Когда мы видим человека противоположного пола красивого телом и душой, и приходит естественно мысль о том, что вот достойный партнер для брака, и всё вроде бы логично, но есть ещё духовная целесообразность для каждого человека вступления в брак.
Этот дневник создается не с целью отрицания брака, но является поводом к размышлению: "А что есть воля Божья обо мне?".
"Следует предпочесть худшему лучшее,– и возрадуется душа ваша о Господе."
На этой неделе прочитал такое вот письмо преподобного Георгия, Задонского затворника:
Скажу вам истинную повесть: некто из любомудрствующих и уклоняющихся от женского пола, путешествуя по подсолнечной стране, внезапно встретился в собрании с знаменитым полководцем и прошен был в дом его. И когда он посетил его и вошел в обстоятельные разговоры, внезапно быстрые глаза посетителя встретились с приятнейшими взорами девицы, сестры полководца. В ту минуту чрез умную проницательность успел он познать ее дарования, разум, глубокие мысли; одним словом, превосходные ее достоинства его пленили; влюбился, предложил руку, с приятностью был соответствуем. Итак, со временем приблизился час, который православно увенчивает взаимно предавшихся – одному для другого жить. Жених заключает себя в кабинет, погру-жается в глубокомыслие и говорит в себе: «Я люблю ее; горит к ней мое сердце; я пленился ее достоинствами и потому вдаюсь в оковы супружества. О, сколь я счастлив! Имею быть об-ладателем столь редких прелестей!..» Лишь только произнес сии слова, вдруг озаряется сердце его умным светом и картина превратностей явилась от начала мира до конца: тут тысяча смертей, разлучающих друг от друга, и оставшихся видится отчаяние. «Ужасаюсь! И в этом ужасе мысль внезапно изрекает в душе моей: «Несчастный! видишь суету сего мира? Почто убиваешь свою душу страстью плотской любви? Ежели ты теперь не хочешь преодолеть и победить страсть свою, то зри тысячу смертей! Осмотрись в сию минуту! Ты еще свободен от оков, готовых заключить тебя в суетное и тяжкое страдание. Опомнись! Ты сотворен для неба, для вечного наслаждения. Страшись сие менять на временное. Вообрази, сколько дев любомудрствующих в чистоте и непорочности, предавшихся на служение единому Богу, и сколь радостно претерпевать ангельский подвиг свой, чая вступить в чертог Господа славы! Стыдись слабости своей! Предпочти лучшее и решись оному последовать в сию минуту неотложно». Сердце мое крепко билось в таком сражении. Побуждаюсь открыть книгу, лежащую на столе, помышляя о себе: что откроется мгновенно, тому последую. Открыл Августиново исповедание. Читаю: «Оженивыйся печется о жене, как угодить жене. А неоженивыйся печется о Господе, како угодити Господеви». Виждь правоту. Какая разница! Рассуждай здраво, избери лучшее; не медли, решись, следуй; тебе не препятствует ничто. Я решился. Сердце исполнилось неизреченного веселья. Душа в радости. И кажется, ум был весь в небесном исступлении. В тот же час мне были поданы лошади. Я сел в ботик и мгновенно скрылся; и вот, заехавши к тебе, пересказал все мое приключение. Прощай!» Только я его и видел: а где он ныне находится, кто его знает? Это я пересказал вам для утешения в вашей печали, усердно желая вам истинных о Господе благоприятностей. Брат и покорнейший слуга
Георгий. Июня 27-го, 1824 года