Церковь апп. Петра и Павла при РГПУ (Санкт-Петербург)

Материал из Азбука паломники
Версия от 13:08, 12 мая 2020; DmitryNel (обсуждение | вклад) (Замена текста — «45» на «45»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Церковь Петра и Павла находится в самом центре города Санкт-Петербурга и существует уже почти два века. Она является домовым храмом и располагается на территории Российского Государственного Педагогического Университета.

История[править | править код]

Первые 100 лет своего существования храм находился при Санкт-Петербургском Училище Глухонемых и являлся его домовой церковью.Училище было создано Императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I. Знаменитый историк Карамзин высказывал мнение, что Мария Федоровна была лучшим «министром просвещения» в России. Плетнев называл ее «министром благотворительности».

Имеются документальные свидетельства, что во время путешествия с Павлом I по Европе она посещала различные образовательные и благотворительные учреждения. Во время пребывания в Париже она делала это с особым тщанием, императрица ознакомилась и с обучением в Парижском институте глухих, слава о котором доходила и до Российской империи. И вот 2 декабря 1806 г. в Павловске открывается опытное училище для глухих детей обоего пола. Всего 12 человек, обучались в нем на собственные средства императрицы по системе известного аббата де Л'Эпе.

В здание на углу Гороховой и Мойки училище переехало не сразу. В 1810 г., по воле Императрицы, оно было переведено в Петербург, на Выборгскую сторону, в здание, купленное у некоего Порошина и принадлежащее Петербургскому воспитательному дому. Тогда число воспитывающихся было увеличено до 24 человек. В 1816 училище переводят с Выборгской стороны в здание благородного Вдовьего дома (Смольный монастырь), и, наконец, в 1820 г. оно окончательно обосновывается на Гороховой, в обширном доме, купленном за 300 тыс. руб. ассигнациями (средства, выделенные Императрицей из своей личной казны) у жены надворного советника Кусовниковой.

К началу XIX века на всей нынешней территории РГПУ имени А.И. Герцена сложилась целая сеть благотворительных учреждений, действовавших под покровительством императрицы Марии Фёдоровны: классы для подготовки фельдшериц, аптекарей, писарей, учителей, гувернанток, а также училище садоводства, ланкастерская школа... Сюда же Мария Федоровна перевела училище для глухонемых детей.

В первые 10 лет (до 1820 г.) у училища не было ни церкви, ни законоучителя. Впрочем, это едва ли было возможно в условиях постоянных переездов. Основательница Училища, Императрица Мария Фёдоровна в своём письме аббату Сикару (директору Парижского института глухих) в 1808 г. указывает, что единственным пробелом в обучении глухонемых в Училище, является отсутствие преподавания Закона Божьего. Говоря об успехах детей в счёте, письме и устной речи, Императрица выражает беспокойство, что «…понятие о Божестве и вероучении остаются для них ещё недоступными…». Этот пробел был восполнен с приездом в Училище лучшего ученика Сикара Жана Батиста Жоффре, который с 1810 г. занял должность директора Училища. В 1811 году, в докладе Почётного Опекуна Императрице об успехах учащихся говорится, что все старания Жоффре сводятся «…не только к тому, чтобы умножить сведения глухонемых относительно окружающих их предметов, но и дать ясное понятие о Боге и сделать их…участниками Христовой веры».

Вопрос об устроении церкви был поставлен сразу после переезда на Гороховую. В рапорте на Высочайшее имя ноября 1820 г. почетный опекун А.И. Нелидов сообщает, что священник Федор Измаилов «...изъявил желание занять сие место, с тем, чтобы сверх священнических его обязанностей употребить себя и в классических занятиях с воспитанниками сего училища по распоряжению директора». Далее, из рапорта видно, что директор Жоффре, испытав способности священника в области преподавания Закона Божия, согласился на его кандидатуру. Таким образом, вопрос о священнике и законоучителе был решен.

