Аргенти́на (исп. Argentina), полная официальная форма — Аргенти́нская Респу́блика (исп. República Argentina [reˈpuβlika aɾxenˈtina]) — второе (после Бразилии) по территории и третье (после Бразилии и Колумбии) по населению государство Южной Америки, состоящее из 24 административных единиц — 23 провинций и федерального столичного округа Буэнос-Айрес.
Христианство в Аргентине — самая распространённая религия в стране.
По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Аргентине проживало 34,42 млн христиан, которые составляли 85,2 % населения этой страны. Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 91,9 % (37,4 млн).
Крупнейшим направлением христианства в стране является католицизм.
В 2010 году в Аргентине действовало 30,3 тыс. христианских церквей и
мест богослужения, которые принадлежали 194 различным деноминациям.
Помимо аргентинцев, христианами являются большинство живущих в стране итальянцев, креолов, кечуа, галисийцев, гуарани, испанцев, мапуче, чилийцев, поляков, каталонцев, перуанцев, армян, тоба-ком, уругвайцев, диагита, румын, бразильцев, украинцев и др.
Аргентинские христиане активно участвуют в межконфессиональном
диалоге. В 1938 году в стране была создана Аргентинская федерация
евангелических церквей, объединившая протестантов. Консервативные евангельские церкви объединены в Аргентинский альянс евангельских церквей, связанный со Всемирным евангельским альянсом. Наконец, протестанты, православные и католики
объединены в Экуменическую комиссию христианских церквей (основана в
1988 году).
Каракасская и Южно-Американская епархия
Каракасская и Южно-Американская епархия (исп. Diócesis de Caracas y Sudamerica) — каноническое, структурное и территориально-административное подразделение Русской православной церкви заграницей. Возглавляется епископом Каракасским и Южно-Американским Иоанном (Берзинь).
Епархия простирается на приходы Зарубежной Церкви во всей Южной Америке. Кафедральный город — Буэнос-Айрес (Аргентина) и Каракас (Венесуэла). Кафедральные соборы — Воскресенский (Буэнос-Айрес) и Никольский (Каракас).
История
С появлением русской православной общины в Венесуэле после Второй мировой войны люди стали собираться в приходы, в большинстве своём находившиеся в ведении Русской Православной Церковью Заграницей.
РПЦЗ стала ядром русской эмиграции в Венесуэле. Произошло это после
того, как на венесуэльскую землю прибыл протоиерей Иоанн Бауманис. В
1955 году он стал настоятелем храма Святого Николая Чудотворца
в Каракасе (юрисдикция РПЦЗ). При его активном участии были основаны
православные приходы не только в Каракасе, но и в Валенсии,
Баркисименто, Маракае и Барселоне.
В 1957 году был назначен первый архиерей новосозданной епархии, епископ Серафим (Свежевский).
После ухода епископа Серафима на покой в 1984 году, епархия не замещалась, и с 1990-х годов её приходы вошли в ведение Буэнос-Айресской кафедры, которая была призвана объединить все приходы Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке.
Процесс ассимиляции в Южной Америке шёл быстрее, чем в США или Австралии,
дети смешанных браков редко оставались православными. Русскоязычные
эмигранты из-за материальных проблем уезжали в другие края, прежде всего
в США. Паства Русской Православной Церкви стала быстро таять по всему
континенту.
Ввиду отдалённости архиереев и при росте раскольнических и
изоляционистских настроений в приходах, дела Южно-Американской епархии
расстраивались. В 2007 году, после подписания Акта о каноническом
общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, ряд
приходов в Аргентине и Бразилии не принял этого шага и примкнул к «одесскому» расколу во главе с лишённым сана Агафангелом (Пашковским). При этом Венесуэльские верующие по большей части остались верны священноначалию.
21 июня 2008 года игумен Иоанн (Берзинь)
был поставлен во епископа с титулом Каракасский, с вверением ему
управления приходами Русской Зарубежной Церкви во всей Южной Америке.
