Алба́ния (алб. Shqipëria), полная официальная форма — Респу́блика Алба́ния (алб. Republika e Shqipërisë [ɾɛpuˈblika ɛ ʃcipəˈɾiːs]) — государство в юго-восточной европе, западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей.
Православие в Албании — одна из трёх крупнейших конфессий современной республики Албания. Православие исповедует более 20 % населения Албании. Раннее христианство
пришло на территорию современной Албании в римскую эпоху. Византийский
обряд в целом был первой и преобладающей формой христианства среди
албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное
влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён,
расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество, особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.
История
Христианство появилось в этих краях еще в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 годах писал: "Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим. 15, 19). Древнее предание считает апостолом этого региона святого Кесаря (одного из 70 апостолов), который был первым епископом Диррахия (ныне г. Дуррес). Многие из первохристиан этой земли приняли мученическую смерть ради Христа. В 98 году стал мучеником Диррахийский епископ Астий. Во II веке пострадали епископ Елевферий Иллирийский и его мать Анфия, в III веке - мученики Донат, Ферин, Данакс и др. Христианские захоронения за стенами Бутрота датируются II веком, сохранились храмы-базилики V-VI веков.
Албанские епископы участвовали в III, IV, V и VII Вселенских соборах.
В начале XI века недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой князь Иоанн-Владимир (22 мая 1015 г.), мощи которого сохранились в одноименном монастыре. Родом из Диррахия был византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV веке на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот.
В XI веке большая часть епархий современной Албании переподчиняется Охридской архиепископии, остальные остаются в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
После захвата Константинополя латинянами в 1204 году в северных районах Албании усиливается католическое влияние. В 1273 году вместо погибшего православного митрополита на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. В 1392 году князья из рода Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 года.
После завоевания остальной части Албании турками в 1479 году начался период османского владычества, ознаменовавшийся массовым отпадением албанцев в ислам. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. С другой стороны, в приморских областях активно действовали римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII века возводились новые монастыри, которые становились центрами противостояния иноверию, писались вероучительные сочинения, строились храмы: например, Дриинупольскому епископу Досифею (1760-1799) в эпоху "туркократии" удалось воздвигнуть около 70 храмов.
Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая "Новая академия", при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться "тайными христианами". Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).
Знаменитый миссионер и просветитель святой Косма Этолийский с 1775 года трудился в Албании, где и принял мученическую смерть в 1779 году в Берате. Чуть позже другой святой - Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в 1809 году.
После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства.
Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10-12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.
В декабре 1924 года правительство епископа Фана Ноли было свергнуто, и в стране снова установился диктаторский режим полковника Ахмета Зогу. Печальный факт: православный епископ был свергнут при военной поддержке русских белогвардейцев, откликнувшихся на призыв мусульманина Зогу и поверивших его клевете на владыку Феофана (что будто бы он был коммунистом). А финансировали переворот из Рима.
При итальянской оккупации Албании в 1939 году католические миссионеры пытались навязать православным унию и подчинить их папе Римскому.
С установлением же коммунистического режима начались репрессии против верующих. 4 апреля 1967 года было запрещено любое отправление культа, а Албания объявлена атеистическим государством. Были разрушены сотни храмов и монастырей, клириков сажали в тюрьму или отправляли в ссылку, многие приняли мученическую смерть, в том числе архиепископ Виссарион и викарный епископ Аполлонийский Ириней.
По закону за совершение литургии священника расстреливали. Мирян сажали в тюрьмы за то, что те осмеливались крестить детей. Люди подвергались репрессиям даже за хранение дома икон. Из-за десятилетий жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена.
Современное состояние
В 1992 году в стране были провозглашены свобода и демократия. В 1997 году прошло короткое народное восстание, которое привело к смене лидера страны.
В 1991 года Константинопольский патриарх назначил митрополита Анастасия (Янулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 года Священным Синодом Албанской Православной Церкви он был избран архиепископом Тираны и всей Албании.
За 15 лет владыке Анастасию, хотя и с большим трудом и опасностью, удалось возродить Албанскую Церковь и вернуть многих албанцев к Православию.
