Покровская церковь (Нижняя Ореанда)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Церковь Покрова Божией Матери построена по заказу Великого Князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Построена в грузинско-византийском стиле по проекту академика А.А. Авдеева. Храм украшен мозаиками итальянца Антонио Сальвиати. В строительстве принимали участие художник Кн. Г.Г. Гагарина, академики М. Гримм и В. Васильев.

В конце XIX — начале XX века храм считался одним из наилучших на ЮБК. В нем служил Иоанн Кронштадтский, причащалась княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, в церкви молились все члены императорской фамилии.

История[править | править код]

Южнее Ливадии расположилась Ореанда, бывшее великокняжеское имение. Пройти в Ореанду из Ливадии можно по Солнечной тропе, которая была проложена в 1861 году и называлась Царской.

Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала немного правее беседки - Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.

Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма у самого края скалы.

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М. С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным с отверстиями для иллюминации. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.

Проект разработал профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Дворец заложили в 1843 году, строительство велось при активном участии архитектора К. И. Эшлимана (1808-1893), и было закончено в 1852 году. Роскошный дворец окружил прекрасный парк. Знаменитые садоводы Делингер и Кебах, используя экзотические и местные виды растений, воссоздали ландшафты разных стран света. Парк украшали фонтаны, один из которых был устроен прямо в дупле огромного дуба, водопады и бассейны, повторяющие контуры южных морей России: Черного, Азовского, Каспийского и Аральского. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в Ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.

После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892). Великий князь очень любил эти места. Но участие в государственных делах не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам - отцу и брату, - Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде. Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий». Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Он решил назвать его в честь своего любимого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот праздник был установлен в воспоминание, видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. В 910 году на Византию напали турки и осадили столицу империи. Народ собрался в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса. Среди молящихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием.

Помощь Божией Матери не замедлила последовать - враги отступили от города. В честь этого события на Руси в XII веке князем Андреем Боголюбским установлен праздник. А в 1165 году он построил храм Покрова на Нерли. В Москве тоже есть собор Покрова Пресвятой Богородицы, но нам он больше известен как храм Василия Блаженного. На Руси сложилось своеобразное отношение к Богоматери, как к Заступнице, Которая всегда защищала и миловала и людей и всю страну, прошедшую сквозь тяжкие испытания.

Храм Великий князь задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.

Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.

Гравюра церкви в журнале «Нива». М. Рашевский, 1888 год.

Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением.

Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма.

К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви и Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям. В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича. Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.

Храм в Ореанде посещал А. П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» - Гуров и Анна Сергеевна - здесь размышляли о вечности и о жизни.

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году. Ее передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.

Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию.

А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО «Корнер-М» отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.

В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».

Так, благодаря традициям, живущим в народной памяти, и людям, сохраняющим их, в Ореанде вновь зазвучал голос колокола

Описание[править | править код]

Храм построен в грузино-византийском стиле. Для строительство использовался камень, из которого возводили дворец в Ореанде. Строение небольшое, крестообразной формы, с одним куполом. В барабане узкие арочные оконных прорези, в которых расположены по четыре круглых окна. Купол венчает четырехконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Его украшает очень редкое в иконографии изображение Христа без бороды. Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей.

Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика Вел. князя, возле которого росли большие дубы. Вел. князь пожелал их сохранить, поэтому алтарь немного повернули на юго-восток. В качестве колокольни использовался растущий рядом дуб. Колоколов было пять: от 3 до 160 кг.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане большие кресты, украшающие внешние стены, изготовили в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас был сделан мастером Кубышко из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Храм украшен мозаикой, большей частью до наших дней не дошедшей. Почти полностью уничтожены образ Покрова Богородицы и еще девять икон.

Престольные праздники[править | править код]

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября

Как добраться[править | править код]

Адрес: Крым, Ялтинский горсовет, пос. Нижняя Ореанда

Проезд: автобусом и маршрутными такси №№ 26, 27, 47, 32 до остановки «Ливадия -2»; из центра на автобусе № 11 до остановки «Ливадия».

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Покровский храм