Ростов (Ярославская область)
Ярославская область
Карта[править | править код]
{{#yandexmap:Ростов Великий|400|300|cdzMP}}
Общее описание[править | править код]
Объективно
Районный центр Ярославской области в 195 км к северо-востоку от Москвы. На берегу озера Неро. Население – 36 тыс. человек.
Субъективно
Множество святых, живших и похороненных в городе, а также прекрасные храмы ярко сияют сквозь сегодняшний, печальный быт города. Ценителю архитектуры стоит приехать сюда уже для того, чтобы увидеть башни митрополичьего двора.
На машине можно объехать всё за день. Для внимательных – два дня.
История города[править | править код]
Центр земли меря
До прихода славян ростовский край, к которому принадлежали и Углич, и Переславль-Залесский был заселён племенем меря – ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Более развитые славяне привили меря свою культуру путём создания смешанных семей. К IX в. язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты.
Крещение Ростова
Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань.
Первым удельным князем Ростова, имя которого дошло до нас, стал в 988 г. Ярослав Мудрый. 15 июля 989 г. его брат, благоверный князь Борис, крестил Ростов в озере Неро. Жителей завели в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках. Первым храмом стала церковь мучеников Кирика и Иулитты.
Ярослав правил Ростовом до 1010 г., успев основать на Ростовских землях город Ярославль.
Епископы-просветители
Язычество сдалось не сразу. Первые епископы Ростова Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством. (Феодор стал епископом Суздальским.)
В середине XI в. епископом Ростовским назначили Леонтия, постриженника Киево-Печерского монастыря. Ростовчане избили епископа и выгнали из города. Но Леонтий решил не оставлять свою паству. Он поселился за городом, построил маленький храм Архистратига Михаила и основные усилия обратил к просвещению детей. Язычники ощутили угрозу своему учению. Однажды толпа собралась с оружием, чтобы убить епископа. Святитель вышел им навстречу в торжественном облачении, со священниками и диаконами, с крестом; мужество Леонтия и блистание архиерейского облачения повергли язычников на землю; некоторые вскоре крестились. Леонтий обратил ко Христу многих язычников и принял от них смерть около 1071-1073 гг.
В 1164 г. мощи св. Леонтия были обретены нетленными. Леонтий творил чудеса и при жизни, и после смерти. Долгое время мощи лежали в раке из 120 кг чистого золота (эта единственная на Руси золотая рака показывает отношение народа к святителю), которую в Смутное время украли поляки. Память святого празднуется 23 мая (5 июня), в один день с собором Ярославо-Ростовских святых.
В голодный 1071 год в Ростовских землях объявились волхвы, которые пообещали найти спрятанные продукты. Собрав толпу недовольных, они пошли по Волге и в каждом селении искали и находили женщин, виноватых в бедствии. Жители приводили к волхвам сестёр, жён, матерей, те разрезали у них спины и делали вид, будто достают оттуда жито или рыбу. Женщин убивали, а их имущество делили. Так дошли они до Белоозера, где случилось проходить дружине боярина Яна Вышатича. Услышав о том, что эти злодеи – холопы его князя Святослава, – Ян Вышатич дал бой мятежникам, захватил и казнил волхвов.
Преемником свт. Леонтия был Исаия, также постриженник Киево-Печерского монастыря. Исаия в Ростовской земле крестил многих людей, а ещё больше просвещал новокрещеных, сжёг оставшихся идолов. Его просветительским усилиям содействовал князь Владимир Мономах, который построил в Ростове храм и прислал для него чудотворную икону, написанную святым киево-печерским иноком Алипием. Святитель скончался в 1090 г., а в 1164 его тело было обретено нетленным. Память свт. Исаии празднуется 15 (28) мая. Его тело, как и тело свт. Леонтия, покоится под спудом в Успенском соборе.
Озеро Неро
Ширина озера около 13 км, а глубина до 20 м.
С берега, а ещё лучше – с глади озера – открывается панорама старого города, с его монастырями и храмами, домами, садами и рыбаками в лодках. На противоположной стороне озера видна колокольня Петропавловской церкви села Поречье-Рыбное. Её высота – 94 м. Говорят, что она была построена в нарушение запрета возводить колокольни выше московской Ивана Великого. К приезду синодальной комиссии вокруг колокольни насыпали земли и тем уменьшили её высоту до нормы. Колокольня нуждается в ремонте.