Богослужение в Албании сейчас совершается на албанском, греческом и румынском (влахском) языках.
Святые Албании
Апостол Кесарь, первый епископ Диррахия
Священномученик Астий, епископ Диррахия (II в.)
Мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II в.)
Священномученик Елевферий Иллирийский и его мать, мученица Анфия (II в.)
Мученик Данакт Иллирийский (II в.)
Мученик Ферин (III в.)
Святитель Донат Еврийский (IV в.)
Мученик Иоанн-Владимир (XI в.)
Преподобный Иоанн Кукузель (XIII в.)
Преподобный Нифонт (XIV в.)
Преподобный Нил Эрихиот (XIV в.)
Священномученик Никодим (XVIII в.)
Мученик Христос Садовник (XVIII в.)
Священномученик Косьма Этолийский (XVIII в.)
Священномученик Никита Албанский (XIX в.)
Мученик Иоанн Албанский (XIX в.)
Святыни Албании
Частица мощей святого благоверного князя Иоанна-Владимира Сербского (Х в.) (Тирана, Собор Благовещения)
Благовещенский собор (Тирана) был построен в 1964 году, однако уже в 1967 году был закрыт и использовался как помещение городского спортивного клуба.
Богослужения возобновились в 1990 году. Вместе с восстановлением деятельности Албанской Православной Церкви храм стал кафедральным собором предстоятеля. Восстановление было завершено в 1996 году, близ собора было возведено здание архиепископии.
Оставался кафедральным до возведения Тиранского Воскресенского собора в 2012 году.
Адрес: Албания, г. Тирана. Shqipëria, Tiranë, Rr. Kavajës 151
Воскресенский кафедральный собор (Тирана). 24 июня 2012 года состоялось открытие нового кафедрального собора. Открытие самого большого православного храма в Албании приурочено к 20-летию возрождения автокефальной Албанской православной церкви и выбора главы Албанской православной церкви — архиепископа Анастасия. На открытии собора присутствовал президент страны Бамир Топи.
1 июня 2014 года в неделю 7-ю по Пасхе состоялось торжественное освящение Воскресенского собора в Тиране. Чин великого освящения и Божественную литургию при большом стечении молящихся совершили Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом II, Архиепископ Афинский Иероним II, Митрополит Варшавский Савва, представители Александрийской, Антиохийской, Русской, Грузинской, Болгарской Церквей и глава Албанской епархии Православной Церкви в Америке. За богослужением звучали возгласы на греческом, арабском, церковнославянском, румынском, албанском и английском языках.
Церковь Михаила Архангела (Берат). Церковь Святого Михаила расположена за пределами квартала Каладжа на вершине холма города Берат Южной Албании. Как часть исторических центров Берата и Гирокастры (объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО), церковь была построена, возможно, в XIV веке и посвящена архангелу Михаилу.
Церковь сравнительно небольшая и была построена на юге Калайского района на крутой скале. Это крестообразная часовня, пристроенная без какой-либо внутренней поддержки, с куполом на барабане и нартексе на западной части. Она была построена на крестообразном плане с куполом сверху. Стены характеризуются сочетанием рядов красного кирпича с камнем.
Церковь Павла апостола и Астия Диррахийского (Дуррес). Православный собор святого Павла и святого Астиус - один из важнейших памятников портового города Дуррес в западной Албании. Он был построен по инициативе архиепископа Анастасия с целью восстановления Автокефальной православной церкви Албании. В 1994 году был заложен краеугольный камень новой церкви, к началу 2002 года строительство было завершено и в храме начались первые таинства. Торжественное открытие состоялось в 2009 году.
Святого Павла и святого Астия поставили напротив того места, где разрушена церковь святителя Спиридона в 1967 году. Храм представляет собой базилику, увенчанную белокаменным куполом, окруженный колонными притворами. На крыше собора использовалась красная черепица, характерная для византийской эпохи. Внутри туристы могут полюбоваться церковными колоколами, епископским престолом и иконостасом ручной работы мастеров из Поградеца.