Идёт загрузка карты…

Казахста́н (каз.  Қазақстан [qɑzɑqˈstɑn], официально Респу́блика Казахста́н, каз.  Қазақстан Республикасы) — государство, располагающееся в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, а меньшая — к Европе. Располагается между Каспийским морем, Нижним Поволжьем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией.

Крупнейшие города

  • Алма-Ата
  • Шымкент
  • Астана
  • Караганда

Православие в Казахстане

Православие в Казахстане — вторая по величине религиозная конфессия в современной республике Казахстан после ислама. Общее число православных в стране составляет около 4,2 млн человек или порядка 26 % населения республики (данные на 2009 год). Православия традиционно придерживается русское и славянское, и, в меньшей степени, другое русскоязычное население республики, хотя значительная часть населения республики в целом нерелигиозна.

История

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути юго-востока в в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах.

Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану.
По свидетельству А.Р. Бируни 2, христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной.
Но с V века в Средней Азии стало распространяться несторианское учение о Христе 3. А с ХIII века христианство в этих краях стало постепенно вытесняться исламом. С XIV века о христианах Центральной и Средней Азии нигде более не упоминается. Однако сохранились свидетельства, что на берегу Иссык-Куля в XIV веке стоял армянский христианский монастырь, в котором, по преданию, находились мощи святого апостола Матфея.
Таким образом, христианство в Средней Азии и Казахстане среди тюрков получило распространение с самых первых веков, намного раньше, чем в Киевской Руси среди славян, и просуществовало более тысячи лет.
Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники

В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.

С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общей числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период. 7 мая 2003 года 3 епархии Русской православной церкви были организованы в Казахстанский митрополичий округ. 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы 3 новые епархии. 5-6 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены ещё три.

Святые

Гонения на Церковь в Казахстане начались сразу же с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма. В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.

В 1930-х – 1950-х го­дах в Ка­зах­стане на­хо­ди­лось од­но из са­мых страш­ных под­раз­де­ле­ний ГУЛАГа – Кар­лаг (Ка­ра­ган­дин­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь). Сре­ди его уз­ни­ков бы­ло нема­ло пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев, свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и ми­рян, при­няв­ших смерть за Хри­ста. В на­ча­ле XXI ве­ка уда­лось со­брать мно­же­ство ма­те­ри­а­лов о по­дви­гах ка­зах­стан­ских но­во­му­че­ни­ков.

Караганды еще не существовало, когда в 1921 году в окрестностях будущего города пролилась кровь убиенных мучеников, отдавших жизнь свою за веру и Церковь Христову. Пройдет всего десять лет, и невинным жертвам, пострадавшим в степных пределах, не будет числа, а саму землю Карагандинскую современники и потомки назовут «святой, благословенной».
Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники

В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы.

  • Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинского и Казахстанский
  • Преподобноисповедник Севастиан (Фомина), схиархимандрит Карагандинский
  • Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский
  • Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский.
  • Преподобномученики Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров), иеромонахи
  • Священноисповедник Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский
  • Священноисповедник Иосиф (Петровых), митрополит Ленинградский
  • Священноисповедник Евгений (Кобранов), епископ Ростовский
  • Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский
  • Священномученик Николай (Климентьев), архиепископ Великоустюжский
  • Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский
  • Священномученик Леонид Лебедев, пресвитер
  • Мученик Исидор Решеткин, псаломщик

и др. новомученики и исповедники, в Казахстане пострадавшие

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Казахстане находятся в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

АСТАНА. Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»:

  • «Астанайская-Почаевская» икона Божией Матери.

АЛМА-АТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

АЛМА-АТА. Кафедральный Вознесенский собор:

  • «Алма-Атинская-Феодоровская» икона Божией Матери.

Никольский собор. Мощи:

  • свисп. Николай Алма-Атинский (ХХ в.).

СЕРАФИМО-ФЕОГНОСТОВСКАЯ АКСАЙСКАЯ ПУСТЫНЬ (Аксайское ущелье, близ Каскелена). Мощи:

  • прмч. Серафим Богословский (ХХ в.),
  • прмч. Феогност Пивоваров (ХХ в.).

ТАЛДЫ-КУРГАН. Иоанно-Богословский храм. Мощи:

  • свмч. Владимир Цедринский (ХХ в.).

ЖАРКЕНТ. Ильинский храм. Мощи:

  • свмч. Василий Колмыков (Жаркентский) (ХХ в.).

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

С. УРДЖАР. Ильинский храм. Мощи:

  • свмч. Виссарион Селинин (ХХ в.).

КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

КАРАГАНДА. Кафедральный Введенский собор. Мощи:

  • присп. Севастиан Карагандинский (ХХ в.).

Храмы

Монастыри

Паломнику

Фото


Видео

Ссылки


Подкатегории

В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.

Страницы в категории «Казахстан»

Показано 26 страниц из 26, находящихся в данной категории.

Х