Коломна: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 144: Строка 144:


Так образовался Ново-Голутвин мужской монастырь Коломны, который просуществовал до 1920-х гг.
Так образовался Ново-Голутвин мужской монастырь Коломны, который просуществовал до 1920-х гг.
[[Файл:Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.jpg|мини|Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь]]
[[Файл:Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.jpg|мини|Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь]]
'''Современное состояние'''
'''Современное состояние'''
Возвращённый Церкви в 1989 г. монастырь Коломны славен на всю Россию количеством сестёр (более 100), порядком, возрождением ремёсел – ткачества, вышивания, иконописи, резьбы по дереву и др.
Возвращённый Церкви в 1989 г. монастырь Коломны славен на всю Россию количеством сестёр (более 100), порядком, возрождением ремёсел – ткачества, вышивания, иконописи, резьбы по дереву и др.

Версия от 19:42, 16 июня 2015

Общее описание[править | править код]

Объективно

г. Коломна

Районный центр на юго-востоке Московской области. 113 км от Москвы. На реках: Москва, Ока, Коломенка. Население – около 170 тыс. человек.

Субъективно

Удивительно, как близко от Москвы мог сохраниться такой дух старины и провинциальности. Странно обнаружить в такой глуши реку по имени Москва. Монастыри и храмы Коломны не оставят вас равнодушными.

Одухотворены и форма, и содержание. Хотя и то, и другое нужно ещё долго восстанавливать.

Минимальное время знакомства с Коломной – один день.

История города[править | править код]

Между Москвой и Рязанью

Впервые Коломна упоминается в летописи в 1177 г. как город Рязанского княжества. А повод для упоминания – сожжение Москвы рязанским князем Глебом. В отместку владимирский князь Всеволод, которому тогда принадлежала Москва, захватил в 1186 г. Коломну. Окончательно же присоединил Коломну к Москве князь Даниил Александрович в 1301 г.

Покорение Медвежьего угла

Владевшие краем племена финно-угорского происхождения были языческими. Они поклонялись духам природы, в том числе священным животным. Одним из самых почитаемых животных был «ведающий мёдом» – медведь.

Около 1010 г. в Медвежий угол (так называлось селение) пришёл князь Ярослав Мудрый, тогда уже крещённый с именем Георгия, хотя имя, которое сохранилось за ним в истории, славит языческого бога солнца Ярилу. В то время он, видимо, ещё оставался ростовским князем и, основывая новые города, укреплял княжество. Согласно преданию, Ярослав обложил здешних язычников данью, а они, сопротивляясь, выпустили на него священную медведицу, которую Ярослав зарубил секирой. Поэтому на гербе основанного Ярославом города изображён медведь с секирой. Говорят, что место поединка с медведицей находится там, где на Которосльной набережной расположился небольшой стадион.

Коломна постоянно восстанавливалась и укреплялась московскими князьями. Оба раза, когда московский князь Димитрий Иоаннович Донской выходил навстречу ордынским завоевателям, чтобы защитить Москву, русские войска собирались в Коломне.

В 1378 г. орда Мамая под командованием мурзы Бегича, разорив Нижний Новгород, шла рязанскими землями на Москву. Димитрий собрал свою рать в Коломне и в 40 верстрах от неё, на р. Воже, разбил противника. В честь чего построил в Коломне белокаменный Успенский собор близ Воскресенской церкви, где в 1366 г. венчался с суздальско-нижегородской княжной Евдокией.

В 1380 пришёл сам Мамай. Димитрий собрал в Коломне войско в 150 тысяч человек. Такого войска Русь не имела никогда. Весть о силе московской рати дошла до Мамая, и он прислал в Коломну послов с желанием кончить миром, если русские согласятся платить дань, которую платили при Узбеке. Но Димитрий был согласен платить только такую дань, о которой они договорились с Мамаем в их последнюю встречу в Орде. 20 августа 1380 г. наши войска вышли из Коломны и пошли к верховьям Дона, к Куликову полю, где одержали победу.

До Куликовской битвы Мамай говорил: «Возьму русскую землю, перебью её князей и поставлю во всех городах баскаков, разрушу церкви и заставлю христиан поклоняться Магомету». После битвы Мамай говорил: «Велик Бог земли Русской».

В битве погибли 20 коломенских бояр во главе с воеводой Микулой Вельяминовым. После победы раненый Димитрий вернулся в Коломну, где пробыл 4 дня.

Спустя 500 лет после Куликовской битвы на Девичьем поле под Коломной, где князь Димитрий устроил смотр своей рати перед битвой, был построен в честь великой победы памятник из местного мрамора, добываемого в Протопоповской каменоломне. В 1920-х гг. памятник разрушили коммунисты.

В 1382 г. хан Тохтамыш снова разорил и покорил Русь, при чём пострадала и Коломна. В 1408 г. Коломну сжёг Едигей.

Экономическое развитие

Судя по размеру дани Орде, Коломна некоторое время была вторым городом княжества после Москвы по доходу. Это был город ремесел и торговли, который быстро залечивал раны.

Коломенские купцы по рекам ходили во многие города Руси. Когда царь Алексей Михайлович решил построить военный корабль, он выбрал село Дединово Коломенского уезда – там исстари строились барки «коломенки» для купцов. Первый русский военный трёхмачтовый 22-пушечный корабль «Орёл» был в 1669 г. построен и отправлен на Волгу для защиты торгового пути между Россией и Ираном; но вскоре был сожжен в Астрахани разинцами.

В 1773 г. в Коломне жило 1876 купцов, тогда как в другом большом купеческом городе, Нижнем Новгороде, только 1680. В 1775 г. Екатерине II, посетившей город, здешние купцы подарили шёлк и ситец, изготовленный на их фабриках.

Но в 1862 г. было открыто движение по железной дороге Москва-Саратов, и речные походы коломенских купцов потеряли смысл. В городе ускорился рост промышленности. В 1863 г. был построен огромный для того времени машиностроительный завод, работающий и поныне. С 1869 по 1903 гг. он выпустил 3000 паровозов, один из которых можно видеть, проезжая в трамвае мимо завода. Этот завод построил также Литейный мост в Санкт-Петербурге, немало судов, трамваев и строительных механизмов.

Кроме тепловозостроительного завода, в настоящее время работают: заводы тяжёлого станкостроения, машиностроительный, текстильного машиностроения, шиноремонтный, резинотехнических изделий, канатный и др.

Достопримечательности[править | править код]

Коломенский кремль

Коломенский кремль

Коломенский кремль начали отстраивать из камня и красного кирпича после нашествия крымских татар 1525 г., а закончили в 1531. Строительством руководили итальянцы Алевизы – Большой и Малый. Сирийский путешественник Павел Алеппский, побывавший в Коломне в 1654 г., записал в дневнике, что эти стены «страшной высоты. Его башни… удивительно крепки и непоколебимы. Каждая башня имеет особый вид… И все высоки, величественны и господствуют над окрестностями; они в четыре яруса со многими бойницами и амбразурами». Если точнее, высота стен – до 21 м, толщина – до 4,5 м, длина – 1938 м. Одна из башен – 20-гранная, 31 м в высоту – носит имя Маринкиной. Легенда гласит, что здесь в 1614 г. была заточена жена двух Лжедимитриев Марина Мнишек, которая то ли умерла, то ли обернулась в сороку и вылетела в бойницу. Но историки считают, что в башне Марины не было.

Сейчас восстановлено примерно три четверти стен, 7 из 17 башен. Внутри кремль застроен преимущественно старыми деревянными домами. Богатые строят свои коттеджи из красного кирпича, что не сильно портит картину. Над кремлём возвышаются купола многих храмов. Внутри кремля находятся действующие женские монастыри – Успенский Брусенский и Троицкий Ново-Голутвин, а также несколько храмов.

