Московская духовная академия и семинария: различия между версиями
Строка 26: | Строка 26: | ||
Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства. | Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства. | ||
== | == Структура == | ||
Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия. | Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия. | ||
Версия от 11:10, 15 марта 2018
Московская духовная академия и семинария (МДАиС) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.
Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году.
В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы.
История[править | править код]
Троицкая лаврская семинария[править | править код]
В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.
Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.
Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.
В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов.
Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.
Московская Духовная академия (синодальный период)[править | править код]
В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.
Московская Духовная академия (советский период)[править | править код]
В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой Лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года Патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.
Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.
Структура[править | править код]
Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия.
Академия включает в себя 6 структурных подразделений: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, регентскую и иконописную школы.
Бакалавриат[править | править код]
К вступительным экзаменам на бакалавриат допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие общее полное среднее образование. Абитуриенты, удовлетворительно сдавшие вступительные экзамены на бакалавриат, могут быть зачислены на Подготовительное отделение с целью подготовки к зачислению на бакалавриат в следующем учебном году.
Обучение на бакалавриате заканчивается написанием и защитой дипломной работы. Студенту предоставляется самостоятельный выбор темы работы и научного руководителя. После защиты дипломной работы выпускник получает квалификацию специалиста в области православного богословия.
Период обучения на бакалавриате – 4 года.
Успешное окончание бакалавриата дает право на поступление в магистратуру Академии.
Магистратура[править | править код]
К вступительным экзаменам в магистратуру допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие бакалаврское образование.
В магистратуре читаются лекции и спецкурсы, проводятся семинары и практические занятия. Самостоятельная работа студентов имеет своей основной целью приобретение не только знаний, но и навыков, умений, компетенций, опыта в области освоения и применения богословских знаний в церковном служении и церковной жизни выпускника магистратуры.
Обучение в магистратуре заканчивается написанием и защитой магистерской диссертации.
Период обучения в магистратуре – 2 года.
Аспирантура[править | править код]
Аспирантура является подразделением МДА, осуществляющим подготовку научно-педагогических и научно-богословских кадров в системе послевузовского профессионального духовного образования Русской Православной Церкви по специальностям в соответствии с действующей в МДА номенклатурой специальностей. Основными целями подготовки в Аспирантуре являются: проведение научно-богословских исследований; сдача кандидатских экзаменов; написание диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия.
Срок обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной - 4 года.
Регентская школа[править | править код]
Регентская школа – специальное православное учебное заведение, готовящее руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. В Регентскую школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.
Иконопиская школа[править | править код]
Иконописная школа – специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев и вышивальщиц для Русской Православной Церкви. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.
Центр дополнительного образования[править | править код]
Также при академии действует Центр дополнительного образования, который является продолжением Высших богословских курсов, образованных в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для предоставления мирянам дополнительного образования по направлению «Теология».
Другое[править | править код]
При Академии существует сектор заочного обучения, миссионерский отдел, библейский кабинет, греко-латинский кабинет, церковно-археологический кабинет, издательство; издается научно-богословский журнал «Богословский вестник», студенчески журнал «Встреча». Академия имеет свой информационный сайт и научно-богословский портал «Богослов.ru».
Храмы[править | править код]
Фото[править | править код]
-
описание
-
описание
-
описание
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра
Телефон:
приемная ректора: (496) 541-55-50;
канцелярия: (496) 541-56-01
e-mail:
ректор: rektor.pr@gmail.com;
канцелярия: mpda@yandex.ru
web: https://www.mpda.ru/