Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра: различия между версиями
Строка 119: | Строка 119: | ||
В 56-м корпусе условия предположительно хуже. В 58-м корпусе есть номера повышенной комфортности. | В 56-м корпусе условия предположительно хуже. В 58-м корпусе есть номера повышенной комфортности. | ||
== | == Галерея == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Пещерный_храм.jpg|Пещерный храм | Пещерный_храм.jpg|Пещерный храм |
Версия от 12:51, 14 июня 2018
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). При обители имеется гостиница.
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История[править | править код]
Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату ― 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.
Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.
В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская лавра становится главной отечественной святыней ― русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах ― церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних ― Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних ― во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних ― преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).
На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. ― наместником Киево-Печерской лавры (†1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва.
Описание[править | править код]
На территории Киево-Печерской Давры находится около ста сооружений. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах.
Название «Печерская» происходит от слова «пещеры», которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи.
На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей можно увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси.
Киево Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В Нижней Лавре располагается действующий мужской монастырь, находятся Ближние (Антониевы) и Дальние (Феодосиевы) пещеры.
Сегодня лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 –2,5 ми в ширину до1,5 м, но многие значительно уже. Залегают пещеры на глубине от 5 до15 м, причем, дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер-313 м, Дальних –293 м.
Храмы и сооружения на территории Лавры[править | править код]
- Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся.
- Аннозачатиевская церковь
- Большая Лаврская колокольня
- Колокольня на Ближних пещерах
- Колокольня на Дальних пещерах
- Крестовоздвиженская церковь
- Собор Успения Пресвятой Богородицы
- Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия
- Церковь «Всех преподобных отцов печерских»
- Церковь «Живоносный источник»
- Церковь Всех Святых
- Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
- Церковь Спаса на Берестове
- Церковь Христова Воскресения
- Благовещенская церковь
- Киевские Духовная Семинария и Академия
- Киевское областное училище культуры
- Колодец преподобного Антония
- Колодец преподобного Феодосия
- Малярная башня
- Митрополия
- Онуфриевская башня
- Памятник Нестору Летописцу
- Часовая башня
- Часовня
- Южные ворота
- Могила Петра Столыпина
Святыни[править | править код]
Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — святыня монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году. Одна из копий древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами. Она также украшена, как и оригинальная икона. Также по древнему обычаю после литургии ее опускают, чтобы прихожане могли поклониться святыне.
Мощи в Ближних пещерах[править | править код]
В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.
Мощи в дальних пещерах[править | править код]
В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный.
В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.
В честь святых, погребённых в Дальних пещерах, установлено празднование Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы являются мироточивыми и хранятся в Дальних пещерах.
Престольные праздники[править | править код]
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Местонахождение[править | править код]
Лаврская ул., 15, корп. 42 Киев, Украина, 01015
Где остановиться[править | править код]
В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону:
Дом "Лаврский паломник"
Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15
Телефоны:
+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц и не более чем на 3 суток. При этом присутствует возможность продления.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
До гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.
Гостиницы расположены в корпусах 54, 56 и 58. В корпусе 54 имеются номера 2-, 3-, и 4-местные. 1-й этаж - мужской, 2-й - женский, 3-й не помню.:) Стоимость за 1 сутки на 1 человека: в 3- и 4-местном - 130 гривен, в 2-местном - 150 гривен. В номере только всё самое необходимое: кровати и прикроватные тумбы, вешалки, стол, чайник, чашки. Чисто, уютно. На этаже имеется туалет (несколько кабин, расположен в конце коридора) и душевая (тоже несколько кабин но в отдельном от туалета помещении). С горячей водой проблем нет. Если нужен холодильник, то нужно обратиться к администратору, он даст ключ от помещения, где есть холодильник. В 56-м корпусе условия предположительно хуже. В 58-м корпусе есть номера повышенной комфортности.
Галерея[править | править код]
-
Пещерный храм
-
Троицкая Надвратная церковь
-
Великая лаврская колокольня
-
Внутреннее убранство одного из храмов лавры
-
Келья в пещерах
-
Схема Киево-Печерской лавры
-
Вид на лавру сверху
-
Киево-Печерская лавра на фоне Днепра
Видеопаломничество[править | править код]
Ссылки[править | править код]