Расцвет Ростовского княжества
В 1113 г. Владимир Мономах сделал ростово-суздальским князем юного сына Юрия, впоследствии получившего прозвище Долгорукого, и дал ему в помощь варяга Георгия с дружиной. Юрий основал и построил Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев-Польский, Москву. Однако сам Юрий жил в Суздале, опасаясь козней ростовских бояр, поэтому у княжества было две столицы. При Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе. Ростов получил название Великого.
Нашествие монголов
Когда монголы пришли на владимирскую землю, ростовским князем был 29-летний Василий (Василько) Константинович, племянник великого князя Георгия Всеволодовича. Летописцы писали о его светлом взоре, отваге, уме, образованности и добродушии. «Кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугой иного князя».
В битве на р. Сити князь Василько был пленён. Сначала монголы старались убедить мужественного воина служить им. Но, согласно преданию, князь отверг их веру, обычаи и пищу. Вслух молился за христиан, благодарил Бога, что во цвете лет умирает славной смертью мученика. Его тело нашли в Шеринском лесу, между Кашином и Калязином. Память благоверного князя Василько Церковь празднует 4 (17) марта.
Ростов был сожжён.
Молодая вдова князя Василько Мария посвятила себя воспитанию юных сыновей Глеба и Бориса. Видимый след её добродетельной жизни – храм Преображения Господня (XVII в.) – всё, что осталось от основанного ею Спасо-Песоцкого монастыря, упразднённого ещё в XVIII в.
Князь Глеб Васильевич также прославился благочестием – строительством монастырей в Белозерской стороне, помощью бедным и тем, что выкупил в Золотой Орде многих русских пленников. Борис Васильевич 8 раз с риском для жизни ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от бед.
Пётр, царевич Ордынский
Посетив в 1253 г. Орду, ростовский епископ Кирилл произвёл сильное впечатление на хана Берке рассказами о православных чудотворцах. Поэтому, когда у хана заболел сын, он позвал Кирилла прийти и исцелить его. Молитвами своими и своей паствы епископ исцелил ханского сына. А когда святитель возвращался в Ростов, его нагнал племянник хана, пожелавший принять христианство.
В Ростове монгольского царевича крестили с именем Петра. Жил он добродетельно, в доме свт. Кирилла, а потом – его преемника Игнатия. Согласно преданию, однажды на берегу озера Неро царевичу явились апостолы Пётр и Павел, вручили ему мешок с золотом, мешок с серебром и велели купить три иконы и соорудить храм в их честь. Князь Борис, сын мученика Василько, предложил Петру заплатить за землю под храм, выложив по границе земли серебряные и золотые монеты. Пётр выбрал большую площадку на берегу озера, и, когда принялся выкладывать монеты, все увидели чудо: монеты не кончались, пока вся граница не была выложена ими. Целый воз монет достался Борису, который несколько дней щедро раздавал милостыню нищим.
По благословению епископа Игнатия Пётр женился. В старости, овдовев, он принял монашество. Память прп. Петра празднуется 30 июня (13 июля).
Потомки Петра продолжали жить в Ростове. Когда на Ростов шёл ордынский хан Ахмыл, ростовские князья разбежались. Навстречу противнику вышел правнук Петра Игнатий. Поведав о своём монгольском происхождении, он объявил: «Се село купля прадеда нашего». Ахмыл принял подарки и не тронул города.
А вокруг построенного Петром храма ещё при его жизни возник монастырь Петра и Павла. Сейчас от Петровского монастыря, где был погребён преподобный, остались только угловые башни и церковь Похвалы Богородицы (1676).
Будучи епископом Ростовским, Игнатий отпел в 1271 г. вдову благоверного князя Василько Марию, а в 1278 г. его сыновей – Глеба и Бориса.
Игнатий тоже не раз путешествовал в Орду, чтобы ходатайствовать за свою паству. Он строил храмы, примирял князей. А при отпевании святителя в 1288 г. произошли такие чудеса, что его тело не похоронили, а сразу поставили в храме для поклонения. Исцелилась скрюченная рука архимандрита Стефана, которой он прикоснулся к мощам. Согласно преданию, когда в гроб хотели положить список всех посвящённых Игнатием священников и диаконов, усопший поднял руку и принял свиток.
Память святителя – 28 мая (10 июня). Его мощи, как и мощи князя Василько, покоятся в Успенском соборе.
Место рождения преподобного Сергия
В 3-4 км от Ростова, на левом берегу р. Ишни, находится посёлок Варницы, названный так потому, что в XIV-XVII вв. здесь вываривали соль из жижи, добываемой через колодцы.
В этом месте жил боярин Кирилл со своей женой Марией. Здесь 5 (18) июля 1314 г. у них родился сын Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Где-то здесь стоял деревянный храм, в котором будущий святой прокричал в утробе Марии во время каждой из трёх частей литургии, а благочестивая мать от смущения заплакала. Где-то в этих полях искал отцовских жеребят юный Варфоломей, когда ему встретился старец-монах, открывший Кириллу и Марии глаза на предызбранность их сына, а самому Варфоломею открывший способность к грамоте, которая ему никак не давалась.
Поглощение Ростова Москвой
Властолюбие братьев Константина и Феодора Васильевичей привело к тому, что в 1320 г. Ростов был разделён на две части. Феодору досталась Усретинская часть города и княжества, Константину – Борисоглебская. В ходу была поговорка: «В Ростовской земле князь в каждом селе».
Великий князь Московский Василий I около 1409 г. купил Усретинскую часть княжества у Ростовско-Усретинских князей. А в 1474 г. Иоанн III купил Борисоглебскую часть у Ростовско-Борисоглебского князя Владимира Андреевича.
Конец монгольского ига
Когда в 1480 г. хан Ахмат двинулся из Золотой Орды, чтобы снова поставить Русь на колени, в русских ещё сильна была память недавних страданий от монгольской силы. Пошли слухи о зловещих предзнаменованиях. В Москве ночью якобы колокола звонили сами собой, а где-то звёзды дождём сыпались на землю. Только мужество матери великого князя, инокини Марфы, изъявившей решимость остаться с народом в осаде, вынудило Иоанна Васильевича поехать к войску в Коломну. Но там придворные трусы говорили ему: «Не становись на бой, великий государь, лучше беги; так делали прадед твой Димитрий Донской и дед твой Василий Димитриевич». И князь в страхе убежал в Москву.
Смелее всех усовещал боязливого великого князя ростовский архиепископ Вассиан Рыло, родной брат прп. Иосифа Волоцкого: «Ты боишься смерти, но ведь ты не бессмертен! Ни человек, ни птица, ни зверь не избегнут смертного приговора. Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не пощажу себя, не отвращу лица своего, когда придется стать против татар».
Став с войском на р. Угре против Ахмата, Иоанн Васильевич послал к хану челобитье и просил не разорять его «улуса». Ахмат потребовал очного челобитья. В этот момент пришло новое послание от ростовского архиепископа: «Какой пророк, какой апостол, какой святитель научил тебя, христианского царя великих русских стран, повиноваться этому богостудному, скверному и самозваному царю? Не только за наше согрешение, но и за нашу трусость и ненадеяние на Бога попустил Бог на твоих прародителей и на всю землю русскую окаянного Батыя, который пришел, разбойнически попленил нашу землю, поработил нас и воцарился над нами: тогда мы прогневали Бога и Бог наказал нас. Но Бог, потопивший Фараона и избавивший Израиля, все тот же Бог во веки!..». Слова архиепископа укрепили великого князя в решении не кланяться хану. Время шло, Угра замерзала, а союзники монголов поляки не шли на помощь. И босое, оборванное монгольское войско бежало от русского, не приняв боя.
Родившийся в Германии, он с посохом обошёл многие страны, на Руси принял православие с именем Исидора и поселился в Ростове, в хижине из хвороста, которую построил на пустыре. Ростовчане звали его Твердисловом за то, что слово его всегда сбывалось. Так, однажды он ворвался на брачный пир князя Иоанна Оболенского и подал ему сплетённую из травы и полевых цветов шапку со словами: «Вот тебе и архиерейская шапка». А невесту, Дарью Луговскую, назвал Рахилью (имея в виду библейскую Рахиль, скончавшуюся в родах). Через несколько месяцев молодая княгиня скончалась, князь Иоанн постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа, а с 1481 по 1489 г. служил архиепископом Ростовским.
