Оптина пустынь

Материал из Азбука паломники
Версия от 13:36, 15 июля 2015; Р.Б.Геннадий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Введе́нская О́птина пу́стынь''' — ставропигиальный мужской монастырь Русской правосл…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.

Расположение и внешний вид[править | править код]

Монастырь находится на расстоянии около 2-х километров на северо-восток от г. Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нём живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.

История[править | править код]

XV—XVIII века[править | править код]

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.

Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.

В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII века материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.

Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители развалились.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1764 года по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию.

В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчету числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.

В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.

XIX век[править | править код]

В 1802 году было начато строительство новой трехярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келлий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней келлиями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году — больничная, 23 октября 1811 года освятили Казанскую церковь.

18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти насельнов (вместе с настоятелем).

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

XX век[править | править код]

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».

На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии[1] НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1»[2], где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров[3], позднее отправленных в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.

1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

Храмы[править | править код]

Действующие[править | править код]

  1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750—1771 годах). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году): Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.
  3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.): Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
  4. Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.): Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.
  5. Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту
(построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В  этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу.  Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники  Скита.
  1. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»: Храм построен в 1997—2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  2. Храм в честь Преображения Господня: Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Восстанавливающиеся[править | править код]

  • Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила
в нижнем полуподвальном помещении. Находится на территории  Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма  размещается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные  работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся  водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита.  Посторонние не допускаются.
  • Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения построена каменная часовня.

Оптинские старцы[править | править код]

Основная статья: Собор Оптинских старцев

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые[4], а в 2000 году общецерковно[5]. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению[6]. Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин)
(1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества.  Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в  самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной  молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого  Духа.
  1. Иеросхимонах Макарий (Иванов)
(1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным  Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой  подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало  издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг  обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным  руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие  монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали  бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  1. Схиархимандрит Моисей (Путилов)
(1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества,  смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой  благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному  милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству  странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и  построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и  духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству  старца Моисея.
  1. Схиигумен Антоний (Путилов)
(1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный  подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший  крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в  скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления  преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара  учительного слова….
  1. Иеросхимонах Иларион (Пономарев)
(1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным  защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно  Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  1. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами[7], а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  2. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)
(1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в  себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского  руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким  подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и  утверждение в обители духовных заветов старчества.
  1. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  2. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
(1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший  образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы,  старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям  современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его  озаренным благодатным божественным светом.
  1. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
(1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что  благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого  старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в  русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему  открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел  сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в  нём покаяние.
  1. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов)
(1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом  великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и  исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни  революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в  решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  1. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов)
(1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который  подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары  чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во  дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры,  неустанно окормлял верующих.
  1. Иеромонах Никон (Беляев)
(1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник  и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение  уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников  и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  1. Архимандрит Исаакий II (Бобраков)
(1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю  тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест  настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен  несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел  тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской  могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Оптинские новомученики[править | править код]

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин); мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря[8] — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В следующем году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям советского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Настоятели и наместники[править | править код]

  • Макарий (Опта) (основатель)
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630) иером.
  • Дорофей (1688 — ?) иером.
  • Моисей (1700—1709) игумен
  • Дорофей (1709 — ранее 1716) игумен
  • Иосиф (упом. 1716) игумен
  • Леонид (1717—1724)
  • Сергий
  • Авраамий (1731 — ?)
  • Пафнутий (1760—1762), игумен
  • Моисей (1762—1763), игумен
  • Филарет (1763—1765)
  • Никанор (1765 — 27 марта 1768)
  • Серапион (1768—1770) иеромонах
  • Аристарх (3 декабря 1770 — январь 1775)
  • Феодосий (1775—1779) иеромонах
  • иеромонах Корнилий (1779—1780)
  • Александр (1780—1782)
  • Андрей (1783—1789) иеромонах
  • Иосаф (1789—1792) иеромонах
  • Антоний (1792—1795)
  • Иосиф (1795—1796) иером.
  • Авраамий (1796—1817) игум.
  • Маркелл (1817 — 1819), игумен
  • Даниил (Александров) (1821—1825), игумен
  • Моисей (Путилов) (1825 — 16 июня 1862) схиархим.
  • Исаакий (Антимонов) (1862 — 22 августа 1894) схиархим.
  • Досифей (Силаев) (1894—1899) архим.
  • Ксенофонт (Клюкин) (1899 — 30 августа 1914)
  • Исаакий (Бобраков) (30 августа 1914—1923) архим.
  • Иосиф (Братищев) (1987—1988)
  • Евлогий (Смирнов) (23 мая 1988—1990)
  • Венедикт (Пеньков) (с 1990)