Слова́кия (словацк. Slovensko), официальное название — Слова́цкая Респу́блика (словацк. Slovenská republika) — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2001 года, составляет более 5,4 миллиона человек, территория — 48 845 км². Столица — Братислава.

Крупнейшие города     

Православие в Словакии

Православие в Словакии имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке. В XX веке была создана Мукачевско-Пряшевская епархия, находившуюся в юрисдикции Сербской церкви до 1940-х годов, когда вместе с Чешской, перешли к Русской православной церкви от которой в 1951 году получили автокефалию.

Сейчас на территории Словакии служат три епископа, находится две епархии, 171 приход.

История

Миссия святых Кирилла и Мефодия

Начало христианству на территории Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеха проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравской государства.

В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846—870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийского императора Михаила III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополя. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клир у, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси.

В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Рим и умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл.

Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены́ в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен в епископы Паннонских. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года.

После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии Папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавском государстве, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила Чешская и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангеларий пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.

Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда.

Православие при династии Арпадов

После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889—1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям.

Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Галицкой митрополией, Молдавской и Сербской православными церквями.

В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных.

Уния

В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине.

Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными).

Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века.

Латинизация униатов

С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента.

Пряшевская греко-католическая епархия

В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций.

Возвращение униатов в православие

В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия».

Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла.

В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) (1877—1947). В 1905 году он уехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединён с православием. В 1910 году принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности за короткое время сотни людей вернулись в православие.

В канун Первой мировой войны против православных общин сёл Великие Лучки (Мукачевский район) и Изы (Хустский район) был спровоцирован Мармароша-Сиготские процессы. На скамье подсудимых оказались 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 года в 3 марта 1914 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу лишь после падения Австро-Венгерской империи в 1918 году.

После окончания Первой мировой войны началось активное движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви в Закарпатской Украине и Восточной Словакии. Это было чисто народное движение, почти не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К 1920 году к православному движению присоединилось здесь уже около 50 000 человек, а к 1928 году число православных достигло 112 000 человек].

Чешская православная епархия

После создания Чешской православной епархии Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом), на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции.

Восстановление Мукачевско-Пряшевской епархии

В 1929 году Сербская православная церковь возродила Мукачевско-Пряшевскую епархию. В тридцатых годах Православная церковь имела здесь уже более 100 приходов, в которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-1930-е годы в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Среди них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (Васич) (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 году на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, которому в Чехословакии прибыл известный богослов Иустин (Попович), который трудился здесь в течение двух лет. К 1938 году здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов.

Юрисдикция Константинопольского патриархата в Словакии

В Восточной Словакии и Закарпатье существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватия. В 1923 году им был направлен сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской духовной академии, который был до революции среди братии Почаевской лавры и занимался там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербии, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов.

Следует также отметить, что в 1923—1924 годах на Закарпатье в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков).

1 апреля 1928 собрание представителей этих общин, которые проходили в Медзилаборцах, приняли решение о переходе в юрисдикцию Сербской православной церкви. Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой и открытия при нём типографии. Монастырский храм был построен в 1926 году. «Типография Преподобного Иова Почаевского» выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Большой Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 году монастырь начал издавать журнал «Православная Карпатская Русь», переименованный вскоре в «Православную Русь», что есть сейчас печатным органом РПЦЗ. В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен в епископа митрополитом Антония (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северной Америки как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм, а братия переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США), куда была перевезена и типография.

Приходы русской эмиграции

В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому). На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе.

Вторая мировая война

После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии был провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде).

Переход в Московский патриархат

В 1945 году остро встал вопрос о будущей юрисдикцию православных приходов Чехословакии. Сербская церковь, пережившая немецкую оккупацию, только начинала восстанавливаться. Московская Патриархия же все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 году с ней воссоединился епископ Сергий (Королёв) и подчинённые ему эмигрантские приходы.

Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.

8 ноября 1945 епархиальный съезд Чешской православной епархии, состоявшегося в Оломоуце, принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской патриархии и переход в подчинения Русской церкви.

Современное состояние

На территории Словакии действуют две епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии:

  • Пряшевская епархия
  • Михайловско-Кошицкая епархия
    • Комаренское викариатство

Пряшевский епархию возглавляет Иоанн (Голонич), Михаловскую — Георгий (Странский). Есть также викарный епископ Комаренский Тихон (Холлоши).

Кафедральным собором Пряшевской епархии и главным православным храмом Словакии есть Собор святого Александра Невского в Пряшеве. Кафедральным собор Михайловской епархии есть Собор святых Кирилла и Мефодия в Михаловцах.

В Словакии проживает 50 000 православных и находится 125 храмов и 105 православных приходов.

Святые

  • свв. равноапп. Мефодий и Кирилл
  • св. блгв. Вячеслав (Вацлав) Чешский
  • св. прп. Иоанн Чешский
  • св. мц. Людмила Чешская
  • св. прп. Прокопий Сазавский

Святыни

НИТРА. Католический кафедральный собор Св. Эммерама. Мощи:

  • прпп. Зоерард (Андрей) и Бенедикт (XI в.).

Храмы

Основные храмы Словакии

Кафедральный собор Александра Невского (Прешов)

Введенская церковь (Комарно)

Храм святого Ростислава (Братислава)

Храм святителя Николая (Братислава)

Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы)

Кафедральный собор Кирилла и Мефодия (Михаловце)

Ссылки

Контакты