Идёт загрузка карты…
Псково-Печерский монастырь

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 - 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

 Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

История

Ранний период

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Рисунок XVII века

Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".

В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.

Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство "назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом". Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.

То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм - Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.

Войны: Ливонская и Северная

С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.

150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия - Михайловского собора, а также Сретенской церкви.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото первой половины ХХ века

С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.

Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.

До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.

Великая Отечественная

Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.

Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).

Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)

В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.

После войны

Нижний хозяйственный двор Псково-Печерского монастыря. 1960 год

В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).

Наместник (1949-1954 гг.) - архимандрит Пимен (Извеков), затем - Патриарх Московский и всея Руси.

В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 . с Валаама в Финляндию.

В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).

Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.

Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.

Монастырский ансамбль

У Старого Братского кладбища в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря. 22 апреля 2011 года

Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.

Богом зданные пещеры

Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) - порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.

Храмы: Успенский пещерный и Покровский

Успенский пещерный храм - главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге - Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы "Умиления", рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Церковь Николы Вратаря

Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.

Большая звонница

Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.

Собор Архистратига Михаила

Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора - десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Сретенский храм

Сретенский храм Псково-Печерского монастыря. 2013 год

Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).

Ризница

При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим купо¬лом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра) и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).

Святые источники

Во имя преподобномученика Корнилия (напротив Успенской церкви, неподалеку от Ризницы) и артезианский во имя иконы Божией Матери Живоносный источник (напротив Благовещенской церкви, над Живоносным источником выстроена была шестигранная часовня).

Монастырские стены и башни

К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.

Башня Верхних решёток — устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.

Башня нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.

Святыни

Мощи

преп. Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря и Симеона Псково-Печерских, мц. Татианы,

иконы

Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), икона Николая Чудотворца,

в пещерах

почитаемые могилы

митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

Фото

Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

Видео

Псково-Печерская обитель (архимандрит Тихон Шевкунов), 2007.
Старцы. Псково-Печерский монастырь.
Небо на земле. Псково-Печерский монастырь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Как добраться

Из Москвы или Питера. Отправление фирменного поезда «Москва–Псков» (010А) ежедневно в 18:30 с Ленинградского вокзала, прибытие в Псков - 7:30. Отправление поезда «Москва–Псков» – 098А по четным дням с Ленинградского вокзала в 15:35, прибытие – 5.00, можно попасть на раннюю Литургию, цена на билеты дешевле.

Автобусы ходят позже 5 утра. Те, что проезжают через Старый Изборск, дольше едут. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы.

До Печор можно ехать и машиной.

Паломнику

В монастыре в 2 км открыт «Дом паломника» (г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82).

О своем приезде надо договориться или позвонить: 8-(81148)-2-32-27, написать: dompalppm@mail.ru, скайп - dompalppm.

Во славу Божию здесь могут трудиться все, кто прибудет в обитель (благословившись у священника в своем приходе), помогая в женской трапезной, на кухне, и проч. Для этого надо у сторожа Братского корпуса спросить гостинника монаха Максима.

В Святые пещеры можно попасть так - в Ближние (с мощами Псково-Печерских преподобных) всегда доступ есть, а в Дальние – с группой.

Расписание богослужений: ежедневно 2 Божественные литургии. Вечерние службы начинаются летом в 18:00, а утренние – в 6, 7 и 10 (зависит от дня недели и службы), но расписание надо смотреть на сайте монастыря сайте монастыря или при входе в монастырь [1].

Интересно

  • «Псково-Печерская обитель» - фильм под таким названием создал архимандрит Тихон (Шевкунов), положив за основу материалы, снятые в обители в 1986 г., где он и подвизался. Недавно свет увидела и его книга «"Несвятые святые" и другие рассказы», а также рассказы о Псково-Печерской обители.

Ссылки