Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.
Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.
История
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, - что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание... В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
Современное состояние
Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.
В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.
Здания и сооружения
Храмы
- Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
- Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году;
- церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
- храм святого Алексия, человека Божия;
- Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).
Другие здания
- Трапезная (1652—1654) — четырёхэтажное строение, которое с восхищением описал Павел Алеппский. Найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке.
- Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.
- Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около ста метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 гг. при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
- Братские корпуса (сер. XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
- Жилой корпус Духовных училищ по проекту Д. Ф. Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
- Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками.
Башни
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
- Красная (над Святыми воротами)
- Житная
- Водовзводная
- Усовая
- Больничная (не сохранилась)
Святые
Святыни
- мощи прп. Саввы Сторожевского
- икона прп. Стилиана Пафлагонского
- крест-мощевик с частицами мощей:
- Камень Голгофы.
- Камень Гроба Господня.
- Частица мощей прп. Георгия Даниловского исповедника.
- Частица мощей прп. Максима Грека.
- Частица облачения прп. Никиты столпника Переяславского.
- Прп. Георгия, Косьмы и Митрофана Задонских.
- Частица облачения и гроба прп. Моисея основателя Оптиной пустыни.
- Частица мощей прп. Антония Великого.
- Частица мощей монаха мученика Вифлеемского пострадавшего от сарацин.
- Частицы мощей Кипрских мучеников.
- Частица мощей свт. Филарета Московского.
- Частица мощей св. мч. Вифлеемского младенца.
- Частица мощей свт. Иннокентия Московского
- Частица мощей свт. Феофана затворника Вышинского.
- Частица мощей блж. Матроны Московской.
- Частица мощей св. блгв. Анны Кашинской.
- Частица мощей прп. Ионы Киевского.
- Частица облачения свв. Кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских.
- Частица мощей прп. Феодора Киево-Зверинецкого чудотворца.
- Частица мощей св. прав. Симеона Верхотурского.
- Частица мощей блж. Стефана Вознесенского.
- Частица мощей св. блг. кн. Феодора Муромского.
- Частица мощей прп. Ефросинии Московской жены св. блг. кн. Димитрия Донского.
- Частица мощей св. блг. кн. Константина Муромского.
- Частица мощей св. блг. Кн. Михаила Муромского
- Частица мощей свт. Николая митрополита Алма-Атинского.
- Частица мощей св. блж. Феофила из Китаевской пустыни.
- Камень от гроба Лазаря 4-х дневного.
- Частица мощей св. благ. кн. Владимира Новгородского.
- Частица гроба свт. Тихона Патриарха Московского.
- Частица мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого).
- Частица камня 1000 дневного стояния прп. Серафима Саровского.
- Частицы мощей и облачения прп. Игнатия Мариупольского.
- Частица мощей прп. Лаврентия Черниговского.
- Частица мощей прп. Феодосия Тотемского.
- Частица мощей св. прав. Петра Великодворского.
- ковчег-мощевик с частицами мощей и святынь:
- часть мощей свт. Иннокентия, митрополита Московского;
- часть мощей блж. Матроны Московской;
- часть мощей прп. Иосифа Волоцкого;
- часть мощей свт. Григория, Патриарха Александрийского;
- часть мощей – главы прп. Романа Киржачского;
- часть мощей мчч. Кипрских от турок пострадавших;
- часть мощей Петра, исп. Великодворского;
- часть мощей прмц.вел.кн. Елисаветы;
- часть мощей прмц. Инокини Варвары;
- часть мощей прп. Макария Коневского;
- часть мощей прав. Симеона Верхотурского;
- часть облачения прав. Иоанна Кронштадтского;
- часть гроба блаж. Пелагеи Дивеевской;
- часть гроба прмч. Никиты Переяславского;
- часть гроба свт. Иоанна митр. Шанхайского;
- часть гроба свт. Тихона Патриарха Московского;
- часть гроба свт. Николая, митр. Алма-Атинского;
- часть гроба прп. Амвросия Оптинского;
- часть гробов прмц. Елисаветы и ин. Варвары.
- ковчег-мощевик с мощами прпп. Киево-Печорских святых (94 частицы).
- ковчег-мощевик с частицей мощей святых (21 частица) в алтаре Троицкого храма.
- ковчег-мощевик с частицей мощей прп. Серафима Саровского.
- икона вмч. Пантелеимона чудотворца (написана на Св. Горе Афон в 1915 г.) с частицей мощей святого.
- икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей святого.
- икона прп. Сергия Радонежского и прп. Саввы Сторожевского с частицами мощей святых.
- икона прп. Саввы Сторожевского (17 век).
- икона прмч. Елисаветы с частицей мощей святой.
- икона блаж. Матроны Московской с частицей мощей святой.
- икона свт. Спиридона Тримифунтского с тапочком (о. Корфу).
- иконостас собора Рождества Божией Матери – 5 ярусов (17 век).
- могила блаженного старца Симеона.
Видео
Как добраться
Проезд: До Звенигорода можно доехать автобусом от станции метро «Кунцево» или электричкой от Белорусского вокзала. Вокзал Звенигорода — конечная станция боковой ветви, поезда ходят туда нечасто (в среднем раз в 1,5 часа), поэтому, планируя поездку, узнайте расписание. Вокзал находится за чертой Звенигорода, до города или его окрестностей нужно еще добираться. От вокзала ходят автобусы, отправление которых синхронизировано с расписанием электричек. До монастыря следуют маршруты №№23 и 51.
Адрес: Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5.
Тел.: 8(495)933-79-78 (приемная наместника); 8(903)274-01-21 (паломнический отдел), 8(963)640-37-00 (гостиница).
E-mail: palomnik-ssm@mail.ru; savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru (гостиница).
Ссылки
- Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотографии и план монастыря
- Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Саввино-Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы