Идёт загрузка карты…

Никольский храм построен в 1812 г. на средства владельцев села князей Дурасовых, на месте деревянной церкви XVI в. Кирпичное здание выстроено в величественном стиле русской неоготики.

История

По преданию, в декабре 1564 г. царь Иван Грозный по пути в Александровскую слободу останавливался в селе Иевлеве, позже переименованном в Царево. Там его супруга Мария Темрюковна якобы родила сына Василия. Младенец умер и был похоронен в храме. До нашего времени на южной стороне храма сохранился склеп, который и называют местом погребения царского сына.

Писцовая книга 1624 г. указывает, что в селе Иевлево имелась нарядная шатровая с двумя приделами деревянная церковь.

Строительство дошедшего до нас храма во имя святителя Николая было начато на средства владельцев села Дурасовых в 1812 г. и продолжалось в течение трех лет. Предположительно, автором проекта был ученик В.И.Баженова — И.Еготов.

Храм построен из кирпича и украшен белокаменной отделкой. Он является наиболее значимым памятником псевдоготической архитектуры под Москвой. Основной объем храма — ротонда, завершенная массивным световым барабаном, покоящимся на восьми устоях. Купол его увенчивает граненый трибун со шпилем и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу, устроенную над притвором. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми колоннами, опоясаны горельефным фризом на библейские сюжеты работы скульптора Т.Замараева. Главный престол храма освящен во имя святителя Николая, левый придел — во имя пророка Илии, правый — мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времени строительства храма. Масляная живопись на стенах и сводах — второй половины XIX в. Богослужения в церкви продолжались вплоть до 1940 г., когда храм ненадолго закрылся. Богослужения возобновились в начале Великой Отечественной войны.

В 2010-м году была проведена реставрация фасада храма, которая включала золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью, реставрацию скульптурного фриза. К Пасхе 2010 года на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе также на средства семьи Полюдовых. В юбилейном, 2012 году, реставрационно-восстановительные работы продолжились. Очередь дошла до реставрации росписей в главном алтаре. Был приглашён для проведения этих работ член Союза художников В. М. Бибиков, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя. 19 декабря 2012 года, в день памяти святителя Николая, Никольский храм села Царёва отметил 200-летний юбилей. В апреле 2016 года все работы были завершены, а 5 июня свершилось радостное событие - по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий возглавил торжества по случаю завершения реставрации церкви.

История храма.

Архитектура

Никольский храм в подмосковном селе Царёве стал одним из лучших образцов стиля псевдоготика, популярном в конце XVIII - начале XIX века. Искусствоведы усматривают преемственность русской псевдоготики с древнерусской архитектурной традицией. Черты русской художественной самобытности они видят в мотивах и деталях, в соотношении материалов, а также в общем живописном понимании архитектуры. Основной объём храма - ротонда, завершённая массивным световым барабаном, - покоится на восьми устоях. Купол венчает гранёный трибун со шпилем, массивным крестом и четырьмя пинаклями. Аналогичная композиция завершает небольшую звонницу над притвором, а также псевдозвонницу, устроенную над главным алтарём. Центральный шпиль высокий, четыре боковых, плотно прижатых к нему, меньших размеров. Раньше все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Высота храма со шпилем достигает 57 метров. Фасады здания расчленены сильно вытянутыми стволами каменных трёхчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом работы известного скульптора Г. Т. Замараева. Сюжеты фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классическим фризом проведён ещё один - аркатурный, в готическом стиле. Обрамления стрельчатых окон и аркатурный пояс над ними придают архитектуре здания законченность и строгость, не нарушая ясности всей композиции. Храм выстроен из красного кирпича и украшен белым камнем. Россия громко праздновала победу в Отечественной войне 1812 года, и, скорее всего, те радостные события, славившие не только мощь и силу русского оружия, но силу духа всех сословий русского народа, нашли своё отражение и в архитектуре Царёво-Никольского храма, и в его внутреннем убранстве. Возьмём, к примеру, росписи. В Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова. А в световом барабане, под куполом - ангельский гимн "Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение", возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя. Даже сегодня, спустя 200 с лишним лет после возведения, храм поражает пространством и обилием света, который поступает через высокие окна ротонды и нижнего яруса. Иконостас впечатляет гармонией, искусно выполненной резьбой и отреставрированными иконами. Боковые приделы исполнены в стиле классицизма и имеют массивные колонны по бокам иконостасов. Храм условно делится на две части - зимнюю и летнюю. В зимней два придела: Святого Пророка Илии и Святой Мученицы Агриппины. После завершения строительства в начале XIX века зимняя часть храма имела только один алтарь. В 1893 году здесь устраивается ещё один алтарь в честь пророка Илии. Алтарные преграды с массивными колоннами по бокам иконостасов оформляются в едином стиле. В конце XIX века для них пишется серия икон - "Тайная вечеря", образы Евангелистов, Богородицы и Архангела Гавриила для царских врат. Резким контрастом с этой группой икон является икона Святой Мученицы Агриппины. Иконостас в четыре яруса сохранился со времён возведения храма, поскольку он практически не закрывался. Росписи на стенах и сводах второй половины XIX века приписываются неизвестным итальянским мастерам. В ходе масштабной реконструкции, проведённой в 2007-2016 годах, росписи были очищены от копоти, старой краски и отреставрированы членом Союза художников СССР В. М. Бибиковым на личные средства благотворителей - супругов Михаила и Елены Полюдовых.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №293, 2018 г.

Святые

День памяти - 22 сентября.

Священномученик Сергий Коротков родился в 1876 г. в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Успешно, окончив семинарию, преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. В 1903 г. рукоположен в сан священника.

В 1922 г. протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви, где прослужил до 1930 года. Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении.

В 1938 г., отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, по вынесенному приговору расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Жизнь прихода

Новости прихода При храме действует воскресная школа, библиотека; приход выпускает газету «Дорога к храму».

Воскресная школа

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 11 августа, 19 декабря

Приделы:

Как добраться

Адрес: Московская область, Пушкинский район, с. Царево. Никольский храм.

Проезд: из Москвы от Казанского вокзала электропоездами Рязанского направления до станции Коломна, далее пешком.

На автобусе: из Москвы с Ярославского вокзала до станции Пушкино в сторону г. Красноармейска авт.№21 до остановки с. Царево.

Телефон: +7 (496) 538 27 43

Электронная почта: Svt.Nikolay@mail.ru

Паломнику

Расписание богослужений

Фото


Ссылки

Никольский храм (Царево)