Идёт загрузка карты…
Высоко-Петровский монастырь

Один из древнейших монастырей Москвы. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.

История

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Высоко-Петровский монастырь, старые фото
Высоко-Петровский монастырь, старые фото

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной, 1890e
Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной, 1890e

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, годы разрухи
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, годы разрухи

И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание). Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища; С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года:

сщмч. Макарий (Гневушев) — расстрелян 4 сентября 1918;

прпмч. Игнатий (Лебедев) — умер 11 сентября 1938 года в заключении;

прпмч. Герман (Полянский) — расстрелян в 1937 году;

прпмч. Федор (Богоявленский) — умер 19 июля 1943 года в ссылке;

прпмч. Варлаам (Никольский) — расстрелян 19 ноября 1937 года;

прпмч. Макарий (Моржов) — расстрелян 10 июня 1931 года;

прпмч. Косма (Магда) — расстрелян в 1937 году;

м. Николай Варжанский, организатор Варнавинского общества трезвости — расстрелян 19 ноября 1918 года;

м. Иоанн Попов, богослов, церковный историк, профессор Московской духовной академии — расстрелян в 1937 году.

Современное состояние

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий.

20 февраля 2010 года в монастыре было совершено первое после длительного перерыва Патриаршее богослужение и освящен новый колокол — благовестник «Святитель Петр».

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Храмы

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского
  • Собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных
  • Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной
  • Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь Толгской иконы Божией Матери
  • Церковь святых апостолов Петра и Павла
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

Святыни

Крест с частицей Креста Господня

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская, Толгская, Влахернская

Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

Икона святителя Петра, с частицей мощей святого

Икона апостолов Петра и Павла с частицей мощей апостолов

Мощи святых

Дивеевский ковчег

Ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских

Мощевик с частицами 82 мощей преподобных и святителей в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Мощи Митрофана Воронежского

Фото


Видео

Высокопетровский монастырь

Как добраться

Станции метро "Чеховская", "Пушкинская", "Тверская", «Трубная»

Адрес

127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2

Паломнику

Время работы

Ежедневно с 7:00 до 19:00

Телефоны

+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)

+7 495 694 64 37 (канцелярия, факс)

+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)

+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)

E-mail

mail@vpmon.ru (помощник наместника, канцелярия)

palomnik@vpmon.ru (паломническая служба; Максим Лазарев)

press@vpmon.ru (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк))

Звонки принимаются

Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

Cайт

http://obitelpetrova.ru

Ссылки