В 1821 г. завершилась и постройка храма: во имя св. апостола Павла, по проекту ученика А. Воронихина Петра Плавова, который служил архитектором учреждений Марии Феодоровны. 19 февраля храм освятил наместник лавры архимандрит Товия.

Церковь просуществовала всего 19 лет. 30 июня случился пожар. Иконостас был разобран, престол, жертвенник, антиминс, иконы, священные сосуды, ризы, богослужебные книги вынесены и сохранены от пожара. Церковь не возобновлялась до 14 мая 1847 г. Все богослужения, кроме, Литургии, совершались в зале.

Популярность училища росла, увеличивалось и число обучающихся в нем, следовательно, и число служащих. Прежнее здание стало уже слишком тесным, поэтому в 1843 г. Николай I утвердил проект расширения училища. По данным, приводимым в «Историко-статистических сведениях» и в очерке об училище Н.Лаговского, предложения о новой церкви рассматривались только начиная с 1844 г., но это не совсем верно. Среди бумаг училища, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, находится записка, подписанная самим П.С. Плавовым, от 10 декабря 1842 г., в которой говорится об устройстве над возобновляемой церковью каменного свода. Как пишет сам Плавов, функции этого свода - «во-первых, прочность строения, во вторых, безопасность от огня, в третьих, самым подъемом свода, противу прямого потолока, выигрывается значительное пространство воздуха, что в церкви с устройством хор необходимо...». Таким образом, проекты о создании новой церкви на месте старой имели место уже никак не позже конца 1842 года.

Однако строительство храма началось только в 1844 г. 29 июня была заложена алтарная часть храма - во имя св. апостолов Петра и Павла, а 14 (27) мая 1847 г. новую церковь освятил преосвященный Нафанаил, епископ Ревельский, викарий Петербургской епархии.

Одновременно со строительством храма Плавовым была произведена внутренняя перепланировка здания. Был существенно изменен и фасад здания: в центре, над церковью, находившейся на третьем этаже, как и говорилось в вышеприведенном проекте, был надстроен четвертый этаж, а фасад украшен десятью мощными полуколоннами и завершен высоким аттиком с прорезанным в нем полуциркульным окном. Некоторое чисто внешнее сходство композиции центральной части фасада со зданием Биржи даже дало впоследствии основание для предположения, будто бы это здание было построено в 1810-х гг. Т.Тоном, что, впрочем, совершенно не основательно. В таком виде дом сохранился до наших дней, являясь ценным памятником архитектуры русского позднего классицизма.

В начале 1860-х гг. на гребне крыши над церковью был установлен бронзовый крест, вышиной, с шаром и чашкой, 3 1/4 аршина (2 метра), пожертвованный церковным старостой, купцом А.Д.Елагиным.

Внутри храм представлял вид корабля, усеченного на одном конце прямой стеной. Пять окон находились на западной стороне, шестое, полукруглое - над ними в своде, с южной стороны — сплошные стены; два окна на восточной стороне, подле клиросов, и два — в алтаре. Кругом храм с трех сторон охватывали хоры, обнесенные железной решеткой; такой же решеткой были обведены и клиросы. Восемь свободно стоящих круглых кирпичных колонн, отделанных под желтый мрамор, с гипсовыми капителями ионического ордера и обитыми медью базами, поддерживали свод, а десять кронштейнов, прикрытых большими алебастровыми фигурами, служили опорами для хор. Двенадцать пилястр по стенам и кругом церкви под сводом выведенный карниз под желтый мрамор вместе с колоннами украшали храм.