Монастыри[править | править код]

Богородице-Рождественский Бобренёв мужской монастырь[править | править код]

Мужской Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь Коломны находится напротив такой достопримечательности города, как Коломенский Кремль, на другой стороне р. Москвы. Его основал святой князь Димитрий Донской в 1381 г. по обету, который дал в благодарность Богу за победу над Мамаем.

Название «Бобренёв» связано с фамилией одного из творцов победы – воеводы Димитрия Михайловича Боброка-Волынца. Димитрий Боброк стал главным строителем заложенного Донским монастыря, так как усадьба воеводы находилась в 4 верстах. Монастырь был обнесён крепкой стеной и стал одним из звеньев оборонительной линии Москвы.

При Петре I и Екатерине II монастырь был беден. Но в XIX в. его положение поправилось, благодаря пожертвованиям Д. И. Хлудова и других. В 1891 г. монастырь посетил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной, впоследствии преподобномученицей.

На рубеже XIX-XX вв. в обители действовали церковно-приходская школа и пункт медицинской помощи. Монастырь был закрыт в 1929 г. и использовался совхозом.

Современное состояние

Богородице-Рождественский Бобренёв мужской монастырь

Восстановление монастыря Коломны взяла на себя община московского храма Всех Святых на Соколе. С территории обители было вывезено 1500 «КАМАЗов» мусора. Собор Рождества Богородицы (1790) восстановлен, Феодоровская церковь (1861) восстанавливается.

Монашеская жизнь возобновлена в 1992 г. Братия монастыря Коломны немногочисленна. Трудников принимают, когда есть места.

Проезд. Пешком – через понтонный мост вблизи Пятницких ворот кремля.

На машине из Коломны – на объездную дорогу в сторону Рязани, переехать мост через р. Москву, проехать 2-3 км, повернуть направо (под мост).

Адрес: 140480, Московская обл., Коломенский р-н, с. Старое Бобренёво. Тел.: (4966) 17-20-75, 17-20-69.

Время работы: Богослужения. Утреннее в будни в 8 ч, в воскресные дни – в 9. Вечернее в 16 ч.

Старо-Голутвин Богоявленский мужской монастырь[править | править код]

Во исполнение обета, данного Богу перед Куликовской битвой, князь Димитрий Донской просил Сергия Радонежского благословить место для монастыря под Коломной. Для основания обители около 1385 г. в Коломну пешком пришли сам прп. Сергий и его ученик, иеромонах Григорий, который стал первым настоятелем монастыря и одним из первых коломенских святых. Обитель была основана в Голутвине, в месте впадения р. Москвы в Оку. Место называлось так потому, что в здешнем лесу жили разбойники и бродяги – «голутва» (голытьба), промышлявшие грабежом на торговых путях.

Св. Димитрий Донской пожертвовал для храма Богоявления богато украшенную икону Богоявления из своей молельни, а св. Сергий – аналойный крест. Согласно преданию, Сергий Радонежский участвовал и в закладке, и в освящении этого храма. В нём же было похоронено тело прп. Григория Голутвинского. Память святого – 25 января (7 февраля).

До большевиков в одном из храмов монастыря находился дубовый посох, по преданию, принадлежавший Сергию Радонежскому. Доныне пользуется популярностью святой колодец у с. Протопопова; народная молва утверждает, что здесь по молитве преподобного Сергия открылся родник.

Благодаря славе основателей и подвигам братии, обитель не испытывала недостатка в благотворителях. В XV-XVII в. она была самой значительной в округе. Монастырь Коломны имел подворье в Москве, памятником чему доныне являются названия трёх столичных переулков – 1-го, 2-го и 3-го Голутвинских.

После реформ Екатерины положение обители ухудшилось. А в 1802 г. она и вовсе опустела: братию перевели в помещения упразднённого архиерейского двора.

Через несколько лет монастырь Коломны возобновили, объединив его с Бобренёвым. Начался новый подъём, ремонт и расширение зданий.

В 1912 г. оптинский старец Варсонофий из-за клеветы, возведённой на него, был удалён из Оптиной пустыни, поставлен настоятелем Старо-Голутвинского монастыря и через год скончался здесь. За этот год он успел не только благоустроить обитель, но и поднять на новую высоту духовную жизнь братии. На похороны преподобного пришла почти вся Коломна.

В 1929 г. братию посадили в вагоны и отправили на муки и смерть. Разрушение обители было остановлено происшествиями, которые монахи считают чудесными. Пленным немцам поручили уничтожение Богоявленского храма. Но когда одного немца пришибло насмерть, работы приостановили. Здесь снова поселилась «голутва» – бездомные и воры. Люди стали бояться ходить мимо.

Позднее монастырь отдали организации, которая копала экскаваторами территорию монастыря в поисках подземных ходов. Рабочим явился старец в чёрном, который так напугал их, что они побросали технику, убежали и больше не возвращались к изысканиям.

Современное состояние

Сейчас монастырь Коломны действующий. Братия малочисленная. Действует храм Сергия Радонежского (XV-XIX вв.). Остатки первого Богоявленского собора сохранились в фундаменте и подклете нового храма, возведённого в XVII в.

С 1995 г. в стенах обители располагается семинария. На территории семинарии действует Введенская домовая церковь, в которой совершаются богослужения по будням.

Проезд. На трамвае №№1, 2, 6 до ост. «Политехнический институт». Далее 10 мин пешком.

Адрес: 140400, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская. Тел.: (4966) 3-12-46.

Время работы: Богослужения. Утреннее – в 7 ч по будням, в 8 в праздники. Вечернее – в 17 ч, в субботу – в 16.

Брусенский женский монастырь[править | править код]

Был основан при Иоанне Грозном, в 1552 г., строительством Успенской церкви в память взятия Казани. (В 1882-1883 гг. церковь была перестроена.)

Наивысшего расцвета обитель достигла при игумении Олимпиаде, которая в 1848 г. стала её настоятельницей. На этот пост Олимпиаду назначил свт. Филарет Московский, который поддерживал её и в дальнейшем. При Олимпиаде был возведён величественный собор Воздвижения Креста Господня (1858), построены новые келейные корпуса. Олимпиада скончалась в 1873 г. и была похоронена близ ворот обители.

Перед революцией в обители было около 30 монахинь и более 200 послушниц. Несколько сестёр обители прославлено в чине преподобномучениц. В частности – родные сёстры Мария и Матрона (Грушевы), расстрелянные на Бутовском полигоне Москвы. Стал священномучеником и епископ Григорий Лебедев, который родился в 1878 г. в семье священника Брусенского монастыря Коломны, был опекаем сёстрами обители, позднее учился в Коломенском духовном училище и имел мужество принять монашество в 1921 г.

Современное состояние

В 1997 г. была зарегистрирована община монастыря Коломны. В 1998 г. у обители уже была настоятельница, но официальное возвращение территории и зданий монастыря Церкви областные власти затянули до начала третьего тысячеления. Богослужения совершаются в Успенской церкви. Крестовоздвиженский собор потихоньку восстанавливается.

Уцелел склеп – видимо, над могилой игумении Олимпиады.

Монашеская жизнь в обители зарождается медленно, нет и 5 сестер. Трудниц монастырь Коломны пока не принимает.

Адрес: 140400, Московская обл., г. Коломна, Брусенский пер. 36 (Кремль). Тел.: (4966) 15-06-36.

Время работы: Богослужения. Утреннее в 8 ч, вечернее в 17.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь[править | править код]

Архиерейский двор в Коломне был учреждён в середине XIV в.; в 1739 г. в резиденции епископов открылась семинария. В 1799 г. кафедру переместили в Тулу, а в освободившиеся здания двора перевели братию Старо-Голутвина монастыря.

