Рязань
Россия
Общее описание
Объективно
Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек.
Субъективно
Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь.
Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города.
Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня.
История города
Старая Рязань
Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени.
В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным.
Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский.
Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.
Отгоревав, вышло соединенное войско рязанских, муромских, пронских и коломенских князей навстречу Батыю «и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна». И все полегли в неравной схватке. Из князей ещё дышал лишь Олег Игоревич; он отказался предать свою веру и родину, и его тут же добили.
После пяти дней осады пала Рязань. Летописец повествует: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было всё то за грехи наши».
Батый пошёл дальше, но вслед его пустился мститель – рязанский боярин Евпатий Коловрат, который, вернувшись домой, застал лишь пепелище. Собрал Евпатий дружину в 1700 человек и догнал монголов. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился». По словам летописи, убить Евпатия смогли лишь из камнеметательных машин, которыми разрушают стены городов.
«Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам…»... И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»
После уничтожения Рязани ханом Элортаем в конце XIII в. столицей княжества стал город Переяславль Рязанский, который много позже переименовали в Рязань. А старую Рязань так и назвали – Старой Рязанью. Теперь это историко-архитектурный заповедник; причём архитектуры там удалось откопать не много. Старая Рязань находится возле Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани.
Переяславль Рязанский
Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества.
Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский.
В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии.
Под властью Москвы
После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось.
В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань».
В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр.
Святые
Благоверный князь Роман Рязанский
Пока монголы были язычниками и блюли заветы Чингисхана, они с уважением относились к христианству. Став около 1257 г. мусульманами, как свойственно новообращённым, сделались менее терпимы. Ханский баскак и самому рязанскому князю Роману, внуку Олега Игоревича, погибшего в битве с Батыем, предложил переменить веру. Получив отказ, баскак наклеветал хану Темиру, что якобы Роман хулил хана и его веру.
По приказу хана князь Роман в 1270 г. явился в Орду и изъявил свою покорность. Но когда Темир потребовал от Романа принять ислам, тот исповедовал верность христианству и бесстрашие перед телесной смертью. Его смерть была медленной и мучительной. Князь Роман был причислен Церковью к лику святых.
Монастыри
Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покончив в 1237 г. с Рязанью, Батый двинулся дальше, разоряя рязанскую землю. Иоанно-Богословский монастырь Рязани монголам разграбить не удалось. Когда Батый подступил к стенам обители, ему явился апостол Иоанн Богослов и так напугал хана, что тот отступил, оставив у чудотворной иконы апостола свою золотую печать. В 1653 г. печать употребили на золочение церковной утвари.
Издревле главной святыней монастыря Рязани была икона Иоанна Богослова. Согласно преданию, образ был написан в Константинополе в VI в. мальчиком-сиротой Гусарём, который умел пасти гусей и не умел писать иконы, но был смиренным и желал запечатлеть образ апостола Иоанна. Апостол сам явился ему и водил его рукой. Позднее дивная икона была прислана из Византии в Рязань, когда сюда только проник свет христианства. Несмотря на свою древность и многие испытания, икона до конца XIX в., по свидетельствам очевидцев, сохранилась неповреждённой. Её след теряется в 1941 г. В Архангельском соборе Рязанского кремля хранится её старинный список. В Иоанно-Богословском монастыре находится современный список с того, который находится в кремле.
Благодаря великим чудесам от иконы, монастырь всегда был преуспевающим, сильным, и закрыт был одним из последних – в 1931 г.
Современное состояние
Возобновлён монастырь Рязани в 1989 г. Наместник – архимандрит Авель – с 1971 по 1979 г. был игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Братия – более 30 человек.
Сохранились: собор Иоанна Богослова (XVII в.), 80-метровая колокольня (1901), братский корпус, восстанавливаются Никольская церковь, Успенский собор (XIX в.).
Монастырь находится на высоком холме, в 1,5 км от Оки. От монастыря открывается вид на бескрайние луга, которые в период таяния снега становятся заливными.
С давних времён известны целительные свойства святого источника в низине под монастырём. С 1872 г. исцеления документировались. В настоящее время устроена купальня.
В обители находится икона Божией Матери «Знамение – Корчемная». Эта икона была последним, что оставалось пропить одной вдове, одержимой пьянством. Корчемник поставил образ в иконостас в корчме (питейном доме). Протрезвев, вдова опомнилась и, найдя где-то деньги, выкупила икону обратно, принесла домой. Но наутро икона снова чудесным образом обнаружилась в корчме. Вдова навсегда бросила пить, а через икону, находящуюся в корчме, Богородица стала творить столько чудес, что все рязанцы, проходя мимо корчмы, крестились на неё, как на храм. Во время эпидемии холеры 1848 г. те дома, в которые приносили эту икону, холера обошла. В наши дни, когда икону потребовалось подновить, прозрел ярославский старец-иконописец А. И. Шибаев, к которому обратился архимандрит Авель, не зная о его слепоте. Иконописец подновил икону, написал один её список, после чего снова ослеп.