В течение многих лет храм украшался на средства жертвователей, в основном церковных старост. Здесь мы приводим описание его таким, каким он был в начале XX века, до разорения его в послереволюционные годы. Алтарь отделял от храма деревянный резной иконостас, вызолоченный, двухъярусный, с четырьмя колоннами, вдававшийся уступом в алтарь. Все иконы в иконостасе, а также стоявшие отдельно в киотах образы апостола Павла и св. блгв. князя Александра Невского, были взяты из прежней церкви и писаны на полотне художником Васильевым. Во втором ярусе иконостаса находились вновь написанные сыном прежнего художника, также Васильевым. Все эти иконы были покрыты металлическими высеребренными ризами с золочеными венчиками. На вершине иконостаса находился крест с Распятием, выполненный по рисунку архитектора Макарова и поставленный в 1859 г. В 1903 г. на него была пожертвована металлическая высеребренная с вызолоченным венцом риза. В 1859 же г. по сторонам «Тайной Вечери» были поставлены резные из дерева и вызолоченные символы ветхозаветной церкви: скрижали, жезл Аарона, и, новозаветные, - чаша, Евангелие и крест, и другие украшения.

Престол и жертвенник были дубовыми. Под престолом — дубовый крест, в который при архиерейском освящении этого храма вложена частица св. мощей. Антиминс был священнодействован епископом Нафанаилом, а подписан митрополитом Антонием. В 1904 г. престол был покрыт металлической под стеклом одеждой с чеканно-художественным изображением Воскресения Христова, Крещения Господня, Нагорной проповеди и Святых: апостолов Петра, Павла и Иоанна и великомученицы Екатерины. За престолом стоял крест с изображением Распятия, покрытый ризой с золоченым венчиком. Запрестольная икона, «Взятие Божией Матери на небо», была написана на полотне неизвестным художником. Икона над жертвенником — «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» - по преданию, являлась вкладом Императрицы Марии.

Солея возвышалась на одну ступень. На ней у клиросов стояли отделанные малиновым штофом, с золотой бахромой и кистями хоругви, пожертвованные плотником Федотовым в 1847 г. Кроме того, у клиросов, в особых, украшенных позолоченной резьбой, киотах стояли иконы: у правого клироса — Казанской Божией Матери, у левого — св. Николая Чудотворца; обе иконы — в ценных серебряных ризах, украшенных драгоценными камнями. Рядом с ними у обоих клиросов стояли деревянные, с позолоченной резьбой, аналои: справа с Казанской иконой Божией Матери справа, слева — с образом Двунадесяти праздников, писанным на полотне учителем рисования Александром Беллером.

За правым клиросом у окна при входе в ризницу находилась Голгофа, поставленная в 1899 г. Перед ней стояла металлическая гробница с Плащаницей, с художественными изображениями, в футляре. Все иконы были покрыты серебряными ризами. В центре храма висело бронзовое вызолоченное паникадило о 48-ми свечах. Освещение по всей церкви — в паникадилах, люстрах и бра — было, по крайней мере, в начале XX в., электрическим.

К церкви относились некоторые прилегающие к ней помещения. Вправо от алтаря находилась особая палата — ризница и книгохранилище, влево — притвор. В притворе по стенам в деревянных, украшенных резьбой и позолотой, киотах висели образа. Здесь же стояла металлическая с художественными изображениями панихидница и свечная лавка; узкая лестница вела на хоры. По середине притвора с потолка спускалась бронзовая, вызолоченная через огонь, люстра в 12 свечей, пожертвованная купцом А.Д.Елагиным.

Основанное вдовствующей Императрицей Марии, училище глухонемых на протяжении всего своего существования находилось под особым покровительством царствующей Фамилии. Это обстоятельство не могло не отразиться и на церкви, где тщательно сохранялись все дары и предметы, связанные с памятью ее Августейших покровителей. Н.Лаговский в своем очерке об училище упоминает четыре такие достопримечательности храма. Первая из них, наиболее чтимая воспитанниками и служащими училища, — это икона святых: Равноапостольной Елены, Архистратига Михаила, святителя Филиппа и преподобного Ефрема Сирина. Она нарисована по выпуклому картону, с вышитыми золотом, по серебряному глазету, ризами. Эту икону 11 февраля 1829 г. пожертвовала в церковь Мария Федоровна. По преданию, вышивка сделана самой Императрицей. Для этой иконы ко дню 50-летия училища был сооружен киот, из темного дуба, с резьбой, в виде креста. В этот киот был также вложен ковчежец с выпиской из завещания Императрицы.

