Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Краткая аннотация

История

Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости.

В 1139 году к Дорогожицкому стратегическому пункту на северо-западной околице подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, овладел этой местностью и сразу же получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Позже на Дорогожичах построилась Кирилловская церковь, появление которой связано с именем Всеволода Ольговича. Постройка церкви-крепости – логичный шаг Всеволода — князя-воина, князя-стратега — к укреплению околиц желанного для многих “стольного града”.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница Ольговичей. Первое с известных захоронений в Кирилловской церкви датируется 1179 годом. Это захоронение жены Всеволода Ольговича, дочки Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. Как сказано в летописях, в том же 1179 году умерла и была похоронена в Кирилловской церкви невестка Марии Мстиславовны — княгиня Мария Казимировна. В 1194 году в Кирилловском некрополе появилось захоронение знатной особы: 27 июля в дворце загородной Кирилловской резиденции на 78-м году умер старший сын Всеволода Ольговича, великий киевский князь, один из главных героев древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” — Святослав Всеволодович. Последнее в древнейшей истории Кирилловского некрополя захоронения – сына Святослава, Всеволода Чермного, датируется 1215 г.

Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.

Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.

В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.

Последующие незначительные по объему ремонтные работы, которые проводились в сооружении, не внесли изменений во внешний вид храма. Зато в интерьере церкви в 1860 году под поздней штукатуркой обнаружено уникальные фресковые росписи ХІІ ст. В мае 1929 года, учитывая исключительную историческую и художественную ценность Кирилловской церкви, памятку объявили Государственным историко-культурным заповедником. С 1965 г. памятка приобретает статус филиала Софиевского заповедника. С 1995 г. в храме возобновлены богослужения. Т.е., оставшись государственным музеем, Кирилловская церковь стала памяткой совместного использования — музеем-церквой.

Святые

Святыни

  • Иконы свт. Димитрия Ростовского, прпмчч. Феодора и Василия Печерских с частицами мощей.
  • Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прмч. Евстратия Печерского.
  • Частица мощей Ап. Андрея Первозванного.
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января/3 февраля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона).

Престольные праздники

Свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских (18/31 января и 9/22 июня)

Свт. Василия Великого (1/14 января; в его честь освящен трапезный храм)

Свт. Димитрия Ростовского (21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября)

Местонахождение

Адрес: 04080, Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103

Телефоны:

  • Иконная лавка: + 38 044 468 0212
  • Служба казначея: + 38 050 727 4265 о. Виталий

Где остановиться

Фото

Видео

В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".

Ссылки

Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь