Церковь Троицы Живоначальной (Большая Мартыновка)

Версия от 08:39, 28 октября 2015; Р.Б.Геннадий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Свято-Троицкий храм''' в Большой Мартыновке является памятником архитектуры девятнадц…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)

Свято-Троицкий храм в Большой Мартыновке является памятником архитектуры девятнадцатого века и охраняется Государством.

История

Троицкая церковь в слободе Большая Мартыновка была построена в 1799 году на средства помещика генерал-майора Димитрия Мартыновича Мартынова. Престол у церкви был один – во имя Святой Троицы. При церкви имеется кирпичная часовня построенная в память кончины Императора Александра Второго.

В клировой ведомости за 1881 год записано, что вместительность церкви устраивала прихожан, но через девятнадцать лет в ведомости было отмечено, что церковь хотя и крепкая, но “по числу прихожан малопоместительная”. Среди архивных документов есть один, датируемый 21 мая 1895 годом, когда Мартыновское церковно-приходское попечительство приняло решение о строительстве новой церкви.

2 февраля 1899 года 240 человек, представлявших 408 коренных и 91 иногородних дворов на приходском сборе “приговорили поручить… церковному попечительству исхлопотать, где следует, план для новой церкви и смету, и вызвать на попечительские средства архитектора для освидетельствования места под церковь”. В рапорте, направленном Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Донскому и Новочеркасскому, говорилось о том, что “на постройку предполагаемой церкви имеется до 15 000 рублей денег, около 300 000 выжженного кирпича и около 3 000 мер зернового хлеба (мера- примерно один пуд)”. В этом же году Областное Правление войска Донского рассмотрело вопрос о строительстве в слободе Мартыновке 1-го Донского округа каменного храма вместо существующего. Проект нового храма был подготовлен архитектором А.И. Мельниковым. Место, на котором находилась прежняя деревянная церковь, было признано пригодным для строительства кирпичного храма.

Средств на строительство храма, имевшихся в распоряжении прихожан было не достаточно, и на приходском сборе, состоявшемся 17 декабря 1900 года, было решено обратиться к епархиальному начальству с просьбой разрешить сбор пожертвований на строительство храма, предложив назначить сборщиками пожертвований крестьян слободы Мартыновки Гавриила Григорьевича Лемешко и Мирона Михайловича Лемешко.

Строительство храма начато в 1900 году. К началу 1902 года “…постройка нового каменного храма в слободе Мартыновке закончена окнами первого яруса, а колокольня возведена выше первых просветов, которые должны быть выше трапезной кровли ”. Для сбора дополнительных пожертвований вновь были направлены крестьяне Антон Григорьевич Лисицкий и Никофор Григорьевич Лемешкин. Строительство храма завершено в 1904 году. В храме имеется три придела: центральный – во имя Святой Троицы, правый – во имя святой царицы Александры, левый – во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1930 году храм закрыли. Заселяли его поочередно зернохранилище, автоколонна и мастерская МТС, а с 1951 года и  хозяйственный склад РАЙПО. Ломали иконостас, рушили главы, сбрасывали колокола (и, по словам местных жителей, топили в реке), замазывали штукатуркой уникальные росписи, выполненные иконописцем Елисеем Черепахиным. Сведений о закрытии Троицкой церкви слободе Мартыновской в 30-е годы нет.

19 мая 1945 г. граждане сл. Мартыновки приняли от Исполкома Мартыновского совета депутатов трудящихся в бессрочное бесплатное пользование кирпичное молитвенное здание с находящимися при нем предметами культа. В докладной записке церковного совета Троицкой церкви Уполномоченному Совета Русской Православной церкви по Ростовской области от 27.08.1947 г. сообщалось о том, что 4/5 церкви загружалось зерном, а в 1/5 части верующие молились. Помещения одно от другого надлежащим образом не изолировались — стояла барьер-перегородка в рост человека. В записке сообщалось «… ссыпной пункт… нам очень мешает… шумом, пылью, дымом табачным и стаями воробьев… Чтобы отдали всю церковь под богослужения, верующие не настаивают, потому что храм очень просторный вместимостью до двух тысяч человек, верующих в приходе около тысячи, но посещают храм редко и наша часть помещения вместимостью около 400 человек никогда не бывает переполнена, кроме дня Святой Пасхи и других великих праздников. Кроме того, здание в общем сильно разрушено и дать полный ремонт всему зданию для верующих будет не под силу». В своем письме Уполномоченный Совета Русской Православной церкви председателю Мартыновского райисполкома от 03.09.1947 г. сообщает: «До сих пор поступают жалобы верующих слободы Мартыновки, что им не дают возможности совершать нормально свои религиозные потребности в церкви… Напоминаю Вам, что необходимо устранить ненормальности. Нужно освободить помещение церкви. Если же верующие не возражают, чтобы в части помещения находилось зерно, то нужно заставить ту организацию кому принадлежит зерно, надлежащим образом отгородить, чтобы не мешать верующим… О результатах прошу сообщить не позже 15 сентября».

16 сентября 1947 г. Уполномеченный получил следующий ответ от председателя исполкома: «Зерно из Мартыновской церкви в недалеком будущем будет выброшено на Гос. элеватор и впредь не будет  засыпаться до тех пор, пока не будет оборудовано надлежащим образом».

В октябре 1951 г. церковный совет Троицкой церкви сообщил о постройке маленького флигеля в ограде церкви для квартиры священника: «...флигель деревянный, длинною шесть с половиною метров, шириною три с четвертью метра и при нем сквозной коридор… Покрыт толью».

В октябре 1955 г. священник И. Воронин обратился к Уполномоченному с жалобой —  «… церковь на протяжении нескольких лет занимали гражданские организации и предприятия — местным отделением «ЗАГОТЗЕРНО» под ссыпной пункт, затем строительством Волго-Донского канала, а теперь – местным «РАЙПОТРЕБСОЮЗом» под склад железо-скобяных товаров…». Несмотря не неоднократные требования Ростовского Епархиального Управления освободить Троицкую церковь от гражданских организаций, все оставалось без изменений.

Решением Цимлянского райисполкома № 93 от 26.03.1963 г. Мартыновская Троицкая церковь была закрыта на основании того, что в связи с распадом религиозного православного общества церковь на протяжении года не работала. Молитвенный дом было решено передать под производственные мастерские Промкомбината. Однако слады  местного  «РАЙПОТРЕБСОЮЗа» оставались в здании церкви до 1991 года.

Стараниями жителей слободы и благочинного Семикаракорского округа протоиерея Николая Овчинникова в 1991 году здание храма было освобождено от складов и в приделе святой царицы Александры начались богослужения.

Современное состояние

22 мая 2002 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Высокопреосвященным Пантелеимоном, архиепископом Ростовским и Новочеркасским храм был освящен.

В 2004 году по инициативе настоятеля храма иерея Владимира Овчинникова, с благословения Правящего Архиерея, при поддержке Областной Администрации и Администрации Мартыновского района, при активном участии казачества , предпринимателей, фермерских хозяйств и жителей района была восстановлена колокольня. И 20 декабря этого же года Высокопреосвященнейший  Владыка  Пантелеимон в сослужении священников Семикаракорского благочиния совершил  молебен в честь окончания строительно-восстановительных работ  и освящения колокольни храма.