Церковь свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце (Санкт-Петербург)
Церковь Николая Чудотворца при Мариинском дворце в городе Санкт-Петербург Домовый храм в Мариинском дворце, реконструированном в 1840-1845 из здания XVIII в. для вел. кн. Марии Николаевны. Освящён в 1845, интерьер реконструирован в 1859-1860. Находится в верхнем этаже, четырёхстолпное внутреннее помещение храма освещалось через световой фонарь на крыше. С 1885 в здании дворца проходили заседания Государственного Совета. Закрыт в 1918. Отреставрирован в 1980-х, с 1990 периодически проходят богослужения, в 2009-2013 восстановлен интерьер..
История[править | править код]
Мариинский дворец был построен для дочери Николая I Великой Княжны Марии Николаевны в 1839-1844 годах. Он стал подарком к свадьбе Великой Княжны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Строительство нового здания хотели поручить архитектору К.И. Росси, но тот был уже очень стар, и заказ достался А. И. Штакеншнейдеру. Место для будущего дворца выбирал сам Николай I — на левом берегу реки Мойки, там, где находился дворец графа Ивана Григорьевича Чернышева, построенный в 1762-1768 годах архитектором Ж.Б. Валлен-Деламотом.
В 1813 году дворец Чернышева был приобретен Департаментом уделов, а в 1824-1825 годах перестроен под школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой в 1832-1834 годах учился Лермонтов. Стены дворца графа Чернышева были частично использованы при строительстве Мариинского дворца.
Император хотел, чтобы Великая Княжна Мария с семьей поселилась не только в самом красивом, но и в самом уютном дворце Петербурга. Поэтому архитектору рекомендовалось использовать при постройке дворца самые современные технологии и материалы.
Вместо холодного мрамора при строительстве использовался в основном песчаник, поэтому внутри дворца обычно было тепло. На площадь выходили окна различных служебных помещений, а жилые комнаты располагались с обратной — тихой — стороны здания. Достаточное освещение в жилых комнатах обеспечивали внутренние дворики. Исходя из соображений пожарной безопасности, все перекрытия во дворце были сделаны не из дерева, а из стали.
В день, когда все строительные работы были завершены, Мариинский дворец открыли для свободного посещения, что было очень необычно для того времени.
Во дворце была устроена церковь, оформленная по проекту А. И. Штакеншнейдера в византийском стиле. Ее освятили в 1844 году во имя свт. Николая Чудотворца. В церкви был устроен замечательный по красоте мраморный иконостас. Настенные росписи выполнил князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств.
Мария Николаевна прожила в этом дворце всю жизнь. После ее смерти сыновья, чтобы расплатиться с долгами, были вынуждены продать дворец. В результате Мариинский дворец стал собственностью сразу нескольких государственных ведомств - разные его этажи заняли Государственный совет, Государственная канцелярия, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя и Военное министерство.
В марте-июле 1917 года Мариинский дворец служил резиденцией Временного правительства.
После октябрьского переворота домовая церковь была закрыта. Во дворце разместился Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), а после переезда Советского правительства в Москву - различные учреждения.
Во время Великой Отечественной войны здание служило военным госпиталем. За эти годы интерьеры дворца сильно пострадали: домовая церковь была разграблена, расписные стены замазаны штукатуркой, из вестибюля убран камин. Время от времени отдельные помещения дворца начинали реставрировать, но эти работы оставались незаконченными. С 1945 года в здании размещались Городской совет народных депутатов и его исполком. Только в середине 70-х годов ХХ века была проведена комплексная реставрация Мариинского дворца. В начале 1990-х годов в церкви возобновились богослужения.
Свое название Мариинский дворец, стоящий на южной стороне Исаакиевской площади, получил от имени дочери Николая I вел. кн. Марии Николаевны (1819–1876). По случаю ее свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец гр. Чернышева под великокняжескую резиденцию.
Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 был освящен сам дворец, а 17 января освятили церковь, во имя Свт. Николая Чудотворца. Она находилась на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными „под стюк“ колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил поч. гр. Иван Хихачев.
Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 в храме работал князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский.
По желанию Марии Николаевны евангельские сцены иллюстрировали милосердное отношение Христа к женщине: „Христос, Марфа и Мария“, „Спаситель и Мария Магдалина“ и др. Современник писал об этой отделке: „Своеобразие стиля в сочинении и выполнении стенной живописи и орнаментации придает этой церкви характер византийский…“. Тогда же в Париже по эскизу известного архитектора Виолле Ле Дюка были исполнены дарохранительница из лазурита и яшмы и двойной крест, свисавший с потолка и украшенный матовыми лампадками. Вход в храм был оформлен в виде портала с двумя порфирными колоннами, дверь украшена кованым железом и обита гвоздями с алмазными головками. Стены лестницы, ведущей к церкви, расписали орнаментами, на площадке установили икону Корсунской Божией Матери.
С церковью была соединена красивой решеткой молельня с отдельным входом. В ней Гагарин разместил старинные иконы, в том числе реликвии семьи Романовых и образа, подаренные Марии Николаевне при ее венчании. Посетивший дворец Теофиль Готье отметил: „Все эти маленькие иконы, выполненные по неизменному канону православной церкви, покрывают от плинтуса до фриза высокие стены этой молельни, с вечно горящими лампадками, которые освещают мерцающим светом святых дев, их смуглые лики и руки в окладах, с золотыми нимбами, более таинственных и более отмеченных религиозным чувством, в своей священной неподвижности, чем многие произведения более совершенного исполнения“.
После смерти владелицы ее сыновья, чтобы расплатиться с долгами, были вынуждены продать дворец. В результате Мариинский дворец стал собственностью сразу нескольких государственных ведомств - разные его этажи заняли Государственный совет, созданный в 1801 «для рассмотрения и уважения государственных дел и постановлений», Государственная канцелярия, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя и Военное министерство. После смены владельцев дворца православная церковь упразднена не была.
Храм был закрыт после октябрьского переворота, в начале 1918: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После последней войны в церкви находился кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию С. Петербурга. В начале 1990-х годов церковь освятили, и ныне она приписана к Исаакиевскому собору. С 1990 в ней по особому расписанию проходят богослужения.
С 1999 года в здании Мариинского дворца ведутся реставрационные работы. За это время в домовой церкви был воссоздан верхний центральный световой фонарь, на куполе которого вновь водружен изготовленный реставраторами золоченый крест. Полностью реконструкция закончится только в 2011-2012 годах. Еще предстоит воссоздать иконостас и настенную роспись в византийском стиле.
Современное состояние[править | править код]
С 1999 года на здании Мариинского дворца реставрационные работы ведет «Лапин Энтерпрайз». За это время выполнен большой объем работ по комплексному реставрационному ремонту лицевого фасада здания общей площадью около 3000 м2, включая работы по воссозданию и реставрации каменного и металлического декора, штукатурки, лепного декора и окраски. Таким образом, фасаду был возвращен исторический облик.
Специалисты компании произвели работы по реставрации лепных барельефов на фасаде здания, реставрационному ремонту кровли, в том числе над домовой церковью. Был воссоздан верхний центральный световой фонарь, на куполе которого вновь водружен изготовленный реставраторами золоченый крест.
Храм cвт. Николая Чудотворца приписан к Казанскому кафедральному собору Санкт-Петербурга.
Как добраться[править | править код]
Проезд: Пешком от ст. метро «Садовая», «Сенная», «Невский проспект», «Адмиралтейская»
Адрес: 191107, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 6
Расписание богослужений[править | править код]
Богослужения совершаются по особому расписанию.
Ссылки[править | править код]
- Храм Свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце. Общие сведения
- Церковь Мариинского дворца
- Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца при Мариинском Дворце. Фотографии
- Домовая Церковь свт. Николая Чудотворца при Мариинском дворце. История
- Храмы России. Церковь Николая Чудотворца в Мариинском дворце