Храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище (Москва)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Николая Чудотворца на Рогожском кладбище — православный храм, принадлежащий к Петропавловскому благочинию Русский Православной церкви. Находится на территории Рогожского кладбища.

История[править | править код]

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, расположен в углу северной части Рогожского посёлка, перед входом на кладбище с одноимённым названием.

Храм начали строить в XIX веке на пожертвования при­хожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой старообрядческой ча­совни постройки 1771 года. На строительство было дано — по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нём: «Слава Богу, хорошее начало».

Ещё в 1800 году московским митрополитом Плато­ном (Левшиным) в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа священномученника Симона (Шлеёва) «единоверие… есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от неё в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 7). В XIX — начале XX века единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообряд­цам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви.

Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.

В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объёма храма. В 1872 году освящен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году вместо Владимирского придела устроен и освящен южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII века. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна.

Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX века. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веку русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё бо­лее раннего периода.

В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 год Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970), нёсшая тогда почти все церковные послуша­ния в храме, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь.

В 30-е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов.

В 60-е годы единоверцы из-за малочисленности пе­решли в правый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручица», а православные — в главный Никольский храм. После того как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице города Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

В 2013-2014 годах произведена комплексная реставрация храма (подробнее о реставрации). 5-го апреля (н. ст.) 2014 года был освящён малым чином главный — Никольский — храм, 1-го июня (н. ст.) 2015 года был освящён малым чином придел в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

Описание[править | править код]

Храм святителя Николая Мирликийского имеет уникальную архитектуру. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX века, на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма.

За притвором — главный храм, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле.

Священномученник Иоанн (Бороздин)

Святые[править | править код]

  • Священномученник Иоанн (Бороздин)

Святыни и иконы[править | править код]

Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма. Здесь находятся редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на.

Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном храме расположены больших размеров иконы Божией Матери в кивотах: «Иверская», «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: трёх святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. К числу особо чтимых святынь храма следует отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом.

С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца.

Икона святителя Николая

В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и так далее. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, её называют по-особенному — Никола Приснодействующий, то есть всегда действующий, поскольку церковное сознание имеет веру в то, что Господь через угодника своего Николая чудеса творил, тво­рит и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нём.

В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие.

В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат­риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку­сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан.

Престольные праздники[править | править код]

Святителя Николая Чудотворца - 19 декабря, 22 мая

Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября

Иконы Божией Матери «Троеручицы» - 25 июля, 11 июля

Как добраться[править | править код]

Файл:Храм на Рогожском кладбище8.jpg

Адрес: 109052, г. Москва, ул. Рогожский посёлок, д. 1а/29

В настоящее время связь с приходом осуществляется по телефону: +7(985)312-50-58 (церковная лавка, охрана).

Старый телефонный номер +7(495)361-36-43 временно недоступен из-за обрыва телефонной линии.

Адрес электронной почты: nikolanarogozhskom@yandex.ru.

Проезд общественным транспортом:

1) от станции метро «Римская»:

маршрутка 340м до остановки «По требованию» («Рогожское кладбище»);

маршрутка 567 до остановки «Старообрядческая улица, 46″.

2) от станции метро «Авиамоторная»:

автобус 805 до остановки «Старообрядческая улица, 46″,

3) от платформы «Калитники»: пешком через территорию Старообрядческой митрополии.

4) со стороны Покровского монастыря от остановки «Абельмановская застава»:

автобусы: 106, 51, 805, маршрутки: 316м, 463м, 63м, троллейбусы: 16, 26, 63, 63к до остановки «Платформа Калитники — Старообрядческая улица, далее пешком через территорию Старообрядческой митрополии.

Паломнику[править | править код]

Храм открыт с 8:00 до окончания вечернего богослужения.

Расписание богослужений:

Богослужения в храме совершаются ежедневно: утром — в 8:00, вечером — в 17:00.

По воскресным дням и в дни великих праздников совершаются две божественных Литургии в 7:00 и в 9:00.

Накануне воскресных и праздничных дней в 17:00 служится 9-й час и Всенощное бдение.

По будням в 8:00 совершаются Утреня, Часы, Литургия.

Вечером в Воскресные дни (кроме Великого Поста) в 17:00 совершаются 9-й час, Вечерня, Молебен святителю Николаю или иконе Божией Матери «Троеручица» с каноном и акафистом.

По пятницам в 17:00 совершаются 9-й час, Вечерня, по отпусте которой служится Великая Панихида (кроме Великого Поста) с каноном усопшим текущего гласа.

В храме работает консультационный пункт для нарко и алкозависимых и их близких:

Каждый четверг (Великим Постом — по пятницам, кроме 1-й, 5-й, Страстной, Светлой Седмиц) начиная с 18 февраля (н.ст.)с.г. — по отпусте вечерни в 18.00 совершается молебен перед иконой Неупиваемая Чаша или чтимой иконой мученика Вонифатия об избавлении от недуга пьянства и наркомании. Работа с родственниками и близкими наркозависимых; Подбор Церковного реабилитационного центра; Консультации психолога.

Крещение совершается по субботам (запись в 09:00, предварительно с крещаемыми и восприемниками проводятся огласительные беседы).

В период Святой Четыредесятницы по средам и пятницам совершаются Часы, Изобразительны, Литургия Преждеосвященных Даров, а накануне – Повечерие и Утреня с 1-м часом и Лития о усопших. В субботние дни Святой Четыредесятницы в 12:30 совершается также таинство Соборования.

Актуальное расписание богослужений

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище
Храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище

Ссылки[править | править код]

Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище

Страница храма в соцсети