Украина 

Закарпа́тская о́бласть (укр. Закарпатська область, венг. Kárpátalja, русин. Подкарпатьска област) — область Украины, административный центр — город Ужгород.

Православие в Закарпатской области

Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи. Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский, а историческая область Марамарош частично принадлежала Дакии. Православие распространилось в Закарпатье, особенно после 863 года, благодаря проповеднической деятельности братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880—890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями христианства.

Мукачевская епархия была учреждена в 940 году по почину патриарха Константинопольского Феофилакта.[источник не указан 1825 дней] В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.

После смерти короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию. Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.

По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.

В настоящее время на территории Закарпатской области расположены Мукачевская и Ужгородская епархия и Хустская и Виноградовская епархия.

Населённые пункты

Ужгород

Святые

Прп. исп. Алексий Карпаторусский (Кабалюк)

В X-XI вв. Закарпатье лежало на стыке политических орбит Киевской Руси и Венгрии. После ослабления 1-й из них внутренними междоусобицами, край стал венгерской территорией. В то время, как Венгрия являлась католической страной, жители Закарпатья, в большинстве своем, были славянами и исповедовали Православие. В сер. XVII в. началось вытеснение в Закарпатье православной веры путем насаждения унии. В 1-й пол. XVIII в. весь край стал униатским, но бывшие православные общины сохранили греческий богослужебный обряд. Однако вне православного вероучения греческий обряд не давал униатам Закарпатья ощутить ту духовную полноту, какую они замечали у исповедующих Православие соседей – сербов, болгар, молдаван, украинцев и россиян. В кон. XIX в. началось возвращение многих жителей края к праотеческой вере. Венгерские власти сочли развернувшееся движение изменой в пользу Российской империи и стали преследовать православных Закарпатья, проведя против них в 1903-1904 гг. судебный процесс в мараморошском городе Сигете, ныне входящем в состав Румынии. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению и штрафам. Но движение продолжало расти. В 1905 г. его активным участником стал 28-летний Александр Кабалюк, уроженец закарпатского села (ныне поселок городского типа) Ясиня (1877). Он ходил по всему краю и проповедовал Православие, молился с оставившими унию земляками в тайных молитвенных домах.

В 1908 г. соратники делегировали Александра на Святую Гору Афон с просьбой о присылке православных святынь для духовного укрепления отошедших от унии закарпатцев. 8 июля 1908 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре Афона над Александром был совершен чин присоединения к Православию, с вручением иконы Божией Матери «Акафистная» в благословение православному движению Закарпатья. В 1910 г. Александр стал насельником православного Яблочинского монастыря на Холмщине, тогда принадлежавшей Российской империи, а ныне являющейся частью Польши. Подвижник желал принять монашество и священство, чтобы затем вернуться на родину и нести труд духовного окормления православных земляков. 25 марта, 11 июля и 15 августа 1910 г. были совершены, соответственно, монашеский постриг Александра с именем Алексий, возведение нового инока в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1911 г. о. Алексий прибыл в Закарпатье уже как пастырь. Он совершал в молитвенных домах православных богослужения, исповеди, крещения, венчания. Постоянные преследования со стороны венгерских властей вынудили о. Алексия выехать в 1912 г. в Российскую империю. Там подвижнику посоветовали отправиться на время в Русскую духовную миссию в Северной Америке. За океаном о. Алексий посетил эмигрантов из Закарпатья. В 1913 г. начался 2-й Мараморош-Сигетский процесс против православных. Узнав о нем, о. Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война.

Поправив здоровье в больнице Киево-Печерской Лавры, о. Алексий в мае 1919 г. вернулся в Закарпатье. В сентябре того же года край вошел в состав Чехословакии, признавшей права православных. В 1920 г. прп. Алексий открыл в Хусте новый молитвенный дом, а затем устроил при нем интернат для православных учащихся гимназии и гражданскую школу. В 1921 г. о. Алексий принял сан игумена, а через несколько лет – архимандрита, в 1925 г. был назначен на должность главы Духовной Консистории в Хусте – органа ведения дел православных приходов и монастырей края. В числе опекаемых прп. Алексием монашеских обителей Закарпатья был и Свято-Троицкий монастырь в урочище «Городилово».

Последние дни земной жизни прп. Алексий провел в Успенском женском монастыре с. Домбоки близ Мукачева, где и почил 2 декабря 1947 г. (незадолго до кончины подвижник принял схиму). Тело старца доставили в с. Изу и 5 декабря погребли в Свято-Николаевском монастыре. 12 марта 1999 г. состоялось обретение мощей прп. Алексия. 8 июля 2001 г. Свящ. Синод УПЦ постановил причислить прп. Алексия, исповедника Карпаторусского, к местночтимым святым и праздновать его память 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября.

Прп. исп. Иов Угольский (Кундря)

Родился прп. Иов, в миру Иван, в 1902 г. в многодетной семье Юрия Кундри и Анны Мадяр – жителей с. Иза. В родном селе Иван окончил 8 классов народной школы, а в 1920 г. – хозяйственные курсы. В 1924-1925 гг. – отбывал воинскую службу в чехословацкой армии. В 1928 г. – окончил пастырско-богословские курсы при Свято-Николаевском монастыре в с. Иза.

В 1930 г. Иван стал одним из 1-х насельников Свято-Троицкой обители в Городилове, где в 1938 г. принял постриг с именем Иов. В связи с оккупацией Закарпатья Венгрией (1939) о. Иов хотел уйти в СССР, но при переходе границы был арестован и осужден на 25 лет лагерей (побывал в Воркуте, на Колыме, в Норильске), однако в 1942 г. направлен на фронт и зачислен в корпус Людовика Свободы, где служил в артиллерии на 4-м Украинском фронте (как монах, он не мог брать в руки оружие, и ему поручили подносить снаряды, а за проявленные стойкость и мужество его представили к боевым наградам). После войны о. Иов некоторое время служил в охране посольства Чехословакии в Москве.

