Храм великомученика Димитрия Солунского (Березино)
Каменное здание храма было возведено в 1894-98 годах. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля.
История
Расположена за западной окраиной села на кладбище. В 1738 г. (по другим источникам в 1742 г.) здесь была поставлена деревянная церковь Дмитрия Солунского с приделом Благовещения (сильно перестроена в 1847 г.). Ныне существующая каменная церковь с приделами Благовещения и Ильи Пророка сооружена на земле, пожертвованной дворянином С.С. Устимовичем, на средства прихожан. «Строителем» (возможно, подрядчиком) был тверской купец А.Г. Щербаков, а наблюдали за работой последовательно сменявшие один другого архитекторы В.И. Кузьмин, П.Ф. Федоров и А.П. Федоров. Здание было возведено в 1894-98 гг., внутренняя отделка и освящение относятся к нач. 20 в. Церковь построена из кирпича в технике лицевой кладки на цементном растворе, имеет белокаменные цоколь и детали декора. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля.
Храм типа восьмерик на четверике имеет обширную трапезную и трехъярусную шатровую колокольню. Четверик с пониженной полукруглой апсидой несет широкий приземистый восьмерик на низком постаменте, завершенный восьмидольной кровлей с луковичной главкой на металлическом барабане. Низкая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей гораздо шире четверика. Над нижними ярусами колокольни, прямоугольными в плане, возвышается восьмигранный ярус звона, увенчанный небольшим шатром с луковичной главкой. На храме и колокольне сохранились кованые кресты своеобразного типа.
Арочные завершения окон храма, высокие сводчатые потолки, потрясающие росписи в псевдорусском стиле колонн и сводов, повторяющие росписи храмов Московского Кремля, делают его зрительно еще более высоким и светлым . Светло-голубой фон и яркий растительный орнамент на сводах трапезной храма повторяется и в обрамлении ростовых фигур тверских и храмовых святых, изображенных на колоннах, делящих трапезную на три части. На сводах изображены архангелы, на тромпах — евангелисты. Все росписи подлежат восстановлению, так как невзирая на варварское отношение к храму в 30-е годы прошлого века, когда в алтаре его была размещена скотобойня, и на тяжелые военные годы, когда при артиллерийском обстреле была повреждена стена и уничтожена часть иконостаса, все же более 50% росписей дожили до наших дней в удовлетворительном состоянии.
Росписи начала 20 века выполнены скорее всего художниками Московской школы. Слева — Святой пророк Илия (в северном приделе Илии пророка). Справа — Святой благоверный князь Михаил Тверской (в летнем храме).
От главного иконостаса в храме сохранились фрагменты масляной живописи нач. 20 в. В духе эклектики остались части двух верхних ярусов — Деисусного и Пророческого, иконы здесь разделены колонками с коринфскими капителями.
Иконостас южного придела (Благовещения Пресвятой Богородицы) трапезной (нач. 20 в.) — интересное произведение в духе эклектики, отличающееся пластичностью построения. В его двухъярусной композиции нижний ряд расчленен витыми колонками, несущими карниз, на котором помещались иконы Праздничного чина с крупными кронштейнами между ними. Центр иконостаса отмечен трехгранным выступом, увенчанным тремя массивными трехлопастными киотами с витыми колонками, средний в резном обрамлении, боковые с маковками наверху. Слева от царских врат над иконой устроен балдахин. Иконостас декорирован глухой резьбой.
Современное состояние
Освящение престола действующего южного Благовещенского придела трапезной храма состоялось 17 января 2015 года митрополитом Тверским и Кашинским Виктором. В возрожденном храме прошло первое богослужение. Божественную литургию возглавил в храме митрополит Тверской и Кашинский Виктор, Владыке сослужили благочинный II-го Калининского округа иеромонах Дионисий (Батраев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии иеромонах Иаков (Стёпкин), настоятель храма Димитрия Солунского в Березино иеромонах Петр (Карпенко), настоятель Покровской церкви с. Тургиново протоиерей Андрей Миляев, братия Троице-Сергиевой Лавры.
Святые
Священномученик Николай родился 20 ноября 1881 года в селе Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии в семье псаломщика. Окончил школу в Великих Луках и духовное училище. В 1899 году Николай Алексеевич был назначен псаломщиком ко храму в селе Бологое. В 1907 году он был переведен в Великие Луки. 24 мая 1911 года Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Троицкому храму. В 1921 году диакон Николай был переведен в храм Иоанна Предтечи в Твери.
В марте 1928 года митрополит Тверской Серафим (Александров) рукоположил диакона Николая в сан священника и назначил на должность настоятеля Богоявленского храма в селе Никитское недалеко от Твери. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, и отца Николая направили сюда, поскольку он был известен священноначалию как непоколебимо придерживающийся православия. Приход присоединился к Патриаршей церкви, и отец Николай прослужил здесь полгода. Староста и псаломщик храма, сочувствовавшие обновленцам, были недовольны таким исходом дела и предпочли закрыть с помощью властей храм, после чего здание было отдано под школу.
15 сентября 1928 года отец Николай подал прошение за штат и стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих церковных знакомых. Питался он в это время подаянием. Приехав в начале марта 1930 года в Москву, он утром 8 марта пришел к дверям Мосторга на Рогожской заставе и стал просить милостыню. Через час к этому месту, где собрался народ, подошел милиционер. Он увидел, что среди толпы стоит священник и что-то говорит, но слов не было слышно. Подойдя ближе, милиционер спросил: «Что вы здесь делаете?» – «Прошу подаяния. Шествую из одного города в другой», – ответил отец Николай. Милиционер потребовал, чтобы священник проследовал за ним, и доставил его в 43-е отделение милиции, где он сам служил помощником начальника.
23 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора он был переведен в Бутырскую тюрьму, откуда с очередным этапом отправлен на север.
По окончании срока ссылки отец Николай приехал в Тверь, и архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем в храм в селе Березино Тургиновского района Тверской области. Здесь отец Николай служил до 1937 года. 10 августа этого года он был арестован и заключен в тюрьму в Твери.
10 сентября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Павлинов был расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на окраине Твери. [1]
Святыни
Храмовая икона Чудо св. великомученика Димитрия Солунского с частицей мощей святого была подарена приходу одним из благотворителей.
Предположительно время создания иконы совпадает с оформлением храма фресками и освящением, т.е. — начало ХХ века.
Икона интересна подбором святых, расположенных в медальонах на полях и в среднике иконы. Так, на полях, помимо древних святых — мчцц.Марии, Екатерины, Параскевы Пятницы, свт. Константина и Елены, святителя Василия Великого, изображены русские святые — Сергий Радонежский, Александр Свирский, благоверный князь Феодор. Верхнее поле украшено медальонами с изображением Архангелов Михаила и Гавриила. Можно предположить, что это — небесные покровители дарителей иконы. В правом углу средника иконы избранные святые:
Престольные праздники
Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября (день преставления)
Приделы:
Контакты
Адрес: Тверская обл., Калининский р-он, д. Березино, ул. Садовая, д. 69
Телефон: +7 (960) 701-28-20
Электронная почта: inkodnitor@yandex.ru
Проезд: 15 км на юг от Твери по Тургиновскому ш., поворот на дер. Березино
Фото
Видео
Ссылки
- ↑ Использован материал книги: Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7». Тверь, 2002. С. 124-127