Троице-Измайловский Собор (Санкт-Петербург)
Троице-Измайловский Собор в городе Санкт-Петербург один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга, построен в 1828-1835 годах. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
История
Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.
Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.
Решение построить для Измайловского полка новый каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и старая деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный — святой Марии Магдалины, северный – святого мученика Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Руководили строительством три человека: сам Император, архитектор Василий Петрович Стасов — автор проекта, и инженер Петр Петрович Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом Государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.
Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника — Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни Император, ни его супруга не присутствовали — из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П. А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.
Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге. Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием.
Весь 1828 год шло устройство фундамента – почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь – целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 года здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность.
В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золоченая глава и крест. Центральный купол украсили 280 золоченых звезд, малые – по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов и предстал во всей красе, но уже через три месяца – в ночь на 23 февраля 1833 года - главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал. Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы.
Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе. Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 года Стасов предложил покрыть купола медью с обраткой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе». Стасов сделал несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола "цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем".
Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых.
В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 года.
Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить.
Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д.
Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства.
На торжество собрался весь Измайловский полк, пришли прихожане. Император не присутствовал: он только вечером вернулся из Москвы и посетил собор с супругой и цесаревичем Александром. Осмотрев храм, Николай I остался недоволен написанными академиками иконами .Он приказал отказаться от этих работ и потребовать у авторов задаток. По мнению специалистов, причиной неудачи маститых художников стало то, что они не учли специфику места, где были расположены иконы, а также форму иконостаса.
Новые иконы император поручил выполнить художнику Николаю Майкову, самоучке, не имевшему никакого художественного образования. Однако и его работы не всегда удовлетворяли Государя. Поэтому часть образов, написанных академиками, остались. Таким образом, в главном иконостасе оказались следующие иконы: в Царских вратах – Благовещение работы Майкова и евангелисты работы Егорова; над иконостасом в круглой раме и резном золоченом сиянии изображение Господа Саваофа работы Майкова; работами Майкова заменены центральные иконы в первом ярусе – Спасителя и Божией Матери и во втором ярусе – свв. Николая Новгородского и княгини Ольги, свв. равноапп. Константина и Елены. Также в иконостасе были: иконы ветхозаветной Святой Троицы (явление Бога Аврааму в виде трех ангелов), св. царицы Александры, свт. Николая Чудотворца, св. Александра Невского, св. апостолов Петра и Павла, Марии Магдалины, свв. архистратига Михаила и Анны Пророчицы, великомученицы Екатерины, свв. Андрея Первозванного и праведной Елисаветы. На Горнем месте находился образ работы Майкова – Взятие Божией Матери на небо с изображением апостолов.
Над алтарем устроители собора утроили сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса.
В 1859 году в Свято-Троицкий Измайловский собор были переданы огромные иконы работы Тимофея Неффа, предназначавшиеся для Исаакиевского собора, но затем замененные на мозаичные копии. Образы Спасителя, Божией Матери, святого Исаакия Далматского, святого благоверного князя Александра Невского, святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины окончательно сформировали внутренний облик храма.
Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон.
Освящение храма состоялось 25 мая 1835 года. Решено было освятить все три престола в один день, поэтому торжества начались очень рано. Колокольный звон к водосвятию начался как только пробило четыре часа утра. В половине пятого началось освящение северного предела в честь св. мч. Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом (Исаковичем) с духовенством, архимандрит Феодотий (Озеров) освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в половине восьмого.
Центральный предел собора в честь Святой Живоначальной Троицы должен был освящать митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) в со служении с находящимся в столице митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), но по причине болезни митрополита Серафима, митрополит Филарет, в со служении с наместником Александро-Невской лавры Палладием (Белевцевым) и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандритом Платоном (Городецким) приступили к освящению главного придела Святой Живоначальной Троицы в десять часов утра.
XX век 20-е годы
Жизнь Свято-Троицкого Измайловского собора круто изменилась в феврале 1918 года. Известный декрет советской власти об отделении Церкви от государства превратил собор из полкового храма в обычную приходскую церковь. Полковое духовенство было упразднено, да и самого полка не стало: его казармы на многочисленных улицах-Ротах заняла Красная Армия.
В Троицкий собор «экспроприаторы» пришли 15 марта 1922 года. Районные власти появились на пороге храма как раз в тот момент, когда шла Божественная литургия, и в соборе было большое количество прихожан. На требование выдать ценности настоятель собора протоиерей Михаил Чельцов, будущий священномученик, ответил отказом, сославшись на то, что не имеет разрешения от высшей церковной власти и прихожан. У последних священник спросил разрешения прямо с амвона, и прихожане единогласно ответили отказом. Не желая идти на прямой конфликт с большим количеством верующих, большевики ушли.
Но уже через месяц райисполком заставил отца Михаила подписать соглашение о передаче церковных ценностей. В губфин отдел увезли полный комплект золотых священных сосудов 1830-х гг. – дар к освящению храма; 86 серебряных риз, 2 венка, 2 лампады и 2 венца с драгоценными камнями. Значительную часть ценностей храма прихожанам удалось откупить: за месяц верующие собрали сотни серебряных предметов – ножи, вилки, ложки, кувшины и т.п. и внесли их в качестве выкупа. Таким образом они спасли от уничтожения 29 риз, все 14 Евангелий, все 9 крестов и 40 предметов церковной утвари. Всего из Троицкого собора с учетом выкупа было вывезено около 2 кг золота и 300 кг серебра.
XX век 30-е годы
Особой приметой 30-х годов двадцатого столетия для Свято-Троицкого Измайловского собора стали репрессии против священнослужителей. Серьезным ударом для общины стало «дело графини Зарнекау», которое сфабриковало ОГПУ после нелегального отъезда из СССР графини Екатерины Зарнекау. Знатная женщина, в числе предков которой был император Павел I, периодически посещала Троицкий собор, знала служивших здесь священников. Накануне ее побега в квартире графини бывший настоятель храма протоиерей Михаил Чельцов отслужил напутственный молебен. Не прошло и месяца, как священника арестовали вместе с несколькими прихожанами Троицкого собора. Отца Михаила обвинили в контрреволюционной агитации и принятии денежной помощи от Зарнекау. Этот арест оказался для священника шестым и последним в жизни. 7 января, в великий праздник Рождества Христова, протоиерея расстреляли – предположительно, на Ржевском полигоне.
Еще одна трагическая страница в жизни собора связана с делом «контрреволюционной группы лейб-гвардии Измайловского полка» 1930-1931 гг. Дело было направлено против бывших царских офицеров, которые продолжали общаться между собой и посещать Троицкий собор, некоторые играли активную роль в жизни прихода. Группа прихожан оказалась расстреляна и отправлена в лагеря.
Решили большевики уничтожить и сам собор. В 1932 году Президиум Ленсовета постановил стереть храм с лица Земли. На его месте хотели построить театр для рабочих района – из материалов, оставшихся от разрушенного здания. Городские власти были настроены решительно, но отчаявшиеся прихожане обратились во Всероссийский центральный исполнительный комитет. После многомесячного разбирательства ВЦИК все-таки оставил собор действующим. Правда, ненадолго.
Отстояв собор у властей, община начала ремонт храма – здание к этому времени уже требовало замены проводки, кровельных работ, реставрации икон и т.д. Работы продолжались около пяти лет. Приняв окончательное решение закрыть собор, власти, скрывая это, энергично заставляли общину производить дорогостоящий ремонт. На старинное здание у большевиков были свои виды.
В это трагическое время Свято-Троицкий собор единственный раз за свою историю был кафедральным. Такое решение в декабре 1933 года принял митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. В тот год он возглавил Ленинградскую епархию, а, поскольку Троицкий собор Александро-Невской лавры к тому времени был уже закрыт, то замену ему митрополит нашел в виде Измайловского собора. Владыка часто служил здесь. Статус кафедрального собор Пресвятой Троицы, как он тогда назывался, носил до своего закрытия в 1938 году.
… В марте 1938 года храм официально был закрыт. Все духовенство было переведено в другие церкви Ленинграда. Прихожане предприняли последнюю отчаянную попытку спасти собор: зная, что ни одного священника не осталось, утром 8 апреля они, тем не менее, открыли здание и заявили о готовности бороться. Вечером повторилось то же. А еще через два дня «зачинщик», председатель приходского совета Григорий Толоконцев, был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян.
Весной 1939 года пустующее здание передали театру им. Ленсовета для организации декоративной мастерской.
XX век 40-80-е годы
За год до Великой Отечественной войны в Троицком-Измайловском соборе решили сделать крематорий. Такой проект одного из инженеров города лег на стол городского начальства. Впрочем, этому категорически воспротивились ученые, убедившие партийное руководство, что устраивать крематорий в центре города, и тем более в здании, являющемся памятником архитектуры, нецелесообразно.
Впрочем, собору пришлось вплотную соприкоснуться с темой смерти: в годы блокады здание использовалось для хранения трупов умерших от голода ленинградцев. По воспоминаниям блокадников, храм почти целиком был заполнен телами мертвых. В подвалах устроили бомбоубежище, некоторое время там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи.
Само здание Троицкого собора пострадало от бомбежек. Серьезный вред был нанесен куполам и западному фасаду. Вообще, к концу 40-х годов храм представлял собой печальное зрелище – и это несмотря на то, что накануне закрытия в 1938 году община произвела масштабный ремонт. Не только фашистские снаряды внесли свою лепту в ужасающее состояние памятника: из-за неправильной эксплуатации здания были повреждены лепные и резные детали иконостаса, прорваны и запачканы оставшиеся образа, роспись в куполе местами осыпалась.
Нанесенные в ходе войны повреждения были устранены только в 1952-1956 годах, в ходе реставрации здания храма: в это время были восстановлены фасады и купола, в том числе стропильная система и конструкции купола. В 1966-1967 годах были проведены новые работы по восстановлению фасадов собора.
Хотя Свято-Троицкий собор находился под охраной государства в нем долгое время находились неотапливаемые склады, и постепенно здание приходило в упадок. Такая ситуация продолжалась вплоть до 90-х годов. В прессе периодически появлялись публикации о хищениях, разрушениях, пожарах, которые устраивали в соборе подростки и бездомные.
1990-2000 годы. Возрождение собора
5 июля 1990 года более двадцати представителей интеллигенции Северной столицы обрались к викарному епископу Ладожскому Арсению с просьбой благословить образование православной общины при соборе во имя Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. 3 сентября 1990 года общину на восстановление Свято-Троицкого Измайловского собора благословил назначенный незадолго до того на Ленинградскую кафедру митрополит Иоанн (Снычев). Буквально через пять дней была установлена центральная часть временного иконостаса. 8 сентября в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери в 10 часов утра отверзлись Царские врата, и первое за многолетний перерыв богослужение совершил первый настоятель после открытия храма протоиерей Стефан Дымша.
Городские власти передали собор Ленинградской епархии и Приходской совет приступил к восстановительным работам. Работа предстояла колоссальная: по сути, общине передали лишь голые отсыревшие стены – отопление отсутствовало, подвалы были затоплены водой (так, что можно было передвигаться на лодках). Первое время зимой Литургия совершалась при отрицательной температуре. У священнослужителей руки примерзали к богослужебным сосудам.
Ремонтно-восстановительные работы начались с откачивания воды в подвалах, осушения помещений и остекления окон в храме.
В конце 1990-1991 годов был создан (в основном трудами художника Константина Иванова) и полностью установлен временный иконостас. Из Музея истории религии храму передали иконы и церковную утварь. Многие иконы жертвовали прихожане.
В 1993 году богослужения в соборе проводились уже четыре дня (настоятелем в это время являлся протоиерей Сергей Чевяга). Начала возобновляться прежняя традиция патриотической деятельности общины: было создано общество святого мученика Иоанна Воина, в которое вошли и офицеры российской армии.
В 1997 году на престольный праздник Пресвятой Троицы в соборе с момента его закрытия было совершено всенощное бдение во главе с Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Так была положена традиция архиерейских служб в день престольного праздника.
В 1996-1997 годах была заменена кровля в трех приделах, отреставрирована гипсовая скульптура Архистратига Михаила в нише с западной стороны собора, отремонтированы баллюстрады, проведена реконструкция временного иконостаса в главном приделе. В 2000-м году была проведена масштабная работа по обустройству части подвального помещения собора, в результате этой реконструкции собор получил сводчатый "Славянский зал" для встреч с воинами и проведения торжественных мероприятий, а также создана художественная мастерская.
Современное состояние
Храм внесен в список ЮНЕСКО как часть исторического центра Санкт-Петербурга.
В XXI век Свято-Троицкий собор вступил в напряженных, но все же радостных трудах по возрождению святыни: храм пополнялся иконами, росло число прихожан…
Кропотливую, планомерную работу по восстановлению собора прервал страшный пожар 25 августа 2006 года. В 17.15, во время богослужения, произошло возгорание на строительных лесах центрального купола (второго по величине деревянного купола в Европе). Почти одновременно загорелись строительные леса на северном куполе, вскоре огонь перекинулся на чердачные помещения. С огнем было сложно справиться из-за высоты купола: ни одна пожарная лестница не могла достичь главного очага возгорания. Только к 23 часам огонь удалось локализовать, но проливка и разборка дымящихся конструкций продолжалась до утра.
Пожар нанес собору колоссальный ущерб. Возгорание внутри здания удалось предотвратить, но полностью сгорел деревянный центральный купол проекта инженера Базена, прослуживший 170 лет. Пострадали и четыре малых купола. От воды пострадал интерьер храма, конструкции: колонны, полы, своды и т.д.
Несмотря на постигшее приход бедствие, богослужебная жизнь собора не была нарушена ни на день. Уже на следующее утро, в то время как пожарные еще проливали сгоревшие конструкции, на паперти храма, под открытым небом, была совершена Божественная литургия. Как только появилась возможность совершать богослужения в соборе, они были перенесены внутрь. И все эти годы, несмотря на непрекращающийся ремонт, Свято-Троицкий Измайловский собор ни на день не закрывался для прихожан. Богослужения совершались обычным порядком.
Работу по восстановлению Свято-Троицкого Измайловского собора, являющегося памятником архитектуры, координировало правительство Петербурга. Был образован Городской штаб, который возглавила глава КГИОП Вера Дементьева. Был сформирован план первоочередных работ. К зиме, благодаря общим усилиям, все четыре малых купола были укрыты от непогоды временной кровлей, специальным поликарбонатным пластиком были закрыты оставшиеся без стекол оконные проемы центрального барабана.
Благодаря спонсорской помощи работы шли оперативно. Уже летом 2007 года было окончательное решение по технологии воссоздания сгоревшего большого купола. Было принято решение не восстанавливать стропильную конструкцию, разработанную 170 лет назад Базеном, а выполнить все несущие и ограждающие элементы из клееных деревянных брусьев, а опорное кольцо – из железобетона. Проект по несущим конструкциям был выполнен ЗАО «СМФ ТВТ Стройинвест» совместно с ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко (Москва). В ноябре того же года в Петербург из Нижнего Новгорода были привезены изготовленные там уникальные деревокленные элементы – полуарки, которые стали основой конструкции восстанавливаемого главного купола.
27 мая 2008 года – в день основания Северной столицы – были открыты восстановленные и отреставрированные малые купола Свято-Троицкого собора. А в солнечный день 9 октября 2008 года на главный купол собора был установлен крест.
В 2010 году были проведены масштабные работы по отделке фасадов собора. К этому времени было завершено продолжавшееся четыре года восстановление главного алтаря. Алтарь, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы, предстал в своем полном великолепии, когда в день престольного праздника Пятидесятницы Божественную Литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В 2015 году собор отметил 180-летие со дня освящения и в 2016 году - 130-летие со дня торжественного открытия и освящения памятника "Воинская слава", который вместе с собором составил единый военно-церковной ансамбль собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Деятельность прихода
В 2003 году в Троицком соборе было положено начало доброй традиции проведения ежегодного хорового фестиваля. Проходят такие концерты в период Светлой Седмицы и по сей день.
Молодежная община
· Социальные служения;
· Беседы с батюшками;
· «Киноклуб»;
· Паломнические и культурные поездки;
· Помощь собору в его хозяйственной деятельности;
· Помощь в сборе и обработке исторического материала о Лейб-Гвардии Измайловском полке;
· Подготовка и проведение «Измайловских Ярмарок»;
· Различные мастер-классы.
Приют
6 декабря 2001 года, в День св. Александра Невского и св. Митрофания Воронежского, был открыт приют для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – один из первых совместных проектов Церкви и государства по социальному служению.
Причт собора оказывает духовное окормление детей приюта, проводятся духовно-нравственные беседы с детьми. Дети посещают Свято-Троицкий Измайловский собор, воскресную школу, где знакомятся с духовными традициями и историей России. Воспитанники приюта посещают кружки воскресной школы и участвуют в православных выставках, организованных Санкт-Петербургской Епархией. Проводятся Пасхальные и Рождественские праздники с подарками и угощением. Совершаются паломничества и экскурсии по храмам и достопримечательностям Санкт-Петербурга.
Святые
16 июля 2005 года Священный Синод Русской православной церкви постановил включить имя протоиерея Михаила Чельцова в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Святыни
В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в собор была навеки принесена святыня – частица мощей св. блж. Матроны Московской. Позднее рядом с мощами блаженной Матроны были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
- Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
- Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
- часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
- икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени.
- икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах»
Престольные праздники
День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
Икона Пресвятой Богородицы "Помощница в родах" - 8 января
Как добраться
Адрес: 198005, Россия, Санкт-Петербург, Измaйлoвcкий проспект, дом 7а
Тел.: +7(812)246-07-15, +7(812)246-07-12
E-mail: izmsobor@mail.ru
Проезд: станция метро «Технологический институт»; автобусы №39э; троллейбусы №8, №3; трамвай №28, №34, №90.
Расписание богослужений
Храм открыт в будние дни с 9:00 до 19:00, в воскресные и церковные праздничные дни — с 06:00 до 20:00
Ранняя Литургия: по воскресным дням, великим и двунадесятым праздникам, начало в 07:00.
Поздняя Литургия: ежедневно, начало в 10:00.
Таинство исповеди: ежедневно, начало в 9:30.
Панихида и молебен: ежедневно после Литургии.
Молебен у мощей св. блж. Матроны Московской и свв. блгв. кн. Петра и кнг. Февронии Муромских чудотворцев: ежедневно в 16:00.
Молебен с акафистом перед иконой Божией матери «Всецарица»: по вторникам, в 17:00.
Молебен с акафистом перед иконой с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца: по средам, в 17:00.
Всенощное бдение: пятница, суббота, воскресенье, канун праздника, в 17:00.
Фото
Видео
Ссылки