Церковь Троицы Живоначальной (Ершово)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Церковь Троицы Живоначальной (Ершово)

Село расположено в живописном месте на правом берегу р. Мошли при ее впадении в р. Ворону, на границе Тамбовской и Пензенской областей. Река Ворона делает здесь живописный изгиб, за ней начинаются девственные леса с болотами и змеями, куда, по сельскому преданию, раньше ссылали колдунов. На трассе Тамбов-Пенза есть указатель – «Ершово – 5 км». Недалеко от деревни приходится остановиться – после дождя по грунтовой дороге легковой машине не проехать. Что ж, идем пешком. А как еще надо идти к храму?

Из материалов об истории села, хранящихся в местной библиотеке, можно узнать, что село было основано в 1706 году на бывшей Идовской дороге. Среди первопоселенцев был крепостной крестьянин помещиков Нарышкиных Иван Федорович Ершов. В конце 18 века село числилось за графом Алексеем Кирилловичем Разумовским. В селе провели детство декабристы Александр и Петр Беляевы, где их отец П. Г. Беляев служил у графа Разумовского. В 1805 году он был приглашен графом А.К.Разумовским в качестве управляющего его имениями в Пензенской и Тамбовской губерниях. Петр Григорьевич был талантливым экономистом и в течение пятилетнего управления значительно увеличил доходы в имении. При нем вместо сгоревшей деревянной церкви была построена нынешняя, каменная. Он, утомившись от бесконечных сельских пожаров, построил крестьянам дома из кирпича. В этих кирпичных «избах» живут и поныне. Подробно село описывал сын управляющего А.П. Беляев в своих «Воспоминаниях»: «Ершовское имение было барское в полном смысле слова, тут было все: и редкие фруктовые деревья в оранжереях, и на берегу реки сад с испанскими вишнями, теплицы, парники, всевозможные мастерские: слесарная, столярная, каретная, ткацкая. Для приезда графа был большой, хотя и одноэтажный дом из двадцати комнат с богатой мебелью и всеми принадлежностями... В доме была богатая библиотека, состоящая из книг на иностранных и русском языках. Тут были Моссе, Бальзак, Флобер, Золя, Байрон, Жорж Санд, Готье и др. Было много справочников и энциклопедических словарей».

Сейчас от усадьбы осталось немного: парк, ныне полностью заросший и производящий на редкость таинственное и причудливое впечатление, и красивая церковь. Троицкая церковь, построенная в 1811г. в стиле русский ампир, напоминает работы московского архитектора А. Кутепова. ( см Владимиров В.М. Старые архитектурные проекты планов фасадов и профилей церквей в стиле ампир александровского времени, собранные из старинных изданий 1809...СПб.,1913; Кутепов А. Фасады церквей, колоколен и иконостасов. М.,1829) В конце 19 в. между южным приделом и трапезной на средства землевладелицы Веригиной к церкви была пристроена миниатюрная пятиглавая часовня-усыпальница по проекту московского архитектора Михайлова (1892 г.) в русском стиле. Церковь и поныне является действующей. Эта церковь, как написано в истории, никогда не закрывалась, то ли руки советской власти не дотянулись до этих труднодоступных мест, то ли чудотворная икона Божьей матери «Достойно есть» охраняла. Эта икона была подарена церкви паломниками из Иерусалима более 250 лет назад. Александр Петрович Беляев в своих «Воспоминаниях» пишет о том, что посещение церкви было не просто ритуалом, а душевной необходимостью. После этого мысли наполня¬лись благородством, снисходительностью, а деяния - добродетелью и сердечностью. Ощущалось действие могущественной силы, которая плутовство и обман превращало в строгую честность и правоту, разврат - в целомудрие, раболепство - в истинную христианскую свободу. И 100 лет назад, и в наше время, 24 июня – в день празднования чудотворной иконы Божьей матери «Достойно есть», к образу едут священнослужители из Пензенской и близлежайших областей, монахи, послушники, прихожане, а также те болящие, для которых икона – последняя и единственная надежда на исцеление и помощь.