Идёт загрузка карты…
57.626559; 39.893813
Россия, Ярославль
Ярославль,Ярославская область
Россия


Храм_Богоявления_Ярославль5.jpg

Общее описание

Объективно

Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.

Субъективно

Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.

Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».

Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.

История города

Недолгий расцвет

Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов.

В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя.

Переход под власть Москвы

Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.

В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве.

Смутное время

После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона.

В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.

Ярославль восстал. Для подавления восстания 12 декабря 1608 г. в город вошёл новый большой отряд поляков. Ночью, когда поляки напились и уснули, многих из них ярославцы поубивали. Однако уцелевшие сумели подавить стихийные выступления русских.

Терпение народа истощалось, восстания вспыхивали повсюду. 7 апреля 1609 г. польский гарнизон Ярославля был разбит вологодским ополчением под командованием воеводы Никиты Вышеславцева. Освободив город, восставшие принялись укреплять его стены. Подходили всё новые отряды русских – из Ярославской земли, из Великого Устюга и других мест.

Покорять Ярославль пришёл Ян Сапега с большим войском. 30 апреля началась осада города. Сначала враги сожгли слободу Спасского монастыря, затем овладели и Земляным городом. Но центральную часть – Рубленый город – тушинцы безуспешно штурмовали до 22 мая. После чего с большими потерями ушли.

В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.

Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.

Димитрий Пожарский разослал по всем русским городам грамоты с призывом прислать в Ярославль «изо всяких чинов по два» представителя. Из этих представителей был образован Совет всея земли. Ярославль стал фактической столицей России. Совет всея земли назначал в освобождённые города воевод, вёл межгосударственные переговоры. Ярославский денежный двор, используя в качестве сырья иностранные талеры, чеканил серебряную монету, которая была необходима для выдачи жалованья ополчению. Значительную долю средств для содержания ополчения дали ярославские купцы.

Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова

Расцвет торговли

После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т.

Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.

Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей.

Развитие в XVIII-XIX веках

В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий.

Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.

В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.

В XIX в. город не снизил темпов развития. В 1835 г. обороты ярославских купцов, торговавших хлебом, тканями и железом, составляли около 2 млн. рублей. А о ярославских заводчиках путеводитель 1859 г. утверждал, что они «не знают себе соперников, имея собственные заводы в Перми». Наиболее развитым производством оставалось текстильное.

В 1870 г. открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Перед началом Первой мировой войны объём промышленного производства в Ярославле каждые 10 лет удваивался. В 1910 г. 45 ведущих предприятий города выпускали продукции на 42 млн. руб. Как крупный промышленный центр, Ярославль пострадал от рабочих волнений 1905 г.

Центр нынешнего Ярославля преимущественно занят 2-3-этажными зданиями, построенными в XIX в. Одно из характерных зданий – Гостиный двор (1813-1818), в котором торговля идёт так же бойко, как и прежде.

Служение святителя Тихона

В 1907 г. с Алеуто-Аляскинской кафедры на Ярославо-Ростовскую был переведён святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. Кафедральный Успенский собор, где он часто служил, уничтожен большевиками. Но память о служениях святого архиерея хранят множество храмов по всей Ярославской области, так как святитель то верхом, то пешком, то на лодке отправлялся служить в отдалённые города и сёла. Паства, зная добродетели своего архиепископа не понаслышке, тепло проводила его в 1914 г., когда его перевели на Литовскую кафедру, и избрала почётным гражданином города.

Восстание 1918 года

В ночь с 5 на 6 июля 1918 г. боевой отряд Союза защиты Родины и свободы, возглавляемый Борисом Савинковым, сверг большевистскую диктатуру в Ярославле. В этом отряде было лишь сто человек, но эти люди были боевыми офицерами. Руководил ими полковник А. П. Перхуров. Большевистские начальники – Нахимсон, Закгейм и Зелинченко – были расстреляны. Восставшие объявили о своей принадлежности к Северной добровольческой армии, создали Ярославское городское самоуправление, восстановили городскую управу.

Город был окружён «красными». 8 июля 1918 г. красногвардейцы хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы на Туговой горе орудие для обстрела города. Священник этой церкви Николай Иванович Брянцев воспротивился этому, его расстреляли на месте. Тело бросили в яму, а сверху – дохлую собаку. В чине священномученика отец Николай был канонизирован в 2000 г.

О том, много ли горожан поддержало восстание, можно судить по тому, что большевики так обстреливали Ярославль, что уничтожили 20 заводов и оставили без крова 28 тыс. человек. 21 июля город был взят, 41 белогвардеец расстрелян.

Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.

Святые

Священноисповедник Агафангел (Преображенский)

Преподаватель Ранненбургского духовного училища Александр Преображеский постригся в монахи с именем Агафангела в 1885 г., спустя два года после того, как потерял в одночасье (после 11 месяцев семейной жизни) жену и сына. Архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангел стал в 1914 г.

В 1922 г. митрополит Агафангел отказался сотрудничать с обновленцами и готовился выехать в Москву, чтобы принять от патриарха Тихона пост местоблюстителя патриаршего престола. Но власть не позволила ему этого сделать: 68-летний архиерей был посажен под домашний арест. Находясь под арестом, святитель делал всё возможное, чтобы опровергнуть распускаемые большевиками слухи об отречении патриарха Тихона и передаче им своих полномочий обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). Сознавая, чем ему это грозит, митрополит Агафангел обратился к Церкви с посланием, в котором дал оценку полномочности ВЦУ и призывал отстаивать православие. В том же году святитель был переведён в тюрьму. Его скитания по тюрьмам и ссылкам продолжались до 1926 г.

29 декабря митрополит Агафангел вновь возглавил Ярославскую кафедру. Однако силы были уже на исходе. 30 января 1928 г. владыка слёг от сердечной болезни и не поднимался до смерти, которая наступила 16 октября. Находясь на одре болезни, святитель продолжал бороться за единство гонимой Церкви своими посланиями. Владыка знал о днях предстоящей кончины и вовремя причастился, отчего почувствовал себя намного лучше. Хоронили митрополита на седьмой день после смерти, но от гроба веяло благоуханием. Память священноисповедника Агафангела празднуется 3 (16) октября.

Мощи священноисповедника Агафангела находятся в Казанском монастыре Ярославля.

Ярославские князья и ордынские цари

После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.

В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)

Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный.

Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным.

В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.

Монастыри

Афанасьевский мужской монастырь

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

Подробнее...

Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль)

Монастырь устроен в 1609 в честь чудотворного образа Казанско-Ярославской Богоматери, перенесенного в Ярославль в годы Смутного времени из Романова, населен сестрами разоренного в Смуту городского Рождественского монастыря. В XIX в. пережил бурный рост, перед революцией в нем были до 400 насельниц, мастерские. Келейные корпуса и ограда выстроены в основном в 1-й пол. XIX в. Закрыт в 1918, позже занят под жильё. Восстановлен в 1998 на части прежней территории.

Адрес: г. Ярославль, ул. Трефолева, 18-20, ул. Первомайская, 19А

Телефон: (4852) 72-59-10; (4852) 72-77-51

Подробнее...

Храмы

Основные храмы

В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.

Адрес: Советская пл., 7, Ярославль, Ярославская обл., Россия

Церковь Богоявления (Ярославль)

Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.

Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.

Адрес: Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления 12

Телефон: 8 4852 72 56 23

Подробнее...

Успенский кафедральный собор (Ярославль)

Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».

Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.

В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора. В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев.

Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1

Телефон: 8 4852 72-57-81

Подробнее...