Другой достопримечательностью было облачение для священника и диакона малинового бархата, обшитое золотым позументом; на оплечьях ризы была сделана из золотого же позумента буква «М» с короной. Облачение это было прислано в церковь 8 октября 1829 г., после кончины Императрицы Марии, по воле Николая I.

В 1880 г. Александр II пожаловал училищу серебряное Распятие в память о своей бабушке, Императрице Марии Федоровне, которое также чтилось в училище. Оно лежало на бархатной подушке на резном аналое темного дуба, заключенное под зеркальным стеклом.

Наконец, еще одной святыней была икона - изображение святых: Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Михаила Архангела, Ксении и Царицы Ольги — в резном, темного дуба киоте. Эта икона была пожертвована служащими училища в память о чудесном избавлении Александра III и Царской Семьи от железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г. Наверху киота, над образом, металлическими буквами было написано: «Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих».

После октябрьского переворота 1917 г. Петро-Павловский храм стал приходским, в марте 1918 г. при храме была образована община, одновременно состоялась передача храма со всем находящимся в нём имуществом и церковной утварью созданной общине. Приходской совет общины состоял тогда из 12 человек, служащих в училище, и прихожан, живущих вблизи храма. Председателем общины являлся последний настоятель храма и законоучитель в училище глухонемых протоиерей Михаил Дымский. В августе того же года, когда вышли два декрета о ликвидации домовых церквей, храм был признан не подлежащим закрытию в виду особенностей богослужений, предназначенных для глухих.

Однако открытым храм был не долго, фактом существования при учебном заведении церкви был сильно обеспокоен коллектив центральной государственной фабрики производства одежды им. Володарского. На заседании бюро коллектива 31 января 1923 г. сообщалось, что бывший директор училища Янковский, осуждённый за «сокрытие церковных ценностей при церкви института глухонемых», вернулся в институт и «ведёт усиленную агитацию о его приёме обратно на должность директора», а так же о том, что в институте до сих пор в церкви служит священник. Бюро коллектива постановило немедленно выселить Янковского и его дочь из служебной квартиры на Гороховой, 18 и уволить священника, а так же ходатайствовать перед советом Центрального городского района о закрытии церкви. Этот план и был осуществлён в ближайшие полтора месяца.

Через неделю исполком Центрального городского района получил отношение от бюро коллектива фабрики, в котором отмечалось, что «при институте глухонемых... несмотря на все на этот счёт постановления, функционирует домашняя церковь, каковая посещается, к глубокому сожалению, детьми института». Далее бюро просило закрыть церковь, дабы положить конец «этому недопустимому явлению, которое нежелательно отражается на детях института».

Исполком передал это отношение в административный подотдел Петрогубисполкома, прося указаний, как поступить, так как удовлетворению ходатайства бюро фабрики мешало упомянутое разрешение богослужений в церкви, принятое малым президиумом 5 апреля 1922 года. Копию этого постановления и прислал в ответ на запрос исполкома административный подотдел. Но уже через 3 дня, 16 февраля в Президиум губисполкома поступило ходатайство от самого административного подотдела о закрытии церкви по той же причине: посещение церкви воспитанниками института глухонемых. В отношении, в частности, указывалось, что «... данные обследования Отдела управления Петроградского губернского исполкома в апреле месяце 1922 г. в настоящее время не отвечают действительности, ибо за отсутствием посещения религиозных служб верующими гражданами из глухонемых, богослужения происходят обычным порядком, без каких-либо специфических особенностей (общения мимикой и т.п.».

Церковь была закрыта и священник Михаил Дымский уволен. Дальнейшая судьба его неизвестна. Храм святых апостолов Петра и Павла был закрыт в 1923 г. — последним из всех храмов на территории Педагогического университета, и одним из последних среди храмов при государственных учреждениях в Петербурге. Помещение отдали под клуб, а всё церковное имущество бесследно исчезло.

