если мы с ними не боремся с Божией помощью при жизни, будут мучить нашу душу после смерти. Интересные цитаты и о милостыне. Схиигумен Савва говорит о духовной милостыне. Прощение обид ожитающих нас и молитва за них - это и есть духовная милостыня, и она на много выше, чем материальная милостыня. Задумывались ли вы об этом? О том, что милостыня бывает еще и духовной, а не только материальной? Мы практически ежедневно можем тренироваться в этом. Недостатка наверное у каждого нет в тех, кто оскорбляет, обижает нас, тех, кто несправедлив по отношению к нам. Нужно с Божией помощью понуждать себя не отвечать злом на зло, и как говорит Паисий Святогорец "включать в работу добрый промысел". Злом зла не победить. Нужно постараться найти что-то хорошее в этом человеке и не замечать плохое. А к своим неудобствам, притеснения и оскорблениям относиться как к наказанию за свои грехи и повторять в уме : приемлю достойное по делам моим, Господи!
-------------------------------
1) Ревнующий о благочестии! Тебе придется слышать, и может быть нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек. Ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличивать до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен, как человек, но припомни слова Спасителя: «Враги человеку домашние его» (Мф 10, 36), и от недостатков исправляйся, а благочестие держи твердо.
***
2) Злая сила заставляет гордого человека в других видеть только плохое, и он радуется, когда говорят о них худо, а ты иначе поступай: ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст Богу ответ, а ты в себя смотри! Злобы берегись! Отыщи в злом человеке что-либо доброе и порадуйся об этом добре и с радостью говори о его добрых качествах.
***
3) Нет человека, в котором не было бы какого-нибудь добра. Зло же, находящееся в нем, покрывай любовью и молись за него Богу.
***
4) Врагов надо любить: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать, чтобы тебя испытать, любишь ли ты ближнего по Евангелию. Обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, то не любишь. «Если любите Аще любите други ваши токмо, кая вам благодать есть?»
***
5) Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.
***
6) Молитва за врагов — это милость (милостыня) выше всякой милостыни, подаваемой неимущим.
Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений.
***
7) Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными благами, вместо временных благ — вечными. А блага духовные: свет духовный, прощение грехов, дар живой веры, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, — бесконечно выше вещественных даров.
***
8) Как тяжело в час кончины бывает человеку, который не давал милостыню и который в этой жизни имел идолом деньги, или пищу, или питие, или земные почести.
Итак, чтобы легче было умирать, — а умирать надо всем, — не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздывать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосердие к ближним.