Россия


Карта

{{#yandexmap:Смоленск|400|300|cdzMP}}

Общее описание

Объективно

Центр области, граничащей с Беларусью. Расстояние от Москвы до Смоленска примерно 400 км к западу от Столицы. На р. Днепр. Население Смоленска – 356 тыс. Старый Смоленск расположен на пяти высоких холмах.

Субъективно

Ощущение большого, интеллигентного города. В белорусском акценте жителей и количестве белорусских товаров чувствуется его пограничность.

Чувствуется она и в западной архитектуре старых зданий. Жителям присущи белорусские терпимость и гостеприимство. Патриархальность проявляется в котах на заборах, лае «злых» собак и снегирях на ветках (зимой).

Необходимое и достаточное время знакомства со Смоленском – один день.

История города

На перекрёстке трёх рек

Смоленск находится одновременно в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра. Славянское племя смолян, поселившееся здесь, оказалось на перекрестье важнейших торговых артерий. Из одной водной системы в другую суда перетаскивали по суше. Говорят, что само название «смоляне» произошло от смоления многих судов. Так или иначе, благодаря торговле Смоленск уже в IX в. был известен в Византии как большой и многолюдный город. Варяги Аскольд и Дир, идя в 865 г. по Днепру, не отважились напасть на Смоленск и взяли более слабый город – Киев.

Когда «могучий и вещий» Олег с войском плыл из Новгорода в Киев в 882 г., он без боя подчинил Смоленск власти князя Игоря. В 990 г. киевский князь Владимир Святой крестил смолян. В отличие от жителей Новгорода и многих других городов, смоляне приняли новую веру безропотно.

В XII-XIII вв. это по-прежнему был богатый и сильный город. Договор с Ганзой смоленский князь Мстислав подписал от имени также Полоцка и Витебска, которые, очевидно, зависели от Смоленска.

Под властью Литвы

До XIV в. русские часто грабили Литву и взимали с неё дань. (Тогдашняя Литва географически близка к сегодняшней Беларуси.) Однако, приняв православие и подчинившись единоначалию, она стала грозной силой. В 1404 г. литовский князь Витовт осадил Смоленск. Три месяца он обстреливал и штурмовал город без успеха. Но когда князь Юрий покинул Смоленск, отправившись в Москву за помощью, предатели сдали город.

110 лет Смоленск был литовским. Торговля под Литвой развилась ещё больше благодаря различным льготам. В 1410 г. в Грюнвальдской битве смоляне сыграли решающую роль в разгроме Литвой тевтонских рыцарей; эта битва остановила движение немцев на восток.

Смоленское духовенство продолжало подчиняться московскому митрополиту, и народ Смоленска чувствовал своё духовное единение с Русью. Но со временем католическое давление на православных усилилось, и это было одним из поводов для окрепшей Москвы «воевать» Литву. В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович взял Смоленск. В память об этом в Москве был построен Новодевичий монастырь, главным храмом которого стал собор Смоленской Божией Матери Одигитрии.

Город продолжал развиваться. В 1575 г. он произвёл на германского посла Иогана Кобенцеля впечатление города, который «так же велик, как Рим».

Великий день Смоленска

Смоленск был первым городом на пути польских интервентов. 17 тыс. отборных войск короля Сигизмунда III в 1609 г. осадили Смоленск. Гарнизон состоял только из 4 тыс. человек. Тем не менее, город выдержал около двух лет непрерывной осады, бомбардировок и штурмов. Помогли Бог, крепкие стены, мужество смолян и твёрдость смоленского наместника Михаила Шеина. Поляки были иноверцы, яростно насаждавшие своё католичество огнём и мечом, такое владычество для православных было менее терпимо, чем монгольское.

В 1610 г., после свержения с престола Василия Шуйского, боярская дума избрала государем польского царевича Владислава, сына Сигизмунда III. Сигизмунд дал согласие при условии сдачи Смоленска. Смоляне, несмотря на изнурение от голода, эпидемий и обстрелов, отказались сдаться и убеждали другие города стоять за веру и отечество.

Изменник, участвовавший в строительстве крепости, указал полякам слабое место стены, которое возводилось в сырую погоду. Поляки пробили это место из пушек и 3 июня 1611 г. ворвались в крепость. Русские воины отчаянно дрались на стенах, на улицах при звоне колоколов и пении в церквях, где молились старики и женщины.

Поляки стремились к кафедральному Успенскому собору, где заперлись многие граждане с детьми. Когда враги стали штурмовать собор, осаждённые подожгли хранившийся в подвале порох. Великолепный собор, построенный Владимиром Мономахом в 1103 г., взлетел на воздух вместе со всеми находившимися там людьми и мощами св. Меркурия. Враги оцепенели от страшного взрыва, удивлялись героизму и патриотизму русских. Историк Карамзин сказал: «Не Польша, а Россия могла торжествовать сей день». Польский король этого не понял и велел выбить медаль с изображением взрыва собора.

Шеин с 15 товарищами бился на стенах до конца, и только мольбы жены и детей вынудили его опустить окровавленный меч и сдаться.

20-месячной героической обороной Смоленск задержал под своими стенами Сигизмунда, дал русским возможность очистить Москву от поляков и избрать в цари первого из династии Романовых. Русь была спасена.

Из 80 тыс. жителей Смоленска в живых осталось менее 8 тыс. Город остался под Польшей на 43 года. Поляки притесняли православных, все русские храмы и монастыри обратили в католические и униатские. Польская речь стала вытеснять русскую. Смоленск вернул царь Алексей Михайлович в 1654 г. после двухмесячной осады 70-тысячным войском.

Наполеон в Смоленске

Наполеон перешёл русскую границу с 448-тысячным войском (позднее подошло ещё 200 тыс.). У Александра на западном направлении было только 250 тыс., разделённых на две армии, находившиеся далеко друг от друга. Наполеон мог бы легко разбить наши армии поодиночке. На соединение русским требовалось не меньше двух дней. Эти два дня России дали смоленские стены.

От 2-й армии в Смоленск был спешно направлен 7-й корпус генерала Раевского. После ожесточённого штурма Смоленска французами 4 августа усталых бойцов Раевского ночью сменили корпус Дохтурова и дивизия Неверовского. Штурм 5 августа был ещё более яростным. За два дня русские потеряли 6-7 тыс. человек, французы – вдвое больше. После целого дня безуспешных штурмов вечером Наполеон приказал бомбардировать город зажигательными бомбами.

Ночью русские войска ушли из горящего Смоленска с пушками и теми из жителей, кто пожелал уйти. Из 15 тыс. жителей осталось только 3 тыс. Наполеон вступил в почти пустой город. Оставшихся французские солдаты грабили и обижали нещадно. Русские армии успели соединиться и отступить к Москве.

Помещики и крестьяне Смоленской губернии принялись прятать скот, сжигать зерно и беспокоить интервентов вооружёнными вылазками. На Смоленщине действовало 40 партизанских отрядов. Помещиков, подполковника Энгельгардта и коллежского асессора Шубина, командовавших отрядами крестьян, французы захватили и расстреляли. Энгельгардт перед смертью сказал: «Благодарю Бога, что умираю как верный сын отечества…».

Героическая оборона Смоленска показала Наполеону, на кого он напал. Наполеон с почётом принял генерала Павла Алексеевича Тучкова, исколотого штыками и пленённого (генерал, потеряв 6 тыс. солдат, выполнил задачу по прикрытию отхода 1-й армии к Бородину), рассчитывая при его посредничестве завести с императором Александром переговоры о мире. Но Александр оставил дипломатию Наполеона без ответа.

28 октября Наполеон снова вступил в Смоленск – в роли беглеца, с жалкими остатками недавно ещё победоносной армии. Почти все его кавалеристы стали пехотинцами, голод порой доводил французских солдат до людоедства. Здесь Наполеон узнал, что отряд Ожеро истреблён партизанами, корпус вице-короля настигнут казаками Платова, а в Смоленске почти нет тёплых квартир. Уже 5 ноября последние французы оставили холодный город, заложив мины под крепостные башни. Восемь башен взорвались, из-под остальных подъехавшие казаки и драгуны успели вынуть тлеющие фитили.

Кутузов был награждён титулом светлейшего князя Смоленского и чином генерал-фельдмаршала. Смоленское мещанство и купечество в ноябре 1812 г. преподнесли в дар полководцу икону Божией Матери Одигитрии – видимо, специально написанную. Кроме Богородицы, на ней были изображены смоленские святые Авраамий и Меркурий. Список с этого образа, а может быть, оригинал, именуемый Кутузовской иконой Богоматери Одигитрии, перед революцией хранился в ризнице Успенского собора.

Из 647 тыс. наполеоновских войск из России живыми ушли лишь 30 тыс. Великая армия перестала существовать. По этому поводу Гавриил Державин предупредил будущих последователей Наполеона:

Был сей, был тот: их нет, а Русь? Всяк, знай, мотай себе на ус!

Но Смоленску победа далась дорого. В 1829 г. новый губернатор, поэт Хмельницкий, был поражён малолюдством и бедностью города, количеством погорелых усадьб. В городе жило лишь 6 тыс. человек. Николай I выдал городу ссуду в 1 млн рублей на постройку домов, поднятие промышленности и благоустройство города. В 1841 г. невыплаченного царю долга оставалось лишь 143 тыс. руб. Николай Павлович простил городу эту сумму по случаю бракосочетания наследника.