Также в обители находится походная мантия священномученика Мисаила (†1656).
Трудников в монастыре Рязани принимают.
Проезд из Рязани. С Мервинского автовокзала. Автобус, следующий до ст. Новосёлки. Сойти в Пощупово (около 30 км). 4 рейса в день. Время в пути – 35 минут.
Проезд из Москвы в Рязань . С Казанского вокзала до остановки Рыбное, не доезжая Рязани («экспресс» в Рыбном останавливается). Далее на том же автобусе (см. выше).
Возвращение в Москву. Можно не ехать до Рязани, а сойти с того же автобуса в Рыбном. От Рыбного 6 электричек в день до Москвы (можно сойти в Голутвине и осмотреть Коломну).
Адрес: 391132, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово. Тел.: (0912) 24-04-33, 45-52-05, 24-04-19.
Время работы: Богослужения. В будни начало утреннего богослужения – в 5.30 (литургия – около 9.00), в выходные и праздники – в 7.00. Вечернее богослужение – в 17.00.
Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь
Монастырь Рязани начался с иноков Василия и Евфимия. Их встретил в 1390 г. на берегу р. Солотчи князь Олег Рязанский, в том же году основал монастырь и постригся здесь сам. Он опекал монастырь и подолгу жил в нём, неся послушания. Его жена основала неподалёку Зачатьевский женский монастырь и постриглась с именем Евпраксии. Скончался Олег в 1402 г., перед смертью приняв схиму с именем Иоакима. Его бывшая супруга скончалась три года спустя. Оба были похоронены в Солотчинском монастыре.
Монастырь действовал до 1920-х гг. как мужской, а сейчас является женским. В обители два действующих храма XVII в: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний.
Главная святыня монастыря Рязани – мощи благоверного князя Олега Рязанского, которые покоятся в Свято-Духовом храме. Память святого – 5 (18) июня.
Посёлок Солотча находится в 20 км от Рязани, на берегу Оки. Эти места отличаются чистотой и богатством природы.
Сестер в обители около 30, но почти все – пожилые. Трудниц не принимают.
Проезд. От Приокского автовокзала рейсы каждые 2 часа.
Адрес: 391020, Рязанская обл., п. Солотча. Тел.: (4912) 28-79-37.
Время работы: Богослужения: утреннее в 8 ч, вечернее в 17.
Свято-Троицкий мужской монастырь
По преданию, здесь ночевал Сергий Радонежский, когда приезжал к князю Олегу Рязанскому по поручению Димитрия Донского. Хотя в летописях не упоминается о существовании монастыря Рязани в то время.
Современное состояние
Монастырь Рязани возобновлён в 1995 г. В обители немногим больше 10 братьев. Восстанавливается Троицкий собор. Службы совершаются в храме Сергия Радонежского (1752), в котором находятся мощи святителей Феодорита, Мисаила, Гавриила и Мелетия.
На долю свт. Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, пало руководство епархией в Смутное время – в 1605-1617 гг. Феодорит возглавлял делегацию духовенства и бояр, которая явилась в 1613 г. в Кострому уговаривать на царство избранного в Москве Михаила Романова и его мать. Два раза он приходил в Ипатьевский монастырь с Феодоровской иконой; второе посещение оказалось успешным. В последние годы жизни Феодорит восстанавливал разрушенные интервентами храмы и монастыри. Память святого – 10 (23) сентября.
Свт. Мисаил стал архиепископом Рязанским и Муромским в 1651 г. Он боролся с церковными непорядками: добивался, чтобы монастыри не держали у себя пива и медов хмельных, старался изжить многоголосицу в богослужениях (когда три чтеца одновременно читали первую, вторую и третью часть канона). Владыка посещал татарские и мордовские сёла на востоке епархии, проповедывал и крестил. 26 февраля 1656 г. в д. Ямбирно его встретили 500 язычников с ружьями, луками и дубинами. Святитель, оставив сопровождающих позади, выехал вперёд. Мордовская стрела, пробив руку, ударила ему в сердце. После смерти архиепископа язычники стали креститься в ещё большем количестве. Память – 10 (23) апреля.
С 1831 по 1837 гг., когда свт. Гавриил возглавлял Могилёвскую епархию, православие приняло около 60 тыс. католиков. С 1837 по 1857 г. он возглавлял Рязанско-Зарайскую епархию. Память – 7 (20) апреля.
Первым служением иеромонаха Мелетия было миссионерство среди бурят и тунгусов Сибири; ему удавалось обращать в христианство даже шаманов. Он переводил на бурятский язык православные книги. Его миссионерство продолжалось с 1862 по 1886 г. В 1888 г. епископ Мелетий возглавил Якутскую епархию; настоящим подвигом были частые путешествия старца через тундру, в бурю и пургу, к людям, нередко – больным проказой. С 1896 г. до своей смерти в 1900 г. епископ Мелетий возглавлял Рязанскую епархию, где за короткий срок немало успел сделать для просвещения народа. Мощи его оказались нетленны и прославились чудесами. Память – 14 (27) января.
В монастыре Рязани трудников принимают.
Адрес: 390018, г. Рязань, 1-й Огородный пер., 23а. (На берегу р. Павловки.) Тел.: (4912) 34-81-71.
Время работы: Богослужения. Литургия в будни в 8 ч, в праздники – в 6 и 8 ч. Вечернее – в 16.30.
Храмы
Борисоглебский собор
Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.
В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.
Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов. Вот что сказал мужественный владыка в 1934 г., когда праздновалось 20-летие его архиерейства: «Благодарю за любовь и внимание ко мне, недостойному, как архипастырю и отцу. Я прошу собравшихся молиться обо мне, чтобы Господь укрепил меня в трудной деятельности епископа в такое тяжёлое для Православной Церкви время.
Подобно Первосвятителю Василию Рязанскому, защищавшему Церковь от варваров и раскольников, я даю вам обещание соблюдать Её от рук врагов и впредь работать над укреплением православной веры в народе и защитой церквей от разрушения, хотя мне за это и пришлось бы стоять по пояс в крови». Прозорливый старец Филарет Пронский говорил, что «владыка Иувеналий – это столп от земли до неба». В 1936 году, под Крещение, архиепископ Иувеналий был арестован в третий раз. Из сибирской ссылки владыка смиренно писал: «Теперь я подметаю, каждый день мою полы, чищу уборную, караулю вещи своих собратьев. Слава Богу за всё. Временами я думаю, не на даче ли я?» В 1937 его расстреляли. Память святого празднуется в день его смерти – 12 (25) октября.
У левого клироса находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
Скорбященская церковь
В кладбищенском храме, построенном в камне в 1807 г., служение никогда не прерывалось. При большевиках в течение многих лет она была единственной действующей церковью Рязани. В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая прославилась в 1648 г. исцелением сестры патриарха Иоакима. Стены церкви расписаны снаружи и внутри в классической живописной манере: в лике каждого святого – свой неповторимый характер.
Николо-Ямская церковь
Храм является подворьем рязанского Иоанно-Богословского монастыря . В нём находятся мощи блаженной Любови Рязанской.
Родившаяся в 1860 г. Люба не могла ходить до 15-летнего возраста, когда ей явился святитель Николай. Свт. Николай исцелил девушку и благословил её на подвиг юродства. Любовь осталась жить в Рязани в доме матери, после её смерти – в доме сестры. Особенно прославили юродивую сбывшиеся предсказания, которых известно множество. Скончалась Любовь в 1921 г., была похоронена на Скорбященском кладбище. Память местночтимой святой празднуется 8 (21) февраля – в день кончины.
Церковь Спаса «на Яру»
На высоком берегу над Трубежем стоит нежного цвета храм с пятью серебристыми главами. Это Спасо-Преображенская (Спаса «на Яру») церковь (1695). В наши дни она не только восстановлена снаружи, но и с любовью отделана внутри.
Рядом с храмом по пояс врыта в землю крупная металлическая фигура Сергея Есенина, восторженно раскинувшего руки. Этот жест «какая ширь и красота!» можно отнести к просторам, открывающимся с обрыва, а можно – к храму, смотря с какой точки смотреть на монумент.
Проезд из Москвы
С Казанского вокзала каждые полтора-два часа. Пересечение с московским метро на ст. «Электрозаводская» и «Выхино». В пути около 4 ч.
Наиболее удобен «экспресс» Москва-Рязань: 3 рейса в день, время в пути – 2 ч 50 мин. Покупка билетов на Казанском вокзале – в 6 зале (первый при входе в вокзал из метро «Комсомольская-радиальная»).
На машине из Москвы в Рязань удобно ехать по М5 через Коломну. 194 км, 3 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Рязани
Вокзалы Рязани
В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».
Ж/д вокзал «Рязань-1»: (4912) 76-13-00. Ж/д вокзал «Рязань-2»: (4912) 55-07-26.
Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: (4912) 55-07-26.
Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: (4912) 55-07-26.
Автобусом - 1 утренний рейс с автовокзала.
На машине через Спас-Клепики до Тумы, затем по Р73 через Гусь Хрустальный. 226 км, 3,5 ч пути.
До Воронежа через Рязань проходит около десяти поездов в сутки. В пути – 6-7 ч.
Зарайск
3 автобусных рейса в день с автовокзала.
На машине по М5 до Луховиц, затем 27 км в сторону. Всего 90 км, 1 ч 20 мин пути.
Электропоезда, идущие на Москву, останавливаются в Коломне. Выйти на остановке Голутвин. В пути – 1 ч 40 мин.
На машине по М5 88 км, 1,5 ч пути.
На машине через Спас-Клепики, Туму, Гусь Железный, Касимов, Меленки. 246 км, 4 ч пути.
1 автобусный рейс во второй половине дня в Пт.-Вс.
Автобусом - 2-3 рейса в день с автовокзала.
На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.
Карта
{{#yandexmap:Рязань|400|300|cdzMP}}