Так образовался Ново-Голутвин мужской монастырь Коломны, который просуществовал до 1920-х гг.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

Современное состояние Возвращённый Церкви в 1989 г. монастырь Коломны славен на всю Россию количеством сестёр (более 100), порядком, возрождением ремёсел – ткачества, вышивания, иконописи, резьбы по дереву и др.

Большинство зданий монастыря Коломны построены в 1680-х гг. Главный действующий храм – Покровский, построенный по проекту М. Ф. Казакова. Действует также Троицкая церковь; в её подклете – храм Ксении Петербургской. Над Соборной площадью возвышается колокольня (1825) монастыря.

В Покровской церкви находится икона Ксении Петербургской, украшенная верующими в благодарность за молитвенную помощь блаженной.

Адрес: 140400, Московская обл., г. Коломна, ул. Лазарева, 11а. Тел.: (49661) 2-86-15, 4-10-86, 4-20-71, 2-07-07.

Время работы: Богослужения. Литургия в будни – в 7.30, в праздники – в 8.30. Вечернее – в 16.30.

Сайт: novogolutvin.ru

Храмы[править | править код]

В XVII в. в Коломне было 33 действующих храма. Коммунисты довели число действующих храмов до одного – Богоявленского «в Гончарах». В 2001 г. возвращённых Церкви храмов насчитывалось 18.

Храм Пресвятой Троицы[править | править код]

Внешне не примечательный, много пострадавший от советской власти храм Пресвятой Троицы «на Репне», отстроенный в камне в 1696 г., интересен связью с семьей Дроздовых.

В 1782 г. прихожане Троицкой церкви хлопотали об одном священнике, а получили другого – только что рукоположенного Михаила Дроздова. Чтобы выжить незваного ими батюшку, они до предела уменьшили свои приношения. Но вскоре они увидели, с каким усердием отец Михаил заботится о благолепии храма и о духовных нуждах прихожан; не тяготясь дальним расстоянием, прерывая иногда ночной сон, спешит к ним на помощь, а его жена Евдокия Никитична проводит жизнь в посте и молитве, в трудах и лишениях. Сердца прихожан постепенно смягчились, и они стали усердными жертвователями храма. За месяц до назначения в Троицкую церковь у Михаила и Евдокии родился сын. В 9 лет мальчик уже поступил в Коломенскую семинарию, которая находилась на Архиерейском подворье (нынешний Ново-Голутвин монастырь). Здесь он учился 8 лет, после чего блестяще выдержал экзамен в семинарию Троице-Сергиевой лавры…

Так начинался путь святителя Московского Филарета, великого деятеля Церкви XIX в. Его прославили добрые дела и богословские писания. Благодаря ему впервые была издана на русском языке Библия (ранее печаталась только на славянском) и святоотеческие писания, переводом которых занимался прп. Макарий Оптинский. Перу Филарета принадлежит окончательная редакция царского манифеста 1861 г. Любителям Пушкина известно, какую роль в жизни поэта сыграла переписка с митрополитом.

На месте дома, где прошло детство святого, неподалеку от храма и сейчас стоит дом, но сколько в нем уцелело после многих пожаров от того самого дома, никто не знает. Протоиерей Михаил Дроздов скончался в 1816 г., был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны.

Церковь Николы Посадского (Воскресения)[править | править код]

Пятиглавая церковь XVII в. со множеством «кокошников». Окружена старинными жилыми домами с памятными досками.

Церковь Петра и Павла[править | править код]

В действующей церкви Петра и Павла (1775) пока продолжает работать Музей боевой славы Коломны.

Адрес: ул. Мешкова, д. 2. (Рядом с гостиницей «Коломна».)

Храм Иоанна Предтечи[править | править код]

Храм Иоанна Предтечи

Самый старый (XIV-XV вв.) храм Коломны находится на ул. Городищенской (бывшее с. Городище), на противоположном от города берегу Коломенки.

Доехать можно на автобусе №10.