Титул Каракасский был выбран исходя из того, чтобы он отличался от
титула управляющего Аргентинской и Южноамериканской епархией Московского
патриархата. При этом епархиальное управление осталось в Буэнос-Айресе,
а кафедральным собором является Буэнос-Айресский Воскресенский собор.
В октябре 2008 года в странах Южной Америки прошли Дни русской
духовной культуры, в которых приняли участие клирики и епископы
Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.
В августе 2009 года Иоанн (Берзинь) был утверждён правящим Южно-Американским архиереем, с титулом Каракасский и Южно-Американский.
Ныне епархия поражена проблемой раскола, в котором находится,
возможно, бо́льшая часть её приходов. Другая насущная проблема
Южно-Американской епархии — нехватка духовенства. Епархия поддерживает
близкую связь с Аргентинской епархией, находящейся непосредственно в ведении Московского патриарха. Первоиерарх РПЦЗ Иларион (Капрал) в 2010 году так описал состояние епархии: "Южно-Американская епархия находится в глубоком кризисе. Тому есть свои
причины: нехватка духовенства, редкость богослужений, отсутствие у
прихожан, особенно в провинции, необходимых церковных знаний. Всё это
привело к неутешительным последствиям. Например, в Парагвае десятки
россиян вступили в брак с католиками и теперь ходят в католические
храмы. К счастью, они не забывают своих корней и, когда выдается
возможность, посещают православные службы. Проблему кадров
священнослужителей решить непросто. Семинарию при Свято-Троицком
монастыре в Джорданвилле окончили десятки выходцев из Латинской Америки,
однако большая их часть поселилась в США. Конечно, в Зарубежной Церкви
есть желающие служить в Южно-Американской епархии, но одни из них не
владеют испанским или португальским, а другие не знают русского и,
соответственно, церковнославянского языков".
Аргентинская и Южноамериканская епархия
Аргенти́нская и Южноамерика́нская епа́рхия (исп. Diócesis de Argentina y Sudamérica) — каноническое и структурно-территориальное подразделение Русской православной церкви, объединяющее приходы в государствах Центральной (за исключением Мексики) и Южной Америки.
История
29 июня 1946 года Священный Синод Русской Православной Церкви
постановил основать Аргентинскую епархию в составе Алеутского и
Североамериканского Патриаршего Экзархата (с 1947 года — Экзархат
Северной и Южной Америки).
Лишь в 1947 году епископ Феодор смог получить визу на въезд в
Аргентину и 7 апреля того же года прибыл в Аргентину. Поскольку все
русские храмы в Южной Америке принадлежали тогда РПЦЗ, и епископ Феодор
временно совершал богослужения в храме святого великомученика Георгия
Победоносца Антиохийского Патриархата.
В июне 1947 года был куплен дом и перестроен под храм, освящённый
епископом Феодором 10 июля 1947 года в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы; в тот же день прошло организационное собрание, избравшее
церковноприходской совет. Вскоре начал действовать епархиальный совет.
В Аргентине епископ Феодор прослужил около шести лет, но затем
вследствие интриг протопресвитера Константина Изразцова, обладавшего
большими связями, аргентинские власти в начале 1952 года вынудили
епископа Феодора покинуть страну.
Настоятель Благовещенского храма протоиерей Евфимий Мамин был
назначен благочинным-администратором и представителем Московского
Патриархата в Южной Америке. В августе 1953 года отец Евфимий скончался.
Его должность занял протоиерей Фома Герасимчук.
В 1948 году приход храма Воскресения Христова в колонии Жапежу (провинция Мисьонес)
отошёл от протопресвитера Константина Изразцова и примкнул к Патриаршей
Церкви. В 1954—1955 годах в Мисьонесе оформились два новых прихода: в
честь Всех святых, в земле Российской просиявших (в колонии Гобернадор Лопес (исп.)русск.) и в честь Успения Пресвятой Богородицы (в колонии Бахо-Трончо). Обе общины построили храмы. В 1962 году протоиерей Фома Герасимчук благословил православных жителей города Санта-Фе в Мисьонесе на основание Георгиевской общины. Впоследствии прихожане возвели церковь.
