Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава)

Идёт загрузка карты…
Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава)

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения.

История

Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения.

В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790‑х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена.

В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.).

Посетивший Полтаву в 1845 г. поэт Тарас Шевченко изобразил монастырь на одном из рисунков и упомянул в повести «Близнецы» (1855). Строки об обители есть и в поэме Лины Костенко «Маруся Чурай» (1979) о полулегендарной полтавской певице сер. XVII в.: «Той монастир недавно збудували. / Там дзвони є на різні голоси. / Його Пушкар з Іваном фундували, / раніш були ліси там і ліси» («Тот монастырь построили недавно. / Звонят в нем на любые голоса. / Он учреждался Пушкарем с Иваном, / а раньше были там леса… леса»).

Описание

Территория обители протянулась с севера на юг (по оси мысовидного выступа холма), в виде узкого ромба с усеченными вершинами острых углов. Она опоясана кирпичной оградой 1-й пол. 1990-х гг. (на месте аналогичной ограды 1880-х гг.). В центре северного «торца» обители кольцо ограды включает 4-ярусную 47-метровую колокольню 1786 г. в стиле украинского барокко, напоминающую по отделке Великую колокольню Киево-Печерской Лавры. Западнее колокольни устроены св. врата. Севернее колокольни, вне монастыря, в 1991 г. сооружен памятный знак в честь монастырского некрополя, уничтоженного в советское время (исполнен в виде каменной трапеции с вмурованными фрагментами уцелевших надгробий). На юг от колокольни, по оси монастырской усадьбы, расположены (в порядке удаления) Крестовоздвиженский собор, храм Св. Троицы, храм св. прав. Симеона Богоприимца.

Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов), деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991), собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником.

Храм Св. Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.), служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун).

Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города).

Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений.

Святыни

  • Икона Божией Матери «Упование всех концов земли»

Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930). Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.).

  • Мощи святителя Афанасия (Вольховского)

Мощи свт. Афанасия обретены в монастыре 2 июня 2010 г. Прежде они считались утраченными при пожаре 1943 г. в Краеведческом музее, куда были изъяты в 1920-х гг. вместе с нетленными останками архиеп. Амвросия (Серебренникова). Почитание памяти свт. Афанасия началось еще до революции (был засвидетельствован ряд исцелений при гробе архипастыря), которая отдалила его канонизацию (соответствующее решение Свящ. Синода УПЦ и чин прославления последовали 28 мая и 10 окт. 2010 г.). Будучи в 1795-1797 гг. епископом Могилевским и Полоцким, свт. Афанасий содействовал укреплению Православия в Западной Беларуси, в 1797-1800 гг. пребывал на покое во Мгарском монастыре (память – в дни преставления и прославления, соответственно 14 янв. и 10 окт. н.ст.).

Престольные праздники

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября

Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября)

Контакты

Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2а

Телефон: (0532) 56-14-68

Фото


Видео

П

Ссылки

Крестовоздвиженский Полтавский женский монастырь