Музеи

Историко-архитектурный музей-заповедник

То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Монастырь был поставлен на Которосли, близ её впадения в Волгу. Первую каменную церковь Преображения Господня начали строить ещё в 1216 г.; монастырь тогда стал княжеским. Князь Константин Всеволодович собрал здесь богатую библиотеку русских и греческих рукописей, создал первое на северо-востоке Руси духовное училище. Сохранились свидетельства, что и князь Феодор Чёрный часто посещал монастырь и благотворил ему. Внук Феодора Василий Давидович определил, согласно с волею своего деда, жалованье каждому иноку в 2 рубля. Иоанн Грозный даровал освобождение от части податей и судебный иммунитет.

Не удивительно, что монастырь широко отстраивался в камне. В 1506-1516 гг. возвели заново рухнувший во время пожара собор Спаса Преображения с библиотекой в приделе. Тогда же построили Святые ворота (перестроены в 1620-х гг.). После пожара 1536 г., когда Ярославль выгорел полностью, монастырь обнесли каменными стенами.

В XVI-XVIII вв. обитель была не только духовным центром Ярославля, но и одной из мощнейших крепостей Поволжья. Сторонники второго Лжедимитрия взять его не смогли. Ополчение Минина и Пожарского, которое выгнало их из Москвы в 1612 г., собиралось с силами в Ярославле. В 1613 г. в Спасском монастыре жил только что избранный царь Михаил Романов. В конце XVIII в. в обители была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».

Сегодня бывший монастырь – главная достопримечательность Ярославля. Гость может осмотреть с высокой колокольни весь центр Ярославля, а также посетить выставку церковной утвари и экспозицию «Слово о полку Игореве».

Адрес: пл. Богоявления, 25. Тел.: (4852) 30-38-69

Время работы: Открыт с 10.00 до 17.30, кроме Пн. и первой Ср. чётного месяца

Музей «Митрополичьи палаты»

Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.

В музее – богатая коллекция икон из ярославских храмов и монастырей.

Адрес: Волжская наб., 1. Тел.: (4852) 72-92-87.

Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пт.

Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга

Проезд из Москвы

С Ярославского вокзала по маршруту Москва Ярославль идут – 27 поездов, в том числе утренний электропоезд-экспресс. Время в пути – 3-4 ч.

С Центрального автовокзала 7 рейсов в день, время в пути – 6 ч.

На машине по М8 270 км, 3 ч 40 мин пути.

Проезд из Санкт-Петербурга

Из Санкт-Петербурга до Ярославля идет около 5 поездов в день. В пути 12-14 ч.

Прочая информация

Куда дальше из Ярославля

Вокзалы Ярославля

Ж/д вокзал. Адрес: ул. Вокзальная, 20. (Сообщение с Москвой – с Ярославля-Главного. Есть также станции Ярославль-Депо и Ярославль Московский, но здесь все расписания приводятся по Ярославлю-Главному.)

Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: (4852) 79-21-11.

Московский автовокзал. Адрес: Московский пр-т, 20. Тел.: (4852) 44-18-37.

Речной вокзал. Адрес: Волжская наб., 2а. Тел.: (4852) 25-43-25.

Кострома

Кроме поездов, следующих из Москвы через Ярославль, есть 2 поезда Ярославль-Кострома (в пути – 2 ч 40 мин), а также 3 электропоезда.

На машине по А113 76 км, 1 ч пути.

Автобус до Костромы с Московского автовокзала идёт 2 ч, более 10 рейсов в день.

По воде. «Метеор» от речного вокзала идёт 1,5 ч, 2 рейса в день.

Ростов Великий

Автобусом до Ростова 8 прямых рейсов в день с Московского автовокзала, 1 ч 40 мин в пути. На Борисоглеб – 8 рейсов, в пути 2 ч.

На машине по М8 57 км, 40 мин пути.

3 электропоезда в день.

Тутаев

С Московского автовокзала 13 рейсов (на Иваново), в пути около 1 ч.

На машине 40 км, 35 мин пути.

Углич

Автобусом, кроме 1 рейса через Ростов (4,5 ч в пути), есть 4 рейса через Большое Село (3 ч в пути).

На машине, через Большое Село и Новое. 109 км, 2 ч пути.