О счастливом браке

  • По рекомендации одного дневниковца прочитала воспоминания жены Ф.М.Достоевского Анны Григорьевны Сниткиной. За что ему весьма благодарна, спасибо!
    Конечно это была героическая женщина, всю себя посвятившая служению своему знаменитому мужу и воспитанию его детей. А то, что он был знаменит, не значило тогда, что богат, даже в конце его жизни, когда Ф.М. практически носили на руках, они нуждались в деньгах. Полностью забыв о своих потребностях, она скромно одевалась, практически не участвовала в светской жизни, терпела вынужденную бедность, тяжелые болезни, игроманию, непредсказуемый характер и необоснованную ревность мужа. И при этом никогда не роптала, а всегда была благодарна Богу за жизнь рядом с гением и нелицемерно любила его. Конечно это был действительно Богом данный брак, в первую очередь для Достоевского, что бы было с ним без неё, сказать трудно. Поистине она была ангел, посланный ему с небес.

    Но дневник не об этом, кто желает, может прочитать эти Воспоминания, их легко найти в интернете. Просто там в самом конце находится интересное рассуждение Анны Григорьевны о том, почему их брак с Достоевским оказался счастливым, несмотря на огромную разницу между ними, а скорее даже благодаря ей.

    "Мне всю жизнь представлялось некоторого рода загадкою то обстоятельство, что мой добрый муж не только любил и уважал меня, как многие мужья любят и уважают своих жен, но почти преклонялся предо мною, как будто я была каким-то особенным существом, именно для него созданным, и это не только в первое время брака, но и во все остальные годы до самой его смерти. А ведь в действительности я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием, а образования была среднего (гимназического). И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение.
    Эта загадка для меня несколько выяснилась, когда я прочла примечание В. В. Розанова к письму Н. Н. Страхова от 5 января 1890 года в книге «Литературные изгнанники». Выписываю это примечание:
    «Никто, ни даже „друг“, исправить нас не сможет; но великое счастье в жизни встретить человека совсем другой конструкции, другого склада, других всех воззрений, который, всегда оставаясь собою и нимало не вторя нам, не подделываясь (бывает!) к нам и не впутываясь своею душою (и тогда притворною душою!) в нашу психологию, в нашу путаницу, в нашу мочалку, — являл бы твердую стену и отпор нашим „глупостям“ и „безумиям“, какие у всякого есть. Дружба — в противоречии, а не в согласии."
    Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой. Федор Михайлович, так много и одиноко мысливший о глубоких вопросах человеческой души, вероятно, ценил это мое невмешательство в его душевную и умственную жизнь, а потому иногда говорил мне: «Ты единственная из женщин, которая поняла меня!» (то есть то, что для него было важнее всего). Его отношения ко мне всегда составляли какую-то «твердую стену, о которую (он чувствовал это), что он может на нее опереться или, вернее, к ней прислониться. И она не уронит и согреет».
    Этим объясняется, по-моему, и то удивительное доверие, которое муж мой питал ко мне и ко всем моим действиям, хотя все, что я делала, не выходило за пределы чего-нибудь необыкновенного.
    Эти-то отношения с обеих сторон и дали нам обоим возможность прожить все четырнадцать лет нашей брачной жизни в возможном для людей счастье на земле"
    В этом ли действительно загадка и залог счастливого брака? И дружба в противоречии, а не в согласии? Немного парадоксально, но мне это понравилось.