Юродивый преставился в 1484 г. Похоронили Исидора в его хижине, над могилой поставили церковь Вознесения Господня. После деревянной каменную церковь построил в 1566 г. Иоанн Грозный. Она стоит до сих пор, и доныне народ называет её церковью Исидора Блаженного. Нижний ярус её росписей (XVII в.) рассказывает о подвигах блаженного.Память святого – 14 (27) мая.
В 1589 г. Ростовскую архиепископию возвели в метрополию. Стены митрополичьего двора, чаще называемого теперь кремлём, и большинство сохранившихся зданий в нём были построены при митрополите Ионе Сысоевиче, возглавлявшем Ростово-Ярославскую епархию с 1652 по 1690 г. В 1662-1664 гг. митрополит Иона был местоблюстителем патриаршего престола. Алексей Михайлович снял его с этого поста после того, как Иона принял в Успенском соборе Московского Кремля благословение от бывшего патриарха Никона, самовольно вернувшегося из ссылки. Владыка Иона не стал патриархом, но, будучи митрополитом Ростовским, оставил о себе светлую память множеством прекрасных храмов и монастырских строений, украшающих города епархии.
В 1788 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Вместе с кафедрой в Ярославль уехали митрополичьи ризница и библиотека, при чём была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве». Это было началом упадка Ростова.
Во второй половине XIX в. здания митрополичьего двора обветшали, стали разрушаться. Ростовские купцы пожертвовали деньги на спасение прекрасного архитектурного ансамбля и открытие в кремле музея церковных древностей.
Теперь в церквях «кремля» расположены отделы музея. «Экспозиция» некоторых из этих музеев заключается в стенных росписях. В других отделах экспонируются церковная утварь, финифть, а также фарфор и керамика.
В стене идёт галерея, из которой раньше можно было попасть во многие здания митрополичьего двора.
Смутное время
В 1609 г., когда многие города присягали Лжедимитрию, ростовский митрополит Филарет (Романов) удерживал Ростов в повиновении Василию Шуйскому. Многие ростовчане убежали в Ярославль, но многие остались со своим пастырем.
Когда пришли поляки с русскими изменниками, ростовчане оборонялись как герои, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым. Рядом с мужчинами бились женщины. Говорят, что княгиня Мария Лобанова убила вождя поляков пана Заборовского и предателя, ярославского князя Ивана Шамина. Остатки ростовчан укрылись под сводами Успенского собора, исповедались и причащались, готовясь к смерти, которая и постигла большинство из них. В соборе был схвачен митрополит Филарет, будущий патриарх, после чего до 1618 г. томился в польском плену.
Марина Мнишек записала в дневнике: «...захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».
Когда Россия стала приходить в себя после Смутного времени, в 1631-1633 гг. Ростов окружили земляными валами. Длина их составляла 2,7 км, высота – более 9 м. Остатки валов сохранились доныне. Часть их находится между «кремлём» и озером.
В 18 км от Ростова в сторону Углича находится посёлок Борисоглебский, по официальной версии, или Борисоглеб, по устоявшемуся в народе мнению, укрепляемому автобусными расписаниями. Посёлок возник вокруг Борисоглебского монастыря.
Согласно древним рукописям, Сергий Радонежский приходил около 1363 г. на богомолье к мощам ростовских чудотворцев. Местные подвижники Павел и Феодор попросили прп. Сергия указать им место для обители. Сергий избрал место на берегу р. Устья и сказал: «Призрит Бог и пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Борисе и Глебе в помощь вам да будут…».
До екатерининской кампании по «раскулачиванию» обителей монастырь был силён и славен. Здесь находил приют в периоды своих изгнаний великий князь Василий Тёмный. Здесь был крещён Иоанн III. Не раз бывал и много жертвовал Иоанн IV.
А наибольшую славу монастырь получил в начале XVII в., через прп. Иринарха. Получив у настоятеля благословение на затвор, Иринарх приковал себя в келье трёхсаженной цепью и возложил на себя вериги. Страдая и молясь за православных, Иринарх обрёл прозорливость. Люди притекали к нему во множестве. Появились и последователи, возлагавшие на себя железные цепи. Когда некоторые из них прекращали свой подвиг, Иринарх присоединял их цепи к своей.
