Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ — Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н), сокращенно — Ира́н (перс. ایران‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения — шииты, 8 % — сунниты. В числе оставшихся — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане, иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران‎ [masīhījān-e irān] от перс. مسیحی‎ [masīhī] «христианский», «христианин») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران‎) — является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения христиан в Иране

Иранские христиане считают, что уже сейчас в их стране вместо демократии установилась «исламская диктатура». По некоторым оценкам, Иран разворачивает широкомасштабную волну репрессий против христиан. Христианство официально называется «иностранной религией, угрожающей национальной безопасности страны».[13] Правительство запрещает христианам совершать богослужение на языке фарси — основным языке Ирана. Переход из ислама в христианство, согласно действующему в стране законодательству, влечет за собой смерть. Волна арестов христиан коснулась не только членов запрещенных «домашних» групп, но и официально зарегистрированных религиозных организаций. Иранские власти обвиняют христиан в поддержке политической оппозиции и «агрессивном миссионерстве». Иранские спецслужбы предполагают, что действующие в Иране христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Законодатели предпринимают шаги, чтобы узаконить смертную казнь для тех, кто покинул ислам и тех, кто пытался обратить людей в христианство.

В отличие от традиционных конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200—300 тысяч иранских христиан. Христианские общины в Иране систематически подвергаются дискриминации практически во всех сферах жизни. Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и в все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита. Трудоустройство, как в частном, так и в государственном секторах, является одной из областей, в которой существует большое количество ограничений для христиан. Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Христиане испытывают трудности при начинании бизнеса, а также с получением займов и кредитов. В конституции Ирана прописано, что определенные государственные должности могут занимать только мусульмане, включая посты духовного лидера, президента, судей, а также министров.

Что касается дискриминации в сфере образования, то следует упомянуть, что конституция ИРИ гарантирует возможность получать бесплатное среднее образование всем гражданам. Однако христиане сталкиваются с многочисленными проблемами, пытаясь дать своим детям образование. Христианских студентов либо выгоняют, либо лишают доступа в образовательные учреждения, либо отказывают в выдаче дипломов, несмотря на завершенность обучения. Исключение христианских студентов из университетов рассматривается властями Ирана в качестве наказания за религиозную и политическую деятельность, идущую вразрез с политикой режима. Таким образом руководство страны ограничивает возможность религиозных меньшинств продвигаться по социальной лестнице. Об этом говорится в последнем докладе правозащитной организации International Campaign For Human Rights In Iran.

Христиане и другие религиозные меньшинства, проживающие в Иране, подвергаются дискриминации также и в брачных отношениях. Иранский уголовный кодекс предусматривает более тяжелые наказания для христиан за совершаемые преступления.

По данным информационного сайта христиан Ирана, члены Корпуса Стражей исламской революции в деревне Дерешк города Салмаст, находившейся на ирано-турецкой границе, обнаружили большое количество Евангелий на персидском языке, которые были полностью сожжены на месте. До этого, в сентябре 2010 года, службы безопасности Ирана сожгли в том же месте Евангелия, найденные в западных районах страны.

14 октября 2011 года на общественном телеканале «ТБН-Россия» состоялась премьера документального фильма о жизни иранского пастора-мученика Айка Овсепяна, содержащего подлинные видео и фотоматериалы, в которых представлены иранские христиане, а также оригинальные документы, относящиеся к христианским мученикам Иране.

Храмы

  • Свято-Николаевский собор в Тегеране (РПЦ)
  • Свято-Троицкая церковь в Тегеране (РПЦ)
  • Свято-Николаевская церковь в Энзели (РПЦ)
  • Часовня Казанской иконы Божией Матери в Бушере (РПЦ)

Святыни

ХАМАДАН

  • Гробница прав. Есфири и Мардохея.

ТУЙСЕРКАН (25 км. к юго-западу от Хамадана)

  • Гробница Пророка Аввакума.

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.