Троице-Измайловский Собор (Санкт-Петербург)
Троице-Измайловский Собор в городе Санкт-Петербург один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга, построен в 1828-1835 годах. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
История[править | править код]
Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.
Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.
В конце 1752 года полк подал Императрице Елисавете Петровне всеподданнейшую просьбу начать строительство новой церкви, которая была построена на том самом месте, где ныне стоит Собор. Строительство продолжалось два года, и 1 июня 1756 года храм был освящен. Однако 7 ноября 1824 года церковь св. Троицы была необратимо повреждена наводнением - вода, доходившая до половины высоты Престола, перебила все окна, разломала ограду, амвон, пол храма, замочила ризницу.
Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный - св. Марии Магдалины, северный – св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Руководили строительством три человека: сам император, архитектор Василий Петрович Стасов, автор проекта, и инженер Петр Петрович Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.
Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали – из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П.А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.
Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге.
Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием.
Весь 1828 год шло устройство фундамента – почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь – целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 г. здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность. Из-за ошибки в расчетах в августе 1830 года 16 колонн, на которые приходилась нагрузка от купола, дали трещину. Из-за этого ЧП Василий Петрович Стасов решением Николая I был отстранен от работы и посажен на сутки на гауптвахту. Петру Базену пришлось решать инженерную задачу по укреплению колонн и устойчивости главного купола. Исправление недочетов продолжалось более года.
Но на этом проблемы с центральной главой не закончились. В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золоченая глава и крест. Центральный купол украсили 280 золоченых звезд, малые – по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов и предстал во всей красе, но уже через три месяца – в ночь на 23 февраля 1833 года - главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал.
Когда в два часа дня на место происшествия прибыл Николай I, вокруг собора еще валялись части разбитого на мелкие кусочки креста, раскиданные ветром листы медной обшивки, обломки стропил и кирпичей, сброшенный с барабана измятый и поврежденный каркас купола едва держался, навалившись на восточную главу. Падением купола была частично повреждена кирпичная кладка.
Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы. Архитектор снова был наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.
Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе.
Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 г. Стасов предложил покрыть купола медью с обраткой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе».Стасов сдела несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола "цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем". 24 октября новый проект окраски был утвержден.
Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых.
В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 г.
Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить.
Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д. Заказ был очень почетный и прибыльный.
Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение северного придела в честь св. мч. Иоанна Воина было совершено архимандритом Нилом (Исаковичем) в сослужении духовенства. Освящение южного придела в честь св. равноа. Марии Магдалины было совершено архим. Феодотием (Озеровым) также в сосолужении духовенства. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства.
На торжество собрался весь Измайловский полк, пришли прихожане. Император не присутствовал: он только вечером вернулся из Москвы и посетил собор с супругой и цесаревичем Александром. Осмотрев храм, Николай I остался недоволен написанными академиками иконами .Он приказал отказаться от этих работ и потребовать у авторов задаток.
По мнению специалистов, причиной неудачи маститых художников стало то, что они не учли специфику места, где были расположены иконы, а также форму иконостаса.
Новые иконы император поручил выполнить художнику Николаю Майкову, самоучке, не имевшему никакого художественного образования. Однако и его работы не всегда удовлетворяли государя. Поэтому часть образов, написанных академиками, остались. Таким образом, в главном иконостасе оказались следующие иконы: в Царских вратах – Благовещение работы Майкова и евангелисты работы Егорова; над иконостасом в круглой раме и резном золоченом сиянии изображение Господа Саваофа работы Майкова; работами Майкова заменены центральные иконы в первом ярусе – Спасителя и Божией Матери и во втором ярусе – свв. Николая Новгородского и княгини Ольги, свв. равноапп. Константина и Елены. Также в иконостасе были: иконы ветхозаветной Святой Троицы (явление Бога Аврааму в виде трех ангелов), св. царицы Александры, свт. Николая Чудотворца, св. Александра Невского, св. апостолов Петра и Павла, Марии Магдалины, свв. архистратига Михаила и Анны Пророчицы, великомученицы Екатерины, свв. Андрея Первозванного и праведной Елисаветы. На Горнем месте находился образ работы Майкова – Взятие Божией Матери на небо с изображением апостолов.
Над алтарем устроители собора утроили сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса.
В 1859 году в Свято-Троицкий Измайловский собор были переданы огромные иконы работы Тимофея Неффа, предназначавшиеся для Исаакиевского собора, но затем замененные на мозаичные копии. Образы Спасителя, Божией Матери, святого Исаакия Далматского, святого благоверного князя Александра Невского, святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины окончательно сформировали внутренний облик храма.
Вообще, внутреннее убранство Троицкого собора было предельно лаконично и упорядочено. Старинные полковые образа сгруппировали в особые киоты, не было характерного для небольших храмов беспорядочного скопления маленьких и средних икон. Большинство икон были дарами государей или вкладами военнослужащих.
Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон.
Среди особо почитаемых святынь был старинный образ Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами святых Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, а также частицей древа Креста Господня. Также прихожане особо чтили икону Успения Божией Матери и икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В субботу, 13 мая 1835 года (в канун полкового праздника Лейб-гвардии Измайловского полка), ранним утром, колокольным звоном Санкт-Петербург приветствовал появление в столице одного из самых значимых, (а впоследствии ставших одним из самых прославленных) в Империи храмов: собора Святой Живоначальной Троицы Лейб гвардии Измайловского полка.
Великий князь Николай Павлович (впоследствии Император Николай Первый) был назначен повелением своего Августейшего родителя, шефом Измайловского полка 28 мая 1800 года, и по восшествию на трон, исполнил давнюю мечту измайловцев, повелев отстроить для полка величественный каменный собор. На момент освящения храм являлся самым большим собором Российской Империи.
Освящение храма состоялось 25 мая 1835 г. Решено было освятить все три престола в один день, поэтому торжества начались очень рано. Колокольный звон к водосвятию начался как только пробило четыре часа утра. В половине пятого началось освящение северного предела в честь св. мч. Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом (Исаковичем) с духовенством, архимандрит Феодотий (Озеров) освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в половине восьмого.
Центральный предел собора в честь Святой Живоначальной Троицы должен был освящать митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) в со служении с находящимся в столице митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), но по причине болезни митрополита Серафима, митрополит Филарет, в со служении с наместником Александро-Невской лавры Палладием (Белевцевым) и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандритом Платоном (Городецким) приступили к освящению главного придела Святой Живоначальной Троицы в десять часов утра.
История собора Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. XX век 20-е годы
Жизнь Свято-Троицкого Измайловского собора круто изменилась в феврале 1918 года. Известный декрет советской власти об отделении Церкви от государства превратил собор из полкового храма в обычную приходскую церковь. Полковое духовенство было упразднено, да и самого полка не стало: его казармы на многочисленных улицах-Ротах заняла Красная Армия.
Провозгласив отделение Церкви от государства, последнее, тем не менее, грубо вторглось в жизнь первой. Религиозным обществам запретили владеть собственностью, обучать детей, иметь права юридического лица и имущество. Начавшийся одновременно с Гражданской войной голод только подстегнул большевиков к расправе с Церковью, точнее, стал удобным поводом уничтожить ее как институт. Изъятие церковных ценностей объяснили необходимостью помочь голодающим, хотя вполне очевидно, что далеко не все деньги дошли до самих голодающих.
В Троицкий собор «экспроприаторы» пришли 15 марта 1922 года. Районные власти появились на пороге храма как раз в тот момент, когда шла Божественная литургия, и в соборе было большое количество прихожан. На требование выдать ценности настоятель собора протоиерей Михаил Чельцов, будущий священномученик, ответил отказом, сославшись на то, что не имеет разрешения от высшей церковной власти и прихожан. У последних священник спросил разрешения прямо с амвона, и прихожане единогласно ответили отказом. Не желая идти на прямой конфликт с большим количеством верующих, большевики ушли.
Но уже через месяц райисполком заставил отца Михаила подписать соглашение о передаче церковных ценностей. В губфин отдел увезли полный комплект золотых священных сосудов 1830-х гг. – дар к освящению храма; 86 серебряных риз, 2 венка, 2 лампады и 2 венца с драгоценными камнями. Значительную часть ценностей храма прихожанам удалось откупить: за месяц верующие собрали сотни серебряных предметов – ножи, вилки, ложки, кувшины и т.п. и внесли их в качестве выкупа. Таким образом они спасли от уничтожения 29 риз, все 14 Евангелий, все 9 крестов и 40 предметов церковной утвари. Всего из Троицкого собора с учетом выкупа было вывезено около 2 кг золота и 300 кг серебра.
Тем не менее, именно в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей большевики обвинили митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), арестованного 31 мая 1922 года. Вместе с ним арестовали и ближайших к нему священнослужителей и мирян, в том числе заведующего митрополичьей канцелярией, настоятеля Троицкого собора протоиерея Михаила Чельцова. В спешке был сформирован процесс. На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Отец Михаил, разделивший тюремную участь вместе со своим сыном Павлом, категорически отрицал какую-либо вину.
«Мне уже 52 года, мне смерть не может быть страшной. Жаль семерых детей, тяжело сознание, что умру невинным, но обвиненным», – сказал он в зале суда.
5 июля 1922 года был объявлен приговор: 10 человек, в том числе отца Михаила, приговорили к расстрелу, большую часть – к тюремному заключению или принудительным работам. Оправданы были только 22 человека. 40 дней провел отец Михаил в камере смертников, в молитве, а по истечении этого срока он узнал о замене расстрела заключением. ВЦИК помиловал шестерых из приговоренных к сметной казни, а четверых, в том числе владыку Вениамина, расстреляли в ночь на 13 августа.
Выйдя на свободу в ноябре 1923 года, отец Михаил не смог вернуться к служению в Свято-Троицком Измайловском соборе, так как храм в это время оказался захвачен обновленцами. Один из известнейших и авторитетнейших пастырей Русской Православной Церкви получил назначение в церковь Воскресения Христова (Мало-Коломенскую Михаила Архангела).
Обновленчество декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Время, которое Троицкий собор был храмом обновленцев, было очень тяжелым. Члены причта перешли в обновленческое движение после ареста о.М. Чельцова. Был сформирован новый приходской совет, лояльный к сложившейся ситуации. Однако паства значительно поредела. В результате у причта не было средств даже на отопление собора, и богослужения в будни перенесли в часовню.
В конце декабря 1924 года под давлением большинства прихожан община Свято-Троицкого собора все-таки вернулась в Патриаршую Церковь. Почти все члены причта после покаяния и наложенной на них епитимьи были оставлены в храме. Настоятелем был назначен известный священник, митрофорный протоиерей Николай Павлович Фроловский, вместе с которым в храм пришла группа ярких священнослужителей: Павел Виноградов, Александр Маляревский, Александр Петровский, Александр Никитин и другие.
В 1924 году была закрыта часовня во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского. С 1930 г. в здании часовни размещалось кафе, в 1937 г. – пивной ларек, а после Великой Отечественной войны – склад.
В 1925 году из собора вывезли знамена лейб-гвардии Измайловского полка, трофейные турецкие флаги и ключи от взятых турецких крепостей и городов – Карса, Баязета, Лемотика и др. В дальнейшем были утрачены и вмонтированные в стены мраморные доски с именами погибших офицеров-измайловцев.
В 1928 года решением районных властей была демонтирована колонна «Воинская Слава» – как «символ российского милитаризма» и препятствие для трамвайного движения. Варварская акция возмутила даже рабочих («Будущие поколения нас за поломки памятников назовут варварами, это факт», – писал в Смольный рабочий завода «Большевик» Иван Петров). Но никакие протесты не помогли. В январе 1930 года колонну отправили на переплавку (есть данные, что в Германию), а все трофейные орудия, окружавшие ее, уничтожили.
30-е годы
Особой приметой 30-х годов двадцатого столетия для Свято-Троицкого Измайловского собора стали репрессии против священнослужителей. Серьезным ударом для общины стало «дело графини Зарнекау», которое сфабриковало ОГПУ после нелегального отъезда из СССР графини Екатерины Зарнекау. Знатная женщина, в числе предков которой был император Павел I, периодически посещала Троицкий собор, знала служивших здесь священников. Накануне ее побега в квартире графини бывший настоятель храма протоиерей Михаил Чельцов отслужил напутственный молебен. Не прошло и месяца, как священника арестовали вместе с несколькими прихожанами Троицкого собора. Отца Михаила обвинили в контрреволюционной агитации и принятии денежной помощи от Зарнекау. Этот арест оказался для священника шестым и последним в жизни. 7 января, в великий праздник Рождества Христова, протоиерея расстреляли – предположительно, на Ржевском полигоне.
16 июля 2005 года отец Михаил Чельцов, не предавший веру, будучи в руках чекистов, был прославлен к лику святых Русской Православной Церковью и стал небесным покровителем Троицкого Измайловского собора.
Еще одна трагическая страница в жизни собора связана с делом «контрреволюционной группы лейб-гвардии Измайловского полка» 1930-1931 гг. Дело было направлено против бывших царских офицеров, которые продолжали общаться между собой и посещать Троицкий собор, некоторые играли активную роль в жизни прихода. Группа прихожан оказалась расстреляна и отправлена в лагеря.
Решили большевики уничтожить и сам собор. В 1932 году Президиум Ленсовета постановил стереть храм с лица Земли. На его месте хотели построить театр для рабочих района – из материалов, оставшихся от разрушенного здания. Городские власти были настроены решительно, но отчаявшиеся прихожане обратились во Всероссийский центральный исполнительный комитет. После многомесячного разбирательства ВЦИК все-таки оставил собор действующим. Правда, ненадолго.
Отстояв собор у властей, община начала ремонт храма – здание к этому времени уже требовало замены проводки, кровельных работ, реставрации икон и т.д. Работы продолжались около пяти лет. Приняв окончательное решение закрыть собор, власти, скрывая это, энергично заставляли общину производить дорогостоящий ремонт. На старинное здание у большевиков были свои виды.
В это трагическое время Свято-Троицкий собор единственный раз за свою историю был кафедральным. Такое решение в декабре 1933 года принял митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. В тот год он возглавил Ленинградскую епархию, а, поскольку Троицкий собор Александро-Невской лавры к тому времени был уже закрыт, то замену ему митрополит нашел в виде Измайловского собора. Владыка часто служил здесь. Статус кафедрального собор Пресвятой Троицы, как он тогда назывался, носил до своего закрытия в 1938 году.
Имена клириков Троицкого собора, ставших жертвами большевистской власти:
игумен Тимолай (Тимофей Артемьевич Сердюк) – выслан в Казахстан;
протоиерей Серафим Архангелов – расстрелян;
протоиерей Леонид Богоявленский (будущий новомученик) – выслан и расстрелян в Казахстане;
протоиерей Константин Кедров – выслан и погиб в Казахстане;
протоиерей Всеволод Окунев – выслан и погиб в Казахстане;
протоиерей Арсений Росляков – приговорен к 5 годам лишения свободы;
иеромонах Гервасий (Георгий Александрович Никулин) - приговорен к 5 годам лишения свободы;
протодиакон Леонид Спартанский – выслан;
протодиакон Никифор Кабанов – расстрелян;
диакон Александр Кудрявцев – выслан;
диакон Иоанн Чернышев – выслан;
диакон Михаил Шелехов – выслан.
Не щадили и церковных иерархов. Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) был расстрелян 30 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне НКВД (в 1997 г. причислен к лику святых). Викарного епископа митрополита Алексия владыку Амвросия (Либина) расстреляли в том же году в Саратове, куда ранее выслали.
… В марте 1938 года храм официально был закрыт. Все духовенство было переведено в другие церкви Ленинграда. Прихожане предприняли последнюю отчаянную попытку спасти собор: зная, что ни одного священника не осталось, утром 8 апреля они, тем не менее, открыли здание и заявили о готовности бороться. Вечером повторилось то же. А еще через два дня «зачинщик», председатель приходского совета Григорий Толоконцев, был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян.
Весной 1939 года пустующее здание передали театру им. Ленсовета для организации декоративной мастерской.
40-80-е годы
За год до Великой Отечественной войны в Троицком-Измайловском соборе решили сделать крематорий. Такой проект одного из инженеров города лег на стол городского начальства. Впрочем, этому категорически воспротивились ученые, убедившие партийное руководство, что устраивать крематорий в центре города, и тем более в здании, являющемся памятником архитектуры, нецелесообразно.
Впрочем, собору пришлось вплотную соприкоснуться с темой смерти: в годы блокады здание использовалось для хранения трупов умерших от голода ленинградцев. По воспоминаниям блокадников, храм почти целиком был заполнен телами мертвых. В подвалах устроили бомбоубежище, некоторое время там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи.
Само здание Троицкого собора пострадало от бомбежек. Серьезный вред был нанесен куполам и западному фасаду. Вообще, к концу 40-х годов храм представлял собой печальное зрелище – и это несмотря на то, что накануне закрытия в 1938 году община произвела масштабный ремонт. Не только фашистские снаряды внесли свою лепту в ужасающее состояние памятника: из-за неправильной эксплуатации здания были повреждены лепные и резные детали иконостаса, прорваны и запачканы оставшиеся образа, роспись в куполе местами осыпалась.
Нанесенные в ходе войны повреждения были устранены только в 1952-1956 гг, в ходе реставрации здания храма: в это время были восстановлены фасады и купола, в том числе стропильная система и конструкции купола. В 1966-1967 гг. были проведены новые работы по восстановлению фасадов собора.
Хотя Свято-Троицкий собор находился под охраной государства в нем долгое время находились неотапливаемые склады, и постепенно здание приходило в упадок.
Такая ситуация продолжалась вплоть до 90-х годов. В прессе периодически появлялись публикации о хищениях, разрушениях, пожарах, которые устраивали в соборе подростки и бездомные.
1990-2000 годы. Возрождение собора 5 июля 1990 г. более двадцати представителей интеллигенции Северной столицы обрались к викарному епископу Ладожскому Арсению с просьбой благословить образование православной общины при соборе во имя Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
«Мы сознаем свою ответственность перед лицом нашей Церкви и перед общественностью города за восстановление и реставрацию столь величественного храма… – говорилось в письме. – Мы трезво обдумали и взвесили свои возможности. Среди нас квалифицированные специалисты: инженеры, экономисты, юристы, научные работники, художники, психологи, искусствоведы. Мы твердо наметили посвятить свои силы делу восстановления храма, и мы уверены, что нам удастся осуществить это, не прибегая к финансовой помощи со стороны Ленинградского Епархиального управления… Подготовить храм для богослужения мы обязуемся в самые кратчайшие сроки ».
3 сентября 1990 года общину на восстановление Свято-Троицкого Измайловского собора благословил назначенный незадолго до того на Ленинградскую кафедру митрополит Иоанн (Снычев). Буквально через пять дней была установлена центральная часть временного иконостаса. 8 сентября в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери в 10 часов утра отверзлись Царские врата, и первое за многолетний перерыв богослужение совершил первый настоятель после открытия храма протоиерей Стефан Дымша.
Городские власти передали собор Ленинградской епархии и Приходской совет приступил к восстановительным работам. Работа предстояла колоссальная: по сути, общине передали лишь голые отсыревшие стены – отопление отсутствовало, подвалы были затоплены водой (так, что можно было передвигаться на лодках). Первое время зимой Литургия совершалась при отрицательной температуре. У священнослужителей руки примерзали к богослужебным сосудам.
Ремонтно-восстановительные работы начались с откачивания воды в подвалах, осушения помещений и остекления окон в храме.
В конце 1990-1991 г. был создан (в основном трудами художника Константина Иванова) и полностью установлен временный иконостас. Из Музея истории религии храму передали иконы и церковную утварь. Многие иконы жертвовали прихожане.
В 1991 году, в праздник Вознесения Господня, собору была передана часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
В 1993 году богослужения в соборе проводились уже четыре дня (настоятелем в это время являлся протоиерей Сергей Чевяга). Начала возобновляться прежняя традиция патриотической деятельности общины: было создано общество святого мученика Иоанна Воина, в которое вошли и офицеры российской армии.
В 1994 году настоятелем Свято-Троицкого Измайловского собора стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
После смерти митрополита Иоанна постановлением Святейшего Патриарха Алексия II от 26 декабря 1995 г. на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен митрополит Владимир (Котляров). С его прибытием начался новый этап возрождения Троицкого собора. Митрополит Владимир с большим вниманием относился к богослужебной жизни и восстановительным работам в Измайловском соборе. 6 апреля 1996 года митрополит Владимир назначил настоятелем и председателем Приходского совета собора протоиерея Геннадия Бартова.
В 1997 году на престольный праздник Пресвятой Троицы в соборе с момента его закрытия было совершено всенощное бдение во главе с Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Так была положена традиция архиерейских служб в день престольного праздника.
Отметим, что, несмотря на тяжелые работы по восстановлению, уже в эти годы клирики собора начали духовно окормлять общину при домовой часовне во имя святой мученицы царицы Александры, существовавшей при детском приюте на Лермонтовском проспекте, 51 А; прихожан домовой церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при психиатрической больнице №5 на набережной Фонтанки, 132; общину домового храма Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса на Московском проспекте, 17. Кроме того, прихожане Измайловского собора приняли самое активное участие в становлении женской Введено-Оятской обители в Лодейнопольском районе Ленинградской области.
В 1996-1997 гг. была заменена кровля в трех приделах, отреставрирована гипсовая скульптура Архистратига Михаила в нише с западной стороны собора, отремонтированы баллюстрады, проведена реконструкция временного иконостаса в главном приделе. В 2000-м году была проведена масштабная работа по обустройству части подвального помещения собора, в результате этой реконструкции собор получил сводчатый "Славянский зал" для встреч с воинами и проведения торжественных мероприятий, а также создана художественная мастерская.
Собор был построен в 1828-1835 годах (архитектор — Василий Стасов) на месте одноименной деревянной церкви (1754-1756), пострадавшей при наводнении 1824 года. 25 мая 1835 года собор был освящен.
Троицкий собор является украшением Санкт-Петербурга, уникальным военно-церковным ансамблем, памятником федерального значения, четвертой высотно-архитектурной доминантой города. Он виден за 20 км и вмещает 3 тыс. человек. Возведение собора для Измайловского полка стало крупнейшей стройкой Санкт-Петербурга второй четверти XIX века.
После закрытия храма в 1932 году был составлен план о размещении в его стенах крематория, к счастью не состоявшийся. Долгое время здание было складским помещением, не отапливалось и постепенной приходило в ветхость, не смотря на толстые стены.
В 1941-1944 годах храм пострадал от артобстрелов.
Дважды реставрировался — в 1952-1956 и 1966-1967 годах.
В 1990 возвращен епархии.
Храм внесен в список ЮНЕСКО как часть исторического центра Санкт-Петербурга.
Современное состояние[править | править код]
В XXI век Свято-Троицкий собор вступил в напряженных, но все же радостных трудах по возрождению святыни: храм пополнялся иконами, росло число прихожан… В 2003 году в день своего престольного праздника Пятидесятницы собор получил в дар от президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина икону Пресвятой Троицы работы мастеров Северо-Запада Руси XV века. Старинный образ был выкуплен за границей, куда попал после революции. Икона стала самой почитаемой святыней храма.
В том же 2003 году в Троицком соборе было положено начало доброй традиции проведения ежегодного хорового фестиваля. Проходят такие концерты в период Светлой Седмицы и по сей день.
А весной того же года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил возрождение при Свято-Троицком Измайловском соборе приюта на Лермонтовском проспекте для детей-сирот. Дореволюционная традиция помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, получила продолжение и в 21 веке.
1 октября 2005 года произошло знаменательное событие в жизни не только собора, но и всего Петербурга. Была торжественно открыта и освящена воссозданная триумфальная колонна «Воинская Слава». Освящение колонны совершил Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
В тот же памятный день прошел парад частей военного гарнизона, курсантов и кадетов военных училищ Санкт-Петербурга. Организаторы постарались как можно точнее воспроизвести протокол первоначального парада в 1886 года.
Кропотливую, планомерную работу по восстановлению собора прервал страшный пожар 25 августа 2006 года. В 17.15, во время богослужения, произошло возгорание на строительных лесах центрального купола (второго по величине деревянного купола в Европе). Почти одновременно загорелись строительные леса на северном куполе, вскоре огонь перекинулся на чердачные помещения. Богослужение не было прервано, но с допустимыми сокращениями завершено по уставу. Началась операция по спасению святых икон и богослужебной утвари.
Пожар стремительно разрастался, и вскоре его можно было наблюдать с расстояния 20-25 километров. Началось обрушение горящих оконных переплетов внутрь собора. Каменный свод центрального купола раскалился, и, казалось, он вот-вот обрушится. К счастью, этого не произошло, иначе последствия были бы катастрофическими.
С огнем было сложно справиться из-за высоты купола: ни одна пожарная лестница не могла достичь главного очага возгорания. Пришлось задействовать два вертолета Ми-8 Северо-Западного регионального центра МЧС, но на это ушло время… Только к 23 часам огонь удалось локализовать, но проливка и разборка дымящихся конструкций продолжалась до утра.
Пожар нанес собору колоссальный ущерб. Возгорание внутри здания удалось предотвратить, но полностью сгорел деревянный центральный купол проекта инженера Базена, прослуживший 170 лет. Пострадали и четыре малых купола. От воды пострадал интерьер храма, конструкции: колонны, полы, своды и т.д.
Как сообщали очевидцы, строительные леса главного купола загорелись одновременно в трех разных местах, причем на разных высотах. Однако анализ фотографий и видеофильмов, сделанных прихожанами во время ЧП, не прояснил картину событий.
Несмотря на постигшее приход бедствие, богослужебная жизнь собора не была нарушена ни на день. Уже на следующее утро, в то время как пожарные еще проливали сгоревшие конструкции, на паперти храма, под открытым небом, была совершена Божественная литургия. Как только появилась возможность совершать богослужения в соборе, они были перенесены внутрь. И все эти годы, несмотря на непрекращающийся ремонт, Свято-Троицкий Измайловский собор ни на день не закрывался для прихожан. Богослужения совершались обычным порядком. Без преувеличения, общее горе только сплотило общину.
Сразу же после ЧП был объявлен сбор денег на восстановление святыни. Через месяц после пожара Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он передал на восстановление храма 3 млн рублей. Были перечислены средства из Епархиального управления. Откликнулись на беду и настоятели храмов Петербурга. Глава римско-католической церкви Папа Бенедикт XVI пожертвовал на восстановление собора 10 тысяч евро. Свою лепту внесли и жители Петербурга. Уже в первые два месяца после пожара было собрано более 6 млн рублей пожертвований от частных лиц и организаций.
Работу по восстановлению Свято-Троицкого Измайловского собора, являющегося памятником архитектуры, координировало правительство Петербурга. Был образован Городской штаб, который возглавила глава КГИОП Вера Дементьева. Был сформирован план первоочередных работ. К зиме, благодаря общим усилиям, все четыре малых купола были укрыты от непогоды временной кровлей, специальным поликарбонатным пластиком были закрыты оставшиеся без стекол оконные проемы центрального барабана.
Благодаря спонсорской помощи работы шли оперативно. Уже летом 2007 года было окончательное решение по технологии воссоздания сгоревшего большого купола. Было принято решение не восстанавливать стропильную конструкцию, разработанную 170 лет назад Базеном, а выполнить все несущие и ограждающие элементы из клееных деревянных брусьев, а опорное кольцо – из железобетона. Проект по несущим конструкциям был выполнен ЗАО «СМФ ТВТ Стройинвест» совместно с ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко (Москва). В ноябре того же года в Петербург из Нижнего Новгорода были привезены изготовленные там уникальные деревокленные элементы – полуарки, которые стали основой конструкции восстанавливаемого главного купола.
27 мая 2008 года – в день основания Северной столицы – были открыты восстановленные и отреставрированные малые купола Свято-Троицкого собора. А в солнечный день 9 октября 2008 года на главный купол собора был установлен крест. Это событие стало символом возрождения храма. Этот 9-метровый крест стал точной копией своего предшественника, венчавшего храм с 1835 года и погибшего во время пожара.
В 2010 году были проведены масштабные работы по отделке фасадов собора. К этому времени было завершено продолжавшееся четыре года восстановление главного алтаря. Алтарь, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы, предстал в своем полном великолепии, когда в день престольного праздника Пятидесятницы Божественную Литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в наш собор была навеки принесена святыня – частица мощей св. блж. Матроны Московской. Отныне не иссякает поток желающих поклониться святым мощам. Позднее рядом с мощами блаженной Матроны были помещены ковчежцы с частицами мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских и святых Учителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 2012 году началось восстановление придела в честь равноапостольной Марии Магдалины. 4 августа 2013 года в день памяти св.равноап. Марии Магдалины было произведено освящение иерейским чином восстановленного придела в честь св.равноап. Марии Магдалины. Освящение совершил настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов в сослужении соборного духовенства.
В 2015 году собор отметил 180-летие со дня освящения и в 2016 году - 130-летие со дня торжественного открытия и освящения памятника "Воинская слава", который вместе с собором составил единый военно-церковной ансамбль собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
25 августа 2006 в результате пожара обрушились центральный купол и один из четырех малых куполов собора. Центральный купол был самым большим деревянным куполом в Европе. Все иконы, церковная утварь и другие ценные предметы, хранившиеся в помещении Троицкого собора Санкт-Петербурга, были вынесены из здания и переданы под охрану милиции.
Уже на следующее утро, в то время как пожарные еще проливали сгоревшие конструкции, на паперти храма, под открытым небом, была совершена Божественная литургия. Как только появилась возможность совершать богослужения в соборе, они были перенесены внутрь. И все эти годы, несмотря на непрекращающийся ремонт, Свято-Троицкий Измайловский собор ни на день не закрывался для прихожан. Богослужения совершались обычным порядком.
27 мая 2008 года были открыты восстановленные и отреставрированные малые купола собора. 9 октября того же года на главный купол собора был установлен 9-метровый крест — точная копия своего предшественника, венчавшего храм с 1835 года и погибшего во время пожара.
В 2010 году были проведены масштабные работы по отделке фасадов собора. К этому времени было завершено восстановление главного алтаря.
В 2012 году началось восстановление придела в честь равноапостольной Марии Магдалины. 4 августа 2013 года в день её памяти состоялось освящение восстановленного придела иерейским чином. Освящение совершил настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов в сослужении соборного духовенства.
Памятник «Колонна Воинской славы»[править | править код]
В память освободительного подвига братских народов России, Болгарии и Румынии (русско-турецкая война 1877–1878) у Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка был воздвигнут величественный монумент «Колонна Воинской славы», созданный по проекту академика Гримма. Беспримерный в истории подвиг стал символом дружбы болгарского, румынского и русского народов, скрепленным совместно пролитой кровью в освободительной борьбе.
Уникальный памятник «Колонна Воинской славы» как символ немеркнущей боевой славы русского солдата был составлен из подлинных трофейных ста сорока пушек, взятых в боях за освобождение Болгарии. Высота памятника была 30 метров, венчала его фигурка античной богини победы Ники. Полукругом у памятника на лафеты были поставлены 10 пушек, также отбитых у неприятеля.
Открытие памятника состоялось 12 октября 1886 года. В этот день Император Александр III в своем приказе по армии и флоту отметил: «Сегодня свершилось в Петербурге торжество открытия памятника войны с Турцией 1877–78 годов. Да пребудет памятник этот на вечные времена воспоминанием о самоотвержении и доблестях воинов, с помощью Божьей покрывших новой славой Русские знамена и Русское имя».
Памятник замечателен прежде всего именно тем, что он был адресован не конкретно Измайловскому или какому иному полку, но всему доблестному русскому воинству. Памятник органично вписался в архитектурный ансамбль собора и южной части города. Стал местом проведения воинских праздников и парадов. У памятника принимали присягу новобранцы, чтили память павших на полях сражений.
По ходатайству районных властей президиум Ленсовета 28 октября 1929 года принял решение снести памятник. Таким образом был уничтожен выдающийся монумент архитектурного и военно-исторического наследия России.
В 1990 году Ленинградской епархии Русской Православной Церкви был передан Свято-Троицкий Измайловский собор. Началось воссоздание поруганной и оскверненной святыни.
И параллельно с восстановлением собора возникает инициатива воссоздать Колонну Славы.Подготовительная работа была проведена общественным благотворительным фондом восстановления и поддержки Свято-Троицкого Измайловского собора.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и в соответствии распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева в 2001-2005 годах монумент «Воинская Слава» был воссоздан на историчесом фундаменте. Административное сопровождение проекта осуществляли полномочные представители Президента Российской Федерации в Центральном и Северо-Западном федеральных округах Полтавченко Г.С., Черкесов В.В., Матвиенко В.И., Клебанов И.И.
Координация действий и общее руководство по восстановлению монумента осуществлялось рабочей группой. Руководители группы: протоиерей Геннадий Бартов — настоятель собора; Моцак М.В. - сотрудник Администрации Президента Российской Федерации, Герой России; главный архитектор проекта - Шереметьев Г.А.; главный конструктор проекта — Шабловский Е.А.; ответственный секретарь — Парамонов С.Л.
В длительной и ответственной благотворительной работе по воссозданию памятника принимали участие свыше тридцати организаций из разных городов России. Активное содействие в решении возникающих проблем оказали: Администрация Санкт-Петербурга и Адмиралтейского района, руководители и сотрудники федеральных и территориальных органов исполнительной власти.
Осенью 2005 года состоялось торжество освящения прекрасного памятника.
Деятельность прихода[править | править код]
На приходе действует воскресная школа для детей и взрослых.
Молодежная община Наша община – большая и дружная семья, ведущая активную христианскую жизнь. Мы рады всем, кто хотел бы разделить радость христианского служения.
Наша деятельность:
· Социальные служения;
· Беседы с батюшками;
· «Киноклуб»;
· Паломнические и культурные поездки;
· Помощь собору в его хозяйственной деятельности;
· Помощь в сборе и обработке исторического материала о Лейб-Гвардии Измайловском полке;
· Подготовка и проведение «Измайловских Ярмарок»;
· Различные мастер-классы.
Приют В 1844 году дочь Николая I, Великая княгиня Александра Николаевна, в 19 лет скончалась при родах вместе с младенцем. Безутешный император в память о дочери Великой княгине Александре Николаевне основал приют для девочек–сирот на Старо-Петергофском проспекте (ныне Лермонтовский пр. дом 51).
Здание приюта было построено в 1847 г, в приюте воспитывалось более 100 девочек. Духовное окормление приюта осуществлялось Свято-Троицким Измайловским собором. В 1868 г. при приюте была построена церковь Святой мученицы Царицы Александры и Часовня святого Николая Чудотворца. В числе законоучителей приюта были новомученики о. Философ Орнатский ( расстрелян в 1918, в 2000 причислен к лику святых) и о. Михаил Николаевский (расстрелян в 1931). Приют был закрыт большевиками в 1919 году.
В 1938 году церковь Святой мученицы Царицы Александры и Часовня святого Николая Чудотворца были разрушены.
Возрождение церкви Святой мученицы Царицы Александры и детского приюта началось в конце 20-го века. На месте алтаря разрушенного храма установлен поклонный крест, с 1997 г. по адресу Лермонтовский пр. дом 51а действует домовая часовня св.мц.Царицы Александры, воскресная школа, библиотека православной литературы, музей истории приюта. По Благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира благодаря инициативе и трудам прихода св.мц.Царицы Александры, настоятеля Свято-Троицкого Измайловского собора протоиерея Геннадия Бартова, причта и прихожан Свято-Троицкого Измайловского собора, 6 декабря 2001 г. в День св. Александра Невского и св.Митрофания Воронежского был открыт приют для детей-сирот и детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации – один из первых совместных проектов Церкви и государства по социальному служению. Мебель, бытовая техника, игрушки - все необходимое для деятельности приюта было пожертвовано прихожанами Троицкого Измайловского собора, православными петербуржцами и Диаконическим советом СПб. В 2005- 2006 г. ремонт здания осуществили волонтеры благотворительного финского фонда «Мартинус». Для детей были созданы условия , приближенные к домашним: уютные гостиные, спальни , игровые комнаты, спортзал, медкабинет, кухонный блок. Приют стал одним из отделений ГУ СРЦ «Дом милосердия». В связи с реорганизацией 1 января 2009 года отделение было передано ГБУ СРЦ «Вера» Адмиралтейского района. На сегодняшний день в приюте проходят реабилитацию около 18 малышей.
Причт Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка оказывает духовное окормление детей приюта, протоиереем Георгием Антоновым совершаются благотворительные крещения , проводятся духовно-нравственные беседы с детьми.. Дети посещают Свято-Троицкий Измайловский собор, воскресную школу, где знакомятся с духовными традициями и историей России. Воспитанники приюта посещают кружки воскресной школы и участвуют в православных выставках, организованных Санкт-Петербургской Епархией. Проводятся Пасхальные и Рождественские праздники с подарками и угощением. Совершаются паломничества и экскурсии по храмам и достопримечательностям Санкт-Петербурга.
Приют часто посещают волонтеры Свято-Троицкого Измайловского собора.
Волонтеры проводят праздники, мастер-классы, оказывают помощь приюту и воскресной школе, помогают в ремонте здания , озеленении территории и т.д.
проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и патриотические сборы.
Святые[править | править код]
16 июля 2005 года Священный Синод Русской православной церкви постановил включить имя протоиерея Михаила Чельцова в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Святыни[править | править код]
- Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
- Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
- часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
- икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени[9].
- икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах»
частицы мощей:
- Матроны Московской,
- Петра и Февронии Муромских,
- трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
Престольные праздники[править | править код]
День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
Икона Пресвятой Богородицы "Помощница в родах" - 8 января
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: 198005, Россия, Санкт-Петербург, Измaйлoвcкий проспект, дом 7а
Тел.: +7(812)246-07-15, +7(812)246-07-12
E-mail: izmsobor@mail.ru
Проезд: станция метро «Технологический институт»; автобусы №39э; троллейбусы №8, №3; трамвай №28, №34, №90.
Расписание богослужений[править | править код]
Храм открыт в будние дни с 9:00 до 19:00, в воскресные и церковные праздничные дни — с 06:00 до 20:00
Ранняя Литургия: по воскресным дням, великим и двунадесятым праздникам, начало в 07:00.
Поздняя Литургия: ежедневно, начало в 10:00.
Таинство исповеди: ежедневно, начало в 9:30.
Панихида и молебен: ежедневно после Литургии.
Молебен у мощей св. блж. Матроны Московской и свв. блгв. кн. Петра и кнг. Февронии Муромских чудотворцев: ежедневно в 16:00.
Молебен с акафистом перед иконой Божией матери «Всецарица»: по вторникам, в 17:00.
Молебен с акафистом перед иконой с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца: по средам, в 17:00.
Всенощное бдение: пятница, суббота, воскресенье, канун праздника, в 17:00.
Ссылки[править | править код]