Здравствуйте. Ранее я публиковал дневник про ад и геенну, а сегодня будет дневник про Рай и Царство Небесное. Ниже подборка святоотеческих высказываний на эту тему. Прочитав их можно понять, что описанию не поддается Рай и Царство Небесное. Это не телесное, а духовное состояние и радость и блаженство человек получает от Бога от Его любви. И это удовольствие не от того, что мы едим, или пьем что-то вкусное, не от приятного аромата или звука, ласкающего наш слух. Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханов) указывает на то, что человеку невозможно попасть в рай без крещения и посильного исполнения евангельских заповедей. Исполнение евангельских заповедей является деятельным выражением нашей любви к Богу.
---------------------------------
Вход в рай, в вечное блаженство открывается не нашими трудами и добрыми делами, а заслугами и искупительной жертвой Спасителя Христа Бога нашего. Прежде всего, это совершается через Таинство Крещения, которым омывается первородный грех Адама, и человек становится способным к принятию Божественной благодати Господа Иисуса Христа, которой мы и вводимся в жизнь вечную, а наши добрые дела, то есть совершение евангельских заповедей, нужны только как доказательство нашей любви к Господу, ибо сказано в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай, обязательно спросят:
– А ты любил Господа?
– Любил!
– А чем ты это докажешь?
– По силе моей, сколько мог, исполнял заповеди Божии, которые и есть доказательство любви.
– Ну, иди.
А если вход в рай открывался не заслугами Спасителя, то тогда могли бы войти в него язычники, магометане, евреи и прочие. Поэтому мы должны надеяться не нас свои дела, а на милосердие Божие.
(преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханов))
--------------------------------------
...Желающие возвратиться туда (в рай), отсекают все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние.
(авва Исайя (Скитский))
-------------------------------------
Труден наш век для спасающихся, но знай, радость моя, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей, болезней и слез.
Люта зима, люты страдания, но сладок рай. Зачем бояться нам мучителей, разве мы не желаем сладости райской, и если желаем, то твердо будем верить в помощь Божию.
(преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин))
--------------------------------------
Царство Небесное обещано нам. Достигнем его деланием заповедей Божественных.
(преподобный Феодор Студии)
--------------------------------------
Никто не утруждается в раю, никто не алчет, потому что никто не грешит. Никто не чувствует там раскаяния, потому что нет там кающихся. Подвизавшиеся на поприще не выходят там на подвиг и пребывают в покое. Нет там старости, потому что нет и смерти: нет там предаваемых погребению, потому что нет и рождающихся.
Нет у них печали, потому что свободны от всяких страданий; нет у них опасения, потому что далеки от всяких сетей. Нет там противника, потому что брань кончена. Непрестанно себя и друг друга именуют блаженными, потому что прекратились их брани, венцы получены и в кущах их покой.
(преподобный Ефрем Сирин)
------------------------------------
...Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия.
(преподобный Симеон Новый Богослов)
------------------------------------
Как велико и число, и различие степеней, так же велико и число, и различие в достоинстве поселяемых; первая степень назначена покаявшимся, середина — праведникам, высота — победителям, Чертог Божества над всем превознесен.
(преподобный Ефрем Сирин)
-----------------------------------
В благословенной стране блаженства, <в раю>, нет ни вредоносного холода, ни палящего зноя. Там пристань радостей, там собрание всяких утех, там обитель света и веселия; там раздаются повсюду звуки гуслей и свирелей, слышны всею Церковью воспеваемые осанна и аллилуия.
(преподобный Ефрем Сирин)
--------------------------------------
Не должно и по воскресении ожидать чего-либо свойственного этому веку, но нужно знать, что в будущем веке жизнь ангельская и свободная от всяких нужд.
(святитель Василий Великий)
-----------------------------------------
Воспоминание райских удовольствий тоже может предохранить человека от падений.
В одном монастыре жил инок по имени Пимен. Был он из малороссов, неграмотный, уже старец лет семидесяти. По послушанию колол дрова, носил воду, разводил очаг. Повар монастырский отличался вспыльчивым характером, часто, рассердившись, бил отца Пимена чем попало: кочергой, ухватом, метлой. Никто никогда не видел, чтобы отец Пимен рассердился на повара или сказал ему обидное слово. Иногда кто-нибудь из братии спросит:
Больно тебе, отец Пимен?
– Ничего, по горбу попало, – ответит он, и его старческое лицо осветится улыбкой.
Однажды один иеромонах этой обители заснул на молитве и увидел сон: оказался он в саду с деревьями необыкновенной красоты, покрытыми плодами, испускающими тонкое благоухание.
– Кто хозяин этого чудесного сада? – подумал иеромонах и вдруг видит отца Пимена.
– Как, ты здесь? – воскликнул он.
– Господь дал мне его – это моя дача. Как сделается на душе тяжело, я ухожу сюда и утешаюсь.
– А можешь ты мне дать райских плодов?
– Отчего же, с удовольствием, протяни мне твою мантию.
Иеромонах протянул, и отец Пимен насыпал в нее много чудных плодов. В это время иеромонах увидел своего покойного отца, бывшего священником.
– Тятенька, тятенька, и ты тут! – радостно воскликнул он и протянул к нему свои руки. Конец мантии выпал из рук, а с ним и плоды упали на землю.
Иеромонах проснулся. Было утро. Иеромонах подошел к окну своей кельи и услышал крик:
– Ах ты негодяй! – кричал повар. – Опять мало воды принес, надо, чтобы все ушаты были наполнены, а ты и не заглянул в них вовсе, скотина!
Ругаясь, повар бил отца Пимена кочергой сколько у него хватало сил. Иеромонах вышел.
– Оставь его, – обратился он к повару. – Отец Пимен, где ты сейчас был?
– Да заснул немного в поварне и по старческой памяти забыл воды принести в достаточном количестве, чем и навлек на себя справедливое неудовольствие повара.
– Нет, отец Пимен, не скрывай от меня, где ты сейчас был?
– Где я был? Там же, где и ты. Господь по неизреченной Своей милости уготовил мне эту обитель.
– А что было бы, если бы я не уронил плоды? – спросил иеромонах.
– Тогда они остались бы у тебя, и ты, проснувшись, нашел бы их в мантии, но только я тогда оставил бы монастырь, – отвечал отец Пимен.
Вскоре после этого отец Пимен скончался и навсегда переселился в уготованную ему обитель. Да удостоит и нас Господь вселиться во святые Его дворы со всеми благоугодившими Ему.
(преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханов))