Жарким летом 1357 г. Елец был уничтожен пожаром. Вскоре после этого свт. Алексий Московский ехал в Орду исцелять от слепоты жену хана Чанибека. И, пристав к берегу Сосны, указал место, где рубить новый город. На указанном им месте, на высоком холме, теперь стоит Вознесенский собор. А внизу, там, где святитель ступил на берег, поставлена часовня свт. Алексия.
Жарким летом 1357 г. Елец был уничтожен пожаром. Вскоре после этого [https://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Moskovskij свт. Алексий Московский] ехал в Орду исцелять от слепоты жену хана Чанибека. И, пристав к берегу Сосны, указал место, где рубить новый город. На указанном им месте, на высоком холме, теперь стоит Вознесенский собор. А внизу, там, где святитель ступил на берег, поставлена часовня свт. Алексия.
Районный центр Липецкой области в 360 км к югу от Москвы. На реках Быстрая Сосна, Ельчик. Население – около 120 тыс. человек.
Субъективно
Немало есть городов, о которых мы говорим: «Как хорошо он сохранился». И всё-таки, хоть они и сохранились, но над старинными домишками кое-где возвышаются технократические уроды социализма, вкраплены эгоистично скучные снаружи особняки новых капиталистов и преступников. Елец один из немногих городов, где можно забыть XX век, часами бродить среди тёплых домов наших предков, которые строились так, чтобы и самим жить благочестиво и счастливо, и мимоидущих радовать – изобретательной резьбой наличников, ажурной ковкой балконов… В Ельце не нужно выискивать достопримечательности, наоборот, здесь от них не уйдёшь. И при такой дивной форме ещё и высокое духовное содержание… А знаменитые елецкие кружева! Мимо Ельца проехать нельзя!
Всё обежать можно за день. Лучше приехать на два-три дня.
Впервые Елец упоминается в Никоновской летописи в 1146 г. Тогда это было большое удельное княжество в подчинении князя Черниговского. Немного позже оно отошло от Чернигова и «пристало» к Рязани.
Будто чтобы запутать историков, желающих выяснить происхождение названия города, на гербе Ельца изображён «елень под елью». («Елень» – олень.)
Не совсем ясна и история происхождения Елецкой иконы Божией Матери. Более известная Елецкая икона была обретена в 1060 г. прп. Антонием Печерским стоящей на ели. После обретения она находилась в Елецком монастыре на Черниговщине. По версии, изложенной в известных справочниках, в Ельце находится список с этой иконы. Однако в самом Ельце считают, что елецкая икона Божией Матери была найдена ельчанином-рыбаком у р. Быстрая Сосна, под елью.
Восточные имена в истории Ельца
Несколько веков в истории русских городов восточные имена значили едва ли не больше, чем русские. Потому что после набегов монгольских и татарских орд порой не оставалось рукописей и книг, и рассказывать о русских героях было некому. Елец – один из городов, которые стояли на пути кочевников к Москве. За р. Сосной начиналось «Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Вот эти имена, то ли вписавшие, то ли стёршие страницы в истории Ельца: 1238 – Батый, 1283 – Ахмат, 1316 – Узбек, 1365 – Тогай, 1380 – Мамай, 1382 – Тохтамыш, 1395 – Тимур, 1408 – Едигей, 1437 – Улу-Мухамед, 1502 – Менгли-Гирей, 1521 – Магомет Гирей, 1528 – Ислам, 1552, 1555, 1556, 1571 – всё Давлет Гирей, 1592 – Фети-Гирей. А до Батыя ещё были половцы, не оставившие имён.
Лучше всех запомнился Тимур (Тамерлан). «Железный хромец», правитель страны, простиравшейся от Средиземного моря до Ганга, желая отомстить хану Золотой Орды Тохтамышу, как катком, прокатился 400-тысячной армией по Золотой Орде, одним из улусов которой была Русь.
Как тяжело пришлось Ельцу, можно судить по тому, что много позже татарский хан Гирей угрожал Пронску сделать с ним то же, что Тимур сделал с Ельцом. Овладев городом и пленив елецкого князя, Тимур пошёл дальше, на Москву. Но неожиданно остановился, а потом повернул назад. По одному преданию, Тимур повернул потому, что получил известие об убийстве жены и детей в Самарканде. На Руси же верят, что Тимур отступил потому, что ему явилась во сне с грозным войском Божия Матерь, которая снова заступилась за русских (в тот день Москва горячей молитвой встретила Владимирскую икону Божией Матери, принесенную из Владимира).
Говорят, что произошло чудесное явление на холме Аргамач, который теперь является частью Ельца. Якобы Аргамак (то ли порода, то ли имя), конь лучшего воина Тамерлана, бросился с этой горы, погубив всадника. (По другой версии, на аргамаке расшибся елецкий князь.) В память заступничества Божией Матери на холме поставлен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Нынешний храм – 1789 г., находится на ул. Сосновка, реставрируется.
В ограде Вознесенского собора в Ельце , с северной стороны, находится часовня в виде богатырского шлема, поставленная в 1801 г. над могилой ельчан, погибших при нашествии Тимура.
Перенос города
Жарким летом 1357 г. Елец был уничтожен пожаром. Вскоре после этого свт. Алексий Московский ехал в Орду исцелять от слепоты жену хана Чанибека. И, пристав к берегу Сосны, указал место, где рубить новый город. На указанном им месте, на высоком холме, теперь стоит Вознесенский собор. А внизу, там, где святитель ступил на берег, поставлена часовня свт. Алексия.
Воины и воры
Город не сдавался без боя, ведь за ним была Рязань, а с середины XV в. – Москва. Недаром центральные слободы Ельца носят название Пушкарской и Стрелецкой. В 1593 г. из 3-4 тыс. жителей Ельца казаки, стрельцы и пушкари составляли 900.
Пограничным городам не хватало пахарей, и царь Борис Годунов издал указ о том, чтобы беглых крестьян, появлявшихся там, не ловить: «Воровских людишек в городах Лебедяни, Елце, Чернавске, Ливнах не имати, а жить им в слободах». Беглые крестьяне с любовью говорили о Ельце: «Елец – всем ворам отец».
Стоит ли удивляться тому, что в 1605 г. южные крепости – Елец, Воронеж, Путивль и Ливны – перешли на сторону Лжедимитрия, а в 1606 г. многие ельчане влились в бунтарское войско Ивана Болотникова? Ельчанин, боярский сын Истома Пашков, возглавил один из отрядов и даже ходил «воевать» Москву, но был отбит. Пытаясь вразумить смутьянов, мать убиенного царевича Димитрия царица-инокиня Марфа Нагая прислала в Елец грамоту о том, что её сын давно убит. Ельчане не образумились. Царские войска осадили Елец, но взять его не смогли.
Истома Пашков снова пошёл на Москву…
Ельчане могли поверить, что жив Димитрий, но они не могли сдаться католикам. В 1616 г. гарнизон Ельца насчитывал 1969 воинов (Тулы – 640, Калуги – 2109), имел мощное пушечное вооружение. Когда в 1618 г., опустошив Путивль, Рыльск, Ливны, Елец осадил Пётр Конашевич-Сагайдачный, возглавлявший отряд запорожцев и поляков, ельчане стойко оборонялись. Казаки взяли город хитростью: сделали вид, что отступают, и елецкий воевода Андрей Полев бросился преследовать их. Город был сожжён, многие защитники погибли.
Расцвет торговли и ремёсел
В середине XVII в. город перестал быть пограничным, стал заселяться мирными людьми. Благодаря расположению на торговых путях, связывающих центр России с югом, стало обогащаться купечество. Особенно бойко шла торговля хлебом. Процветали мукомольный, кузнечный и кожевенный промыслы, а также земледелие. Елецкие кузнецы в 1708 г. сумели выполнить срочный заказ Петра I на 50 тыс. передних подков для армии.
В 1719 г. Елец стал центром провинции. Елецкая провинция включала Липецк и Задонск и была по площади больше нынешней Липецкой области.
Сегодня ельчане говорят, что способны прожить и в изоляции; у них есть почти все жизненно необходимые производства – сахарный, кожевенный, пивоваренный заводы, завод стройматериалов, табачная фабрика. Есть и что вывозить – продукцию машиностроительного завода, заводов тракторных гидроагрегатов, элементного, медицинского оборудования.
В Ельце в 1853 г. родился прп. Нектарий Оптинский. Он был крещён в церкви прп. Сергия Радонежского (не сохранилась). Из-за бедности учился он не в городской школе, а в сельской церковно-приходской. Уже в 11 лет ему пришлось начать работать – в лавке купца Хамова. В Оптину пустынь молодого приказчика направила схимница Феоктиста, столетняя старица, ученица Тихона Задонского, с которой ельчане советовались во всех важных делах.
При советской власти настоятелем Вознесенского собора служил архимандрит