Церковь святого Климента. Скопье, Македония.

Респу́блика Македо́ния (макед. Република Македонија [rɛˈpublika makɛˈdɔnija]) — не имеющее выхода к морю государство на юго-востоке Европы, на Балканском полуострове. Входит в ООН как бы́вшая югосла́вская Респу́блика Македо́ния. На севере граничит с частично признанной Республикой Косово и Сербией, на западе — с Албанией, на юге — с Грецией, на востоке — с Болгарией.

Населённые пункты Македонии

  • Скопье
  • Куманово
  • Битола

Православие в Македонии

Православие в Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют бо́льшая часть населения — 68 %. Положение православия в современной Македонии осложнено церковным расколом: в стране параллельно существуют неканоническая Македонская православная церковь, поддерживаемая властями страны, и Православная Охридская архиепископия в составе Сербской Православной церкви.

История

Христианство на македонские земли пришло с миссионерской деятельностью апостолов Павла и Андрея Первозванного. В первые века нашей эры Македония была под властью Римской империи и затем её границы и этнический состав менялся, однако уже к IV веку христиане Македонии имели церкви с церковной иерархией. На Сардикийском соборе (343) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье) Перигорий. В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид). В V веке существовали метрополии в Солуни, Скопье, Хераклеи (макед.)русск., Баргале (макед.)русск. и Стоби (макед.)русск.. Сооружаются базилики.

После переселения славян на Балканы в VI-VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Республики Македонии. В IX веке эти земли вошли в состав Болгарской державы, что на века объединило судьбы Болгарии и Македонии. После раскола христианства Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство. За время правления Византийского императора Юстиниана I, родившегося неподалёку от Скопье, Скопский митрополит был провозглашён автокефальным архиепископом. В VII веке территории современной Македонии были колонизированы Славянами, что привело к смешению коренного населения со славянским, христианство при этом вытеснялось язычеством.

В IX веке территория Македонии оказывается во власти Болгарского царства. Ведущую роль в христианизации славян сыграли Кирилл и Мефодий, которые создали один из первых славянских алфавитов, и перевели на старославянский язык избранные места из Евангелия, Псалтырь, Апостольские послания. Большую роль в утверждении христианства сыграли ученики Кирилла и Мефодия — Климент и Наум — их усилиями конце IX века была основана Охридская школа письменности и Охридский монастырь.

С 927 года — была создана автокефальная церковь (патриархат) с центром в Охриде (Охридская православная церковь). Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Константинополем. Именно с Охридской церкви пришли в Киев первые митрополиты, церковная организация и (по некоторым данным) крещение.

В 1767 году во времена османской оккупации Охридское архиепископство теряет автокефалию, подчиняясь Константинопольскому патриархату. С тех пор предпринимались попытки восстановить Охридское архиепископство, которые особенно усилились с подъёмом национально-освободительной борьбы против османской оккупации. В 1874 году Македонская церковь переходит под юрисдикцию Болгарского экзархата.

С окончанием Первой мировой войны большая часть Македонии попадает под власть Сербского королевства. Вместе с тем большинство православных приходов Македонии подчиняются Сербской православной церкви.

После аннексии Македонии Болгарией, которая принимала участие во Второй мировой войне на стороне Германии, македонские приходы возвращаются к юрисдикции Болгарского экзархата.

По окончании Второй мировой войны территорию Македонии был включен в Югославской Федеративной Республики. В это время в Македонии образованы три епархии, к которым принадлежало большинство жителей этой области. После прихода к власти коммунистов сначала была образована федеральная Македонская республика, а затем властями было санкционировано создание автокефальной православной церкви.

В октябре 1958 года в Охриде состоялся Церковный и Национальный собор, собравший 220 священников и мирян, на котором было решено восстановить и древнюю архиепископскую кафедру в Охриде, и автономию Македонской Православной Церкви. На Соборе избраны три новых епископа для трёх новых епархий, соответственно и такое избрание было расценено как неканоническое, поскольку на нем присутствовал всего один епископ. Однако новая Церковь заявила, что находится в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью в лице Сербского патриарха. В июне 1959 года Сербский Священный Синод признал Церковь за свершившийся факт — и в следующем месяце избранные епископы были рукоположены́ сербскими православными епископами.

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде.

19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь.

В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви.

Современное состояние

Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский).

Святые

  • свмч. Еразм Охридский

Святыни Македонии

Православные храмы Македонии

  • Храм св. Георгия в с. Курбиново
  • Храм Богородицы Перивлепты в г. Охрид
  • Храм св. Иоанна Богослова в Канео
  • Церковь Пресвятой Богородицы в г. Охрид
  • Церковь св. Димитрия в г. Охрид
  • Церковь св. Константина и св. Елены в г. Охрид
  • Церковь св. Пантелеимона (Плаошник) в г. Охрид
  • Церковь св. Софии в г. Охрид
  • Храм св. Троицы в г. Пробиштип
  • Пещерная церковь архангела Михаила в с. Радожда
  • Церковь св. Георгия Победоносца в с. Старо Нагоричане

Православные монастыри Македонии

  • Бигорский монастырь
  • Лесновский монастырь
  • Монастырь св. Наума
  • Монастырь св. Еразма
  • Монастырь Сливница

Монастырь Янковец

  • Варошский монастырь
  • Велюшский монастырь Пресвятой Богородицы Милостивой
  • Водочский монастырь св. Леонтия
  • Журечский монастырь св. Афанасия
  • Монастырь «Свето Преображение Христово» в с. Зрзе
  • Монастырь «Успение Богородицы» в Калиште
  • Марков монастырь
  • Монастырь св. Наума в г. Охрид
  • Монастырь св. Архангела Михаила в г. Прилеп
  • Монастырь cв. Пятнадцати Тивериопольских Мучеников в г. Струмица
  • Монастырь св. Георгия в с. Райчица
  • Монастырь Пресвятой Богородицы в г. Скопье
  • Монастырь св. Андрея в г. Скопье
  • Монастырь св. Никиты в г. Скопье
  • Монастырь св. Иоанна Предтечи в с. Слепче

Фото

Видеопаломничество в Македонию

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 6 подкатегорий из имеющихся 6.