Монастыри

Спасо-Вознесенский женский монастырь

Вознесенский женский монастырь в Смоленске был основан в начале XVII в. иезуитами, но уже в 1665 году был преобразован в женский православный монастырь. Сюда были переведены 22 инокини Оршанского Кутеинского монастыря с игуменией Ираидой (урожденная княжна Куракина).

В конце 17 века по указу Петра I началось строительство каменной церкви. Петр I часто посещал Смоленск. Еще в свой первый визит он побывал в Вознесенском монастыре, где когда-то обучалась грамоте его мать – Наталья Кирилловна Нарышкина.

В середине 18 века к храму была пристроена придельная церковь Екатерины, а в 1830 году была возведена церковь Ахтырской Божьей Матери, которые и сохранились до наших дней. В конце XIX – начале XX вв. при монастыре находилась церковно-приходская школа для девочек. Обитель много занималась просветительским и социальным служением, особенно в годы войн и народных бедствий. В начале ХХ века монастырь относился к разряду третьеклассных общежительных, в нем несли послушание сто две насельницы (26 монахинь и 76 послушниц). С 1851 г. при монастыре действовало женское духовное училище.

Закрыта обитель была в 1929 году. В ней были размещены курсы ПВО и Горсовет ОСО. В 1969 году в здании Вознесенского собора был открыт выставочный зал, который и размещался здесь до недавнего времени.

В 2004 г. решением Священного синода открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь. В 2006 г. монастырю была передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря. В 2009 году монастырю передан второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской Божией Матери. В настоящее время обитель восстанавливается. Так, 8 августа 2010 г., в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов. Новая звонница - самая большая в Смоленской епархии – она насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. В начале сентября 2010 года был освящён и установлен главный купольный крест Спасо-Вознесенского женского монастыря, имеющий 4 метра в высоту и 3 метра в ширину.

В монастыре совершаются богослужения, при обители работает епархиальная швейная мастерская и иконописная мастерская.

Храмы

Церковь Петра и Павла

Самый древний храм Смоленска – церковь Петра и Павла, построенная князем Ростиславом из красного кирпича. Древнейшая часть (1146) составляет алтарную часть нынешнего храма. Находится рядом с железнодорожным вокзалом (по мосту перейти через пути) на ул. Кашена. Рядом с ней белая церковь св. Варвары (XVIII в.) с шатровой колокольней.

Церковь Михаила Архангела

Наиболее сохранила первоначальный вид, причём вид уникальный, церковь Михаила Архангела (Свирская по названию слободы), построенная около 1192 г. князем Давидом Ростиславичем в составе загородного княжеского двора. В южной стене засело французское ядро. Находится на ул. Б. Краснофлотской (пешком от улицы Б. Советской около 20 мин вдоль Днепра.

Иоанно-Богословская церковь

Иоанно-Богословскую церковь вы увидите по пути, если пойдёте к Свирской церкви по ул. Б. Краснофлотской. Она построена в 1180 г. князем Романом Ростиславичем, но так пострадала от поляков и французов, что не сохранила почти ничего от первой постройки.

Не случайно эти храмы остались памятниками князю Ростиславу и его сыновьям. Князя Ростислава Мстиславича современники прозвали Набожным. Он основал в Смоленске епископскую кафедру. Давид Благовластный прославился правосудием и воинскими доблестями, а перед смертью принял монашество. Князь же Роман потратил все свои средства на школы и книги для смолян и милостыню, так что по его смерти выяснилось, что его не на что хоронить; смоляне сами собрали деньги на достойное погребение правителя. Благодаря усилиям Ростислава и Ростиславичей, на Руси стали славиться смоленское строительное искусство, иконопись и литература.

Все три храма – действующие. Остальные храмы Смоленска – не старше XVIII в., в их облике чувствуется сильное влияние барокко. Всего действующих храмов – 11.

Успенский кафедральный собор

На этом высоком холме первый собор построил смоленский князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, в 1103 г. После того как он был взорван в 1611 г., поляки построили здесь костёл. Русские разобрали костёл и в 1676 г. заложили собор. Строительство из-за недостатка средств длилось почти сто лет и закончилось в 1771 г.

Собор пятиглавый, вместимостью до 5000 человек. Золочёный резной иконостас высотой 28 м; он изготавливался 10 лет в ту эпоху, когда в искусных резчиках не было недостатка. Даже Наполеон снял шляпу, войдя сюда.

