Здравствуйте! Предлагаю вам прочитать подборку с цитатами святых отцов о посте и небольшое мое дополнение к ним в виде рассуждений на эту тему. Пост святыми отцами имеется в виду часто не только как воздержание от употребления скоромной пищи в определенные дни, а что-то более обширное. Сюда они включают воздержание от всего злого. Т. е. блюдение за чистотой своих помыслов, за своим взором, вообще за своим поведением. Так же есть указание у них на то, что и пост может быть напрасным, если он будет совершаем с тщеславием. Т.е. на показ, в ожидании похвалы от окружающих, или возможно для утешения своего самолюбия. Например другие не могут так поститься, а вот я могу. Значит я лучше их. С другой стороны святые отцы указывает на необходимость разумного подхода к посту. Это подразумевает то, что и слишком строгий, и слишком слабый пост не полезен. Вообще, я пришел к выводу, что нужно и телесный и духовный пост по силе соблюдать. Т. е. и тело свое стеснять постом и следить за своим поведением, за своими помыслами. А еще, мне кажется, что если человек начнет в этом упражняться, то для него пост будет круглый год. Пусть и не в строгой мере, но он же не может бороться со своими грехами в определенные только дни в году. Он же всегда это будет делать. Ниже цитаты святых отцов о росте привожу. В комментариях можете написать как вы понимаете пост и есть ли для вас духовный пост.
-------------------------------
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
(преподобный Серафим Саровский)
------------------------------
Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его.
(святитель Иоанн Златоуст)
-------------------------------
...К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи...
(преподобный авва Фронт)
-----------------------------
Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
(преподобный Иоанн Лествичник)
----------------------------
Всякое лишение и всякое понуждение ценится перед Богом, по сказанному в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме» (Флп. 3:19). И в псалмах сказано: «От утробы матери заблуждаются» (Пс. 57:4). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
(преподобный Амвросий Латинский (Гренков)
---------------------------
Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства: этого достаточно тебе для спасения.
(святитель Иоанн Златоуст)
----------------------------
Если ты не можешь поститься, то по крайней мере можешь не роскошествовать, — а и это не маловажно и не далеко от пощения, и может укротить неистовство диавола.
(Святитель Иоанн Златоуст)
---------------------------
Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»