В 1962 году главой епархии, которая отныне именовалась Аргентинской и Южноамериканской, определён Никодим (Руснак),
однако лишь через 2 года он смог приехать в Буэнос-Айрес поскольку
военно-гражданское правительство Аргентины, не жаловавшее
социалистические страны, задерживало выдачу визы епископу из Советского
Союза.
Первоочередной задачей владыки Никодима было сооружение полноценного
храма: домовая церковь уже с трудом вмещала всех молящихся, да и никак
не походила на кафедральный собор. 15 мая 1968 года на месте прежнего
храма на улице Бульнес состоялась закладка первого камня в фундамент
Благовещенского собора. 10 ноября 1968 года архиепископ Никодим в
сослужении клириков прихода и духовенства Константинопольского и
Антиохийского Патриархатов освятил собор.
Архиепископ Никодим уделял много внимания развитию пастырской миссии в
разных частях вверенной ему Аргентинской и Южноамериканской епархии. По
большей части его деятельность сводилась к организации духовной жизни
русских и украинских эмигрантов, однако при его непосредственном участии
в православии переходили и коренные жители Латинской Америки, некоторые
из которых приняли священный сан, так в 1972 году был рукоположен в сан
диакона первый аргентинец — Георгий Санчес.
Значимым достижением архиепископа Никодима был перевод на испанский
язык Божественных литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия
Великого, литургии Преждеосвященных даров
и других богослужебных текстов. В мае 1970 года Экзархат Московского
Патриархата выпустил в Буэнос-Айресе первый православный «Служебник» на
испанском языке — «Литургикон».
10 апреля 1970 года на основе епархии был реорганизован Центрально и Южно-Американский экзархат Московского Патриархата.
С 1980 по 1989 годы епархией управлял Лазарь (Швец).
За время своего пребывания на Аргентинской кафедре он направил усилия
на объединение вокруг храма православных соотечественников, находящихся в
патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил
ряд храмов. Был приобретён в собственность Русской Православной Церкви
земельный участок в фешенебельном районе Буэнос-Айреса. На этом участке
построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где она располагается и
поныне. В честь 1000-летия Крещения Руси
в 1988 году добился переименования площади Чаркес в площадь святого
князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был
открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретён
участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской
просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В
Санта-Роса приобретён епархиальный дом. В Чили в трудные пиночетовские
годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный
зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола
Иоанна Богослова.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 года постановил упразднить зарубежные экзархаты, после чего Аргентинская епархия продолжила существование как самостоятельная кафедра.
С 1994 года в Порту-Алегри находилась резиденция постоянного представителя Русской православной церкви в Бразилии.
В октябре-ноябре 2008 года в Латинской Америке прошли Дни русской духовной культуры. Беспрецедентный проект охватил семь государств и 10 городов Латинской Америки: Гавану (Куба), Сан-Хосе (Коста-Рика), Каракас (Венесуэла), Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу (Бразилия), Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата (Аргентина), Сантьяго (Чили) и Асунсьон (Парагвай).
В духовных и светских акциях программы приняли участие бывший тогда
главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата
митрополит Кирилл (Гундяев), митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал),
архиереи и клирики Русской православной церкви представители российских
госструктур, общественности. По всему маршруту провезли чудотворную
Державную икону Божией Матери.
Благовещенский кафедральный собор (Буэнос-Айрес). Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 октября 1943 года было создано Аргентинское викариатство Алеутской и Североамериканской епархии Московского Патриархата. В декабре того же года состоялась хиротония настоятеля собора великомученика Георгия Победоносца в Чикаго архимандрита Феодора (Текучёва) во епископа Аргентинского. В Южную Америку он не смог выехать, поскольку аргентинские власти долго не дали согласия на его въезд в страну.
29 июня 1946 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил основать Аргентинскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского Патриаршего Экзархата (с 1947 года — Экзархат Северной и Южной Америки).