В 1945 г. инок вернулся в родную обитель и был рукоположен в иеродиакона, а в 1946 г. – принял иеромонашество и был избран настоятелем, в 1947 г. – возведен в сан игумена, в 1950 г. – назначен также духовником Свято-Николаевского Мукачевского монастыря. В кон. 1950-х гг. Городиловскую обитель закрыли. В этой связи о. Иова переводили в другие монастыри: в 1958-1959 он подвизался в Свято-Николаевской обители в Изе, в 1959-1960 – в Тереблянской.

Впоследствии прп. Иов – настоятель ряда приходов Закарпатья: в храме Рождества Пресвятой Богородицы в с.Угля Тячевского (1960-1961), в с. Монастырец Хустского района (1961-1962), и наконец в храме св. вмч. Димитрия Солунского (построенном в 1956 г.) в с. Малая Уголька Тячевского района (1962-1985). Прп. Иов приобрел известность как опытный и духоносный старец. К нему за наставлением и молитвенной помощью приезжали со всего Советского Союза.

В Малой Угольке о. Иов почил 28 июля 1985 г. в сане архимандрита. Еще в 1980 г. о. Иов написал в завещании: «Много священников завещают похоронить их в монастыре или в родных селах, а я запрещаю куда-нибудь увозить мое грешное тело. Завещаю отпеть монашеским чином и похоронить возле креста на середине кладбища».

8 мая 2008 г. Свящ. Синод УПЦ принял постановление о канонизации подвижника. Торжество прославления прп. Иова Угольского в лике святых состоялось 18 сентября 2008 г. в с. Малая Уголька. Кроме дня памяти подвижника (28 июля), установлено празднование в память обретения его мощей (22 октября), которые почивают в новом храме св. вмч. Димитрия Солунского, недавно выстроенном на месте прежнего.

Святыни

  • Свято-Николаевский Мукачевский женский монастырь. Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Иверская (привезена со Св. Горы Афон); рака с частицей мощей прп. Моисея Угрина (доставленной в 1996 г. из Киево-Печерской Лавры); часть мощей прп. Алексия Карпаторусского, прп. Иова Угольского и прп. Гавриила Старца Седьмиезерского; иконы с частицами мощей свт. Николая Мирликийского, прп. Серафима Саровского прп. Сергия Радонежского и много других частиц мощей угодников Божиих.
  • Свято-Рождества-Богородичный женский монастырь. Плащаница, привезенная прп. исп. Алексием Карпаторусским (Кабалюком) из России; иконы Спасителя и Богородицы; частицы мощей Киево-Печерских святых и прпп. Оптинских старцев; иконы свт. Феофана Затворника и прп. Феодора Санаксарского с частицами мощей.
  • Свято-Успенский женский монастырь, (с. Домбоки). Икона Божией Матери «Скоропослушница»; икона Божией Матери «Акафистная» – принадлежала прп. исп. Алексию Карпаторусскому (Кабалюку).
  • Свято-Николаевский мужской монастырь, (с. Иза-Карпутлаш). Напрестольный крест с частицей Честного Креста Господня; икона Божией Матери «Скоропослушница»; мощи прп. Алексия Карпаторусского; ковчег с частицами мощей свв. Киево-Печерских.
  • Свято-Успенский мужской монастырь, (с. Кичерное). Частицы мощей свв. Печерских.
  • Спасо-Преображенский мужской монастырь, с. Теребля. Частица мощей св. вмч. и целителя Пантелеимона и других святых.
  • Свято-Стефановский мужской монастырь. Чтимая икона св. ап. первомч. и архидиакона Стефана, частицы мощей разных святых.
  • Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь, (с. Драгово-Забродь). Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Иверская»; частицы мощей свв. Киево-Печерских.

Монастыри

Все монастыри

Пантелеймоновский женский скит

Введенский женский монастырь

Покровский мужской монастырь

В честь Почаевской иконы Божией Матери мужской монастырь

В честь Всех святых мужской монастырь

Пантелеймоновский мужской монастырь

Воскресенский мужской монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь

Покровский мужской монастырь

Покровский мужской скит

Николаевский мужской монастырь

"Сергиева пустынь" женский монастырь

Стефановский мужской монастырь

Ильинский мужской скит

Иоанно-Богословский женский монастырь

Пантелеймоновский мужской монастырь

Рождества Богородицы женский монастырь

Троицкий женский монастырь

В честь равноап. Марии Магдалины женский монастырь

В честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" мужской монастырь

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Серафимовский женский монастырь

Мужской монастырь в честь Святого Равноапостольного князя Владимира

Мужской монастырь в честь Иконы Божией Матери Казанская

Кирилло-Мефодиевский женский монастырь

Свято-Георгиевский мужской монастырь

Серафимовский ставропигиальный мужской скит

Грушевский Архангела Михаила мужской монастырь

Свято-Вознесенский женский монастырь

Свято-Ильинский мужской монастырь

Свято-Симеоновский мужской монастырь

Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь

Свято-Георгиевский мужской монастырь

Свято-Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Покровский ставропигиальный мужской скит

Свято-Михайловский женский монастырь

Свято-Серафимовский женский монастырь

Свято-Успенский женский монастырь

Свято-Успенский женский монастырь Мукачевской епархии

Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Успенский мужской монастырь

Храмы

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.