Современное состояние[править | править код]

В советское время здание Императорского училища глухонемых заняли филологический и исторический факультеты педагогического института, переименованного позже в Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена. В бывшем храме Петра и Павла находилась библиотека филологического факультета. После того как этот факультет в начале 90-х годов XX века переехал на 1-ую линию Васильевского острова, помещение церкви стояло заброшенным и заваленным мусором.

В 1996 году небольшая группа студентов и преподавателей захотели возродить храм Петра и Павла, сохранившийся в наиболее удовлетворительном состоянии по сравнению с другими домовыми церквями, находящимися на территории РГПУ им.А.И. Герцена. Среди них были студенты исторического факультета Сергей Тутолмин, Ксения Смирнова, её супруг Сергей Смирнов (ставший первым старостой небольшой общины), преподаватель русского языка и литературы Ольга Алексеевна Белянова, сотрудник педагогического университета Винокурова Марина Николаевна, студентка факультета иностранных языков Ольга Ершова и другие.

Они обратились к ректору РГПУ им. А.И. Герцена Г. А. Бордовскому с просьбой о возрождении храма и получили разрешение. В мае 1996 года Ольга Ершова ездила за благословением на возрождение церкви к отцу Николаю Гурьянову. Старца окружала большая толпа народа, и Ольга несколько раз пыталась обратиться к нему, на что о. Николай, не дослушав её, говорил: «Бог тебя благословит».

31 июля 1996 г. было 1-е приходское собрание ещё не зарегистрированной общины студентов и преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена. Собрание проходило по благословению благочинного — священника Владимира Сорокина в храме Новомученников и исповедников Российских около Московского вокзала. О. Владимир благословил искать священника для возрождаемого храма. Первым настоятелем храма после советского времени стал священник Виталий Головатенко.

Предстояла большая работа по восстановлению церкви. С начала учебного года студенты стали заниматься её расчисткой. Храм был буквально завален горами мусора, в нём нередко ночевали бомжи, в алтаре не было пола. Помещение находилось в аварийном состоянии и до 2000 г. в нём не было электричества. Но помещении храма не было перестроено и главное, было совершенно свободным.

Небольшая община собиралась по четвергам на втором этаже 20 корпуса в аудитории, названной часовней, проводились беседы и чаепития. Именно в часовне 16 ноября 1997 г. впервые после 70-летнего перерыва была отслужена Божественная Литургия. Летом 1998 г. первую Литургию в самом храме отслужил священник Артемий Скрипкин, который 29 марта 1999 г. стал настоятелем возрождающегося храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им.Герцена.

В 1999 г. храм был передан Епархии. Богослужения для глухих возобновились здесь в октябре 2000 года. Теперь службы, которые сопровождаются сурдопереводом, проходят каждую неделю.

26 ноября 2006 года в РГПУ им.Герцена состоялось празднование 185-летия освящения храма святых апостолов Петра и Павла. Впервые с 1847 года было отслужено богослужение архиерейским чином — Божественную Литургию совершил архиепископ Тихвинский Константин, ректор СПбДАиС. За богослужением ректор Университета академик РАО Г. А. Бордовский был награждён орденом свт. Иннокентия митрополита Московского.

С июня 2012 года новым настоятелем храма свв. апп. Петра и Павла стал священник Дмитрий Симонов.

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Проезд:

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла находится в самом центре города Санкт-Петербурга. Она является домовым храмом и располагается на территории Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена в 20-м корпусе на третьем этаже.

Хотя храм находится на улице Гороховой, д. 18, попасть в него возможно только со двора университета, где на внешней стороне абсиды церкви виден образ Спасителя. Крест, установленный на крыше, хорошо различим с обеих сторон Гороховой улицы, фасад украшают 10 полуколонн с коринфскими капителями.

Адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 18, корп.20 (наб. реки Мойки, д. 48)

Тел.: +7 (812) 571-87-87, +7 (921) 562-57-78

E-mail: mail@hram-rgpu.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений[править | править код]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Ссылки[править | править код]