Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок)
Храм иконы Божией Матери «Иерусалимская» (Белый Городок) — памятник архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма в 1825 году, отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей.
История[править | править код]
В поселке Белый Городок, Кимрского района, Тверской области, на самом берегу реки Волги и впадающей в нее речки Хотчи, стоит православный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.
Храм является памятником архитектуры XIX века, построен в стиле зрелого классицизма и отличается удачно найденными пропорциями объемов и тщательной проработкой архитектурных деталей. Белокаменные детали декора, изящная луковка, легкая и стройная колокольня с высоким шпилем и красивая постановка над просторами Волги делают эту скромную церковь по-настоящему красивой. История белогородского храма неразрывно связана с чудотворной иконой Божией Матери. Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой через несколько лет по Вознесении Господа.История нынешнего белогородского храма начинается с 1825 года, и в 2005 году ему исполнилось 180 лет.Главная святыня храма – икона Иерусалимской Божией Матери – находилась у правого клироса в особом киоте, в серебряной позлащенной ризе. Перед иконой находилось пять металлических лампад и подсвечник. Иконостас был пятиярусным, в приделах – трехъярусным. Храм был красиво расписан.Самое старое Евангелие датировалось 1803 годом. В главном храме (летнем, холодном) имелось большое медное, посеребряное паникадило, в приделах – два малых. С колокольни звонило шесть колоколов. К приходу церкви Иерусалимской иконы Божией Матери относились следующие населенные пункты: село Белгородок, деревни Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманка, Пелагеенская, Озарово, Юменская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Являлись прихожанами и такие известные в свое время люди, как М.П. Кафтанников, женившийся на дочери кимрского богача Столярова. Прихожанами храма были также помещики Зазыкины, владельцы имения и Гадовского спиртзавода – ныне поселок Приволжский. Семья Зазыкиных в первые годы советской власти эмигрировала за границу. Один из ее представителей стал профессором, написал ряд книг, в том числе фундаментальный труд «Патриарх Никон». В советское время начались гонения на священнослужителей и верующих, храмы закрывались. Белогородскому храму «повезло»: он не был взорван, как многие, а только закрыт и поруган. За время существования храма в нем служило немало священников. Отмечено, что в храме десятки лет служили священниками Поповские (Поповы) – это была целая династия. С началом 1870 года настоятелем храма долгое время являлся священник протоиерей Иоанн Андреевич Клобуков. С начала 1900-х годов и почти до самого закрытия храма властями настоятелем храма был Леонид Никитин. В 1930 году он был репрессирован, позднее вернулся в Белый Городок, где и похоронен. По некоторым данным служил здесь и священник Павел Дворяшин, а также диакон Павел Никольский. Последний служил в храме более 30 лет. Храм был закрыт в 1930-х годах. Точных сведений о времени закрытия нет. Почти шестьдесят лет храм находился в запустении, но времена меняются. Положительным примером нашего «смутного» времени является возрождение Православия, поруганных прежде храмов. Вот и в Белом Городке по инициативе группы православных верующих (Крюкова А. В., Проценко О.М., Смирновой Н.Е., Ивановой П.И., Ваксиной М.В., Смирновой Е.Н., и других) по благословению и при непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка была организована религиозная православная община. На Рождество Христово в 1990 году впервые после 60-летнего перерыва в храме состоялся первый молебен, а с наступлением Великого поста в храм был назначен священником иерей Александр Казанцев и начались регулярные богослужения.С сентября 1990 года и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Александр Крюков, молитвами и трудами которого восстанавливается храм, возрождается православная жизнь прихода.