В 1922 г. вооружённый отряд чекистов и курсантов явился к собору для изъятия ценностей. Храм пыталась отстоять большая толпа безоружных прихожан. Чекисты открыли огонь и взяли храм штурмом.

В 1941 г., когда ещё шли бои за Смоленск, Успенский собор посетил командующий немецкой танковой группой генерал Гудериан. Осмотрев храм, он отдал распоряжение о его охране. Через несколько дней верующие убрали из собора экспонаты антирелигиозного музея и начали приводить храм в порядок. Первые богослужения в соборе состоялись уже в середине августа, при огромном стечении народа и в присутствии высших офицеров вермахта.

Оккупанты не препятствовали восстановлению храмов и церковной жизни. Если перед войной в 150-тысячном Смоленске остался один действующий храм, то в 1942 г. в 30-тысячном городе – уже 5 храмов. Но в каждом православном богослужении есть молитвы о спасении родины. Ещё осенью 1941 г. группа немецких офицеров из Смоленска направила шефу СД Гейдриху письмо, в котором выражала озабоченность по поводу того, что церковное возрождение на захваченных землях неизбежно ведёт к возрождению национального духа, и требовала снова закрыть Успенский собор. Узнав о первых богослужениях в Успенском соборе, Гитлер издал приказ, запрещающий помощь вермахта Церкви на оккупированных территориях. Отступая из Смоленска в 1943 г., немцы взорвали ряд храмов и монастырей. Командующий 16-ой армией генерал-лейтенант М. Ф. Лукин запретил своим артиллеристам вести стрельбу по Успенскому собору, используя его как ориентир для наведения орудий.

В соборе находится самая почитаемая икона города – Смоленская икона Божией Матери Одигитрии. Это список с той иконы, которая спасла город от монголов через воина Меркурия, написанный в Москве в 1535 г. и установленный в 1602 г. в нише только что выстроенной стены, при её освящении. При наступлении французов икона была вывезена русскими воинами и кочевала с ними по дорогам войны. Накануне боёв перед ней служился молебен; накануне Бородинской битвы ею обносили все войска; перед ней молился Кутузов. Она была возвращена в город сразу после ухода французов и прославилась чудесами.

В правом приделе, на амвоне хранятся «сандалии» св. Меркурия. Это сложная железная конструкция, которая надевалась, по всей видимости, поверх более мягкой обуви, являлась частью рыцарских доспехов. До коммунистов здесь находились также щит и копьё святого.

В левом приделе находится Иерусалимская икона Божией Матери, которая прославилась в XIX в. избавлением жителей города от холеры.

В правом приделе стоит Голгофа работы известного художника XIX в. Виктора Васнецова.

Адрес: Соборный двор, д.5. Тел.: (4812) 38-12-62.

Достопримечательности

Место прославления князя Глеба

После смерти Владимира Святого его сын Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба. Получив в Муроме весть об убийстве Бориса, князь Глеб поспешил в Киев, но убийцы настигли ладью Глеба в Смядынской бухте близ Смоленска. Глеб мог сопротивляться Святополку, но не захотел воевать с братом, проливая кровь соплеменников. Когда пришли убийцы, муромская дружина оробела, и по приказу злодеев собственный повар Глеба зарезал его ножом. Это произошло 5 сентября 1015 г.

Через 4 года брат Глеба Ярослав Мудрый нашёл тело, которое оказалось нетленным и от которого произошли многие чудеса. На месте убийства в 1145 г. был построен Борисоглебский монастырь. Сейчас р. Смядынка высохла, от Борисоглебского монастыря трудно сыскать даже развалин. Это место находится неподалёку от действующей церкви Михаила Архангела, среди коттеджей. Место отмечено памятным камнем и является достопримечательностью Смоленска.

Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга

Проезд из Москвы

По маршруту Москва Смоленск курсируют 17 ежедневных поездов с Белорусского вокзала. Среднее время в пути – 6 ч. Также от Белорусского вокзала до Смоленска отправляются частные автобусы. Зазывалы приглашают пассажиров в кассовом зале.

На машине по М1 414 км, 6,5 ч пути.

Проезд из Санкт-Петербурга

С Московского вокзала поезд №215. 14 ч в пути.

Прочая информация

Куда дальше из Смоленска

Вокзалы Смоленска

Оба вокзала находятся рядом, точное месторасположение можно уточнить по схеме Смоленска.

Ж/д вокзал: (48122) 2-15-20.

Автовокзал: (48122) 2-09-52.

Вязьма

3 электропоезда в день, 3,5 ч в пути. Также на поездах дальнего следования. На скором поезде можно доехать до Вязьмы менее чем за 2,5 ч.

На машине по М1 152 км, 2 ч 50 мин пути.