Юродивый Иоанн, по прозвищу Большой Колпак, передал Иринарху предсказание: «За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных. И эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию; меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных». Бог в видении показал Иринарху картины разорения Москвы иноплеменниками и велел предупредить царя. Царь Василий Шуйский принял старца с почётом, целовал его и удивлялся тяжестям, которые он носит на себе. Но изменить ничего не мог.
Вскоре предсказанное осуществилось. Польский воевода Микулинский, убивший многих монахов в других монастырях, пришёл в Борисоглебский и устроил допрос Иринарху. Старец исповедовал свою верность православию и царю: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей, и российскому царю не изменю; если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку». Пан подивился вере старца и поостерёгся его трогать.
Приходил к старцу и канцлер Сапега и тоже был покорён его мужеством: «Правда в батьке велика… Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видал». И запретил полякам тревожить обитель. Старец дал добрый совет воеводе: «Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь убит в России». Пан Сапега умилился, но не послушался и погиб под Москвой.
В 1612 г. Минин и Пожарский собрали ополчение, но остановились в Ярославле, не решаясь идти на Москву. Старец Иринарх послал Пожарскому благословение и просфору, тогда без страха рать двинулась на Москву. По дороге Минин и Пожарский заехали в Борисоглебский монастырь к старцу, чтобы лично получить благословение.
Прп. Иринарх почил в 1616 г. После него остались железная цепь в 20 саженей, которую он надевал на шею, железные путы, которые он носил на ногах, 18 оковцев, которыми он сковывал руки и грудь, пояс весом в пуд, 142 медных креста и ещё семь пудов металла. Всего – 154 кг.
Праздник преподобного – 13 (26) января.
Французский писатель Сартр, посетивший монастырь в 1961 г., был поражён: «Нигде в мире не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции». В архитектурном отношении это один из прекраснейших монастырей России, и относительно хорошо сохранившийся.
Иринарха помнят Борисоглебский собор (1523) и Благовещенская церковь (1524). К тому же времени относятся настоятельские покои, примыкающие к Благовещенской церкви. Звонница с церковью во имя Собора св. Иоанна Предтечи была построена в 1690 г. Надвратные Сергиевская и Сретенская церкви – XVII в. Стена 10-12-метровой высоты строилась с 1680-х по 1890-е гг. Внушительны 14 мощных башен, высотой до 38 м.
Сохранились келья прп. Иринарха (примыкает к восточной, левой от святых ворот, крепостной стене) и вериги, а его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест Сергия Радонежского – благословение основателям монастыря. Сами основатели, преподобные Феодор и Павел, погребены в северном углу Борисоглебского собора.
Монастыри[править | править код]
Богоявленский Авраамиев мужской монастырь[править | править код]
Предание повествует, что каменный идол Велес, которому поклонялись ростовчане, был разрушен в конце XI в. по молитве отшельника Авраамия явлением апостола Иоанна Богослова, который дал Авраамию свой жезл. На месте капища преподобный построил храм в честь Богоявления и основал монастырь. Ещё остававшиеся в Ростове язычники не раз хотели сжечь монастырь Ростова, но сила Божия и доброта преподобного побеждали, и многие язычники крестились. Почил прп. Авраамий в глубокой старости. Ныне его мощи находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Память святого – 29 октября (11 ноября).
Перед решающим походом на Казань Иоанн IV заехал в монастырь Ростова и взял жезл апостола Иоанна (которым, по преданию, Авраамий сокрушил идолов), надеясь на чудесную помощь святых. Казань пала в 1552 г. А Иоанн Грозный в 1553-1555 гг. построил в монастыре собор Богоявления «на победу и одоление Казанского царства».
После Смутного времени разорённый монастырь влачил бедное существование. В середине XVII в. архимандритом монастыря стал Иона, который построил каменные Введенскую (1650) и надвратную Никольскую церкви (кон. XVII в.). Согласно преданию, где-то в монастыре похоронен Сысой, отец Ионы.
При советской власти в обители был вытрезвитель.
Современное состояние
Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует. Остальные храмы обители – Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая, – также нуждаются в восстановлении. Действующей является церковь свт. Николая.
Братия монастыря Ростова – 1 человек. Трудников принимают.
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32. Тел.: (48536) 3-60-05.
Время работы: Богослужения. Только по праздникам. Утреннее в 8 ч, вечернее в 17.