Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита)

Идёт загрузка карты…
Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита)

Монастырь Агиа Лавра основан в 961 году, один из древнейших монастырей Пелопоннеса, представляющий также собой символ зарождения современной независимой Греции. Греческое название — Αγία Λαύρα Καλαβρύτων.

История

Первое упоминание о го­роде Калаврита в греческих ис­точниках относится к 776 году до Рождества Христова. Тогда город назывался Кинется («те, кто любят охоту»). Жители этой гористой местности лег­ко приняли Христианство и крепко держались за свою веру во времена римских гонений в соседнем Коринфе. Некоторые счита­ют, что им проповедовал сам святой апостол Лука.

Монастырь Агиа Лавра, основанный в 961 году, вскоре стал важным духовным и культурным центром. Он играл особую роль во времена турецкого ига, когда местные жители нелегально содержали собственные школы, трудились и сохраняли яркое ощу­щение своей принадлежности к греческому народу. Два духовных центра, Агиа Лавра и Мега Спилеон, стоявшие, как крепости, с северо-восточной и южной сторон города Калаврита, на протяжении столетий поддерживали право­славную греческую культуру в условиях турецкой оккупа­ции.

Изначально монастырь Агиа Лавра был связан с монасты­рем Великая Лавра на Афоне. В 1585 году турки сожгли мона­стырские здания, которые про­стояли шестьсот лет; многие монахи приняли мученический венец. В 1600 году монастырь был отстроен заново, а в 1645 году знаменитый иконописец Анфимий закончил работу по украшению храма фресками. Восстановленный храм сохранился до наших дней.

Нынешний монастырь Айа Лавра, построенный в афонском стиле, стоит примерно в трехстах метрах от древнего храма. В 1715 году турки вновь захватили эту область после короткого периода венецианского правления, и монастырю пришлось жестоко поплатить­ся за участие в национально-освободительном движении. Позже его сожгли как «колыбель» Восстания 1821 года, а еще через пять лет множество монахов было убито войсками Ибрагим Паши, посланными подавить восстание. На следующий год повстанцы, рас­положившиеся в соседнем монастыре Мега Спилеон, нанесли вой­скам Ибрагим Паши поражение. Два года спустя монастырский храм был отстроен заново в виде базилики с центральным купо­лом, однако землетрясение 1844 года снова его разрушило. В 1850 году храм восстановили. Он простоял до дня массового убийства местных жителей, учиненного здесь немцами в 1943 году.

Нынеш­ний свой вид здания монастыря обрели после реставрации 1950 года. Историческая роль Айа Лавры состояла в том, что она была местом, где происходили события, непосредственно связанные с Восстанием 1821 года, освободившим Грецию от турецкой оккупа­ции. 8/20 марта 1821 года в Айа Лавре состоялось тайное собрание под председательством архиепископа Древних Патр Германа. Он провозгласил независимость Греции и на следующий день повел повстанцев в наступление на турок в Патрах. Несмотря на то, что к тому времени уже восстали Фракия и южный Пелопоннес, это был сильный поступок. Воззвание архиепископа Германа и клятва вер­ности, принесенная всеми присутствующими, стали темой произве­дений греческой литературы и искусства. Собравшиеся принесли клятву на алтарной завесе — хоругви XVI века с изображением Успения Пресвятой Богородицы, ставшей первым знаменем осво­божденной Греции. Историк монастыря Д. Велаорас пишет: «Для греков это знамя приобрело огромное значение как символ борь­бы за национальную независимость, а турки смотрели на него с бешенством, словно бык на красный платок. Ибрагим Паша назы­вал его «проклятой тряпкой» и предлагал щедрую награду за его захват». Однако братия тщательно хранила свое сокровище, и на­града так и осталась невостребованной.

Одно из самых трагических событий в истории этого края про­изошло во время II Мировой войны, в период немецкой оккупа­ции. На Пелопоннесе возникло движение сопротивления, особенно активное в Калаврите и ее окрестностях. 6 декабря 1943 года немцы, мстя за гибель своих солдат, вошли в город со стороны Триполиса, Патр, Пиргоса и Эйона. Заверяя испуганных жителей, что им ничто не угрожает, они потребовали сдать оружие, установили комендант­ский час после четырех часов пополудни и запретили кому бы то ни было покидать город. После этого они сожгли дома известных им участ­ников сопротивления.

На рассвете 13 декабря немцы начали бить в колокола, прика­зывая всем жителям города собраться у здания школы (захватив с собой одеяла и еды на один день). Когда люди собрались, они заперли женщин, детей и стариков в здании школы, а юношей и мужчин повели за город, в поле, называемое Капис, снова уверяя всех в том, что им не причинят никакого вреда. Вскоре воздух наполнился запахом дыма, и мужчины поняли, что немцы подожг­ли город. Они в ужасе смотрели на происходящее, боясь, что сбудут­ся наихудшие опасения относительно судьбы женщин и детей. Спустя несколько часов в центре города в воздух взлетели две ракеты: это был сигнал, по которому солдаты начали расстреливать из автома­тов юношей и мужчин. Немцы убили более тысячи человек: свя­щенников, учителей, судей, чиновников, торговцев, служащих, крес­тьян и совсем еще юных мальчиков. Тех, кто не погиб сразу, добивали из винтовок. В этой кровавой бойне выжило тринадцать человек. В это время женщины, дети и старики, сидевшие под замком, почувствовали, что снизу, из подвала того здания, где они находятся, идет дым и догадались, что немцы хотят сжечь их заживо. Самые сильные из женщин стали в панике ломать окна. Другие, держа на руках детей, начали биться в запертую дверь. Когда дверь наконец сломалась, молодой охранник не стал мешать людям бежать, позволив им скрыться. Был холодный декабрьский день. Несчастные, потерявшие кров женщины похоронили своих мужчин в промерзшей земле, выкопав братские могилы теми немногими инструментами, что у них оставались, а то и просто деревянными палками и голыми руками, и вернулись домой. Всю зиму они боро­лись на пепелищах своих домов за жизнь детей и стариков, пыта­ясь спасти их от голодной смерти.

Немцы также сожгли монастыри Айа Лавра и Мега Спилеон, стоявшие в нескольких километрах от города, и убили всех мона­хов. Потом они подожгли еще двадцать четыре деревни в той окру­ге, уничтожив более пятисот мирных жителей.

При пожаре чудесным образом уцелело Евангелие, лежавшее на престоле в храме Успения в Калаврите. Теперь им пользуются только один раз в год, на Божественной литургии 13 декабря, которая служится в память о разрушении Калавриты. Часы на колокольне, остановившиеся в тот момент, когда языки пламени охватили баш­ню, до сих пор показывают 2 часа 34 минуты пополудни, служа памятником погибшим.

Какими бы трагическими ни были те события в Калаврите и Айа Лавре, велико и небесное благословение, почивающее на этом монастыре. Братии удалось сохранить множество бесценных икон и древних рукописей и святынь. Среди них — мощи святого пра­ведного Алексия, Человека Божия, и праведного Филарета Милос­тивого, глава святого Алексия, которую подарил монастырю Византийский Император Эммануил Палеолог в 1398 году.

Современное состояние

Сейчас на территории монастыря действует исторический музей, в котором хранятся облачения митрополита Германа, документы, книги, иконы, Евангелие, подаренное российской императрицей Екатериной II, шелковые ткани 16 века из Смирны и Константинополя, а также сакральные реликвии. Среди последних святые мощи Святого Алексея, подаренные монастырю византийским императором Мануилом Палеологом в 1398 году.

На холме напротив монастыря установлен памятник героям революции 1821 года.

Святыни

  • глава прп. Алексия, Человека Божиего
  • глава прав. Филарета Милостивого

Видео

Как добраться

Проезд: из Коринфа, Патр или Афин ехать любым железнодорожным рейсом, идущим вдоль северо-восточного побережья Пелопоннеса, до станции Диакоптон (Diakofto), перейти на противоположную от станции сторону и сесть на маленький туристический поезд. Ехать до станции Калаврита, а оттуда доехать до монастыря на такси (15 мин.) — монастырь находится на горе Гелмос (на высоте 961 м)

Адрес: Moni Agias Lavras, Kalavrita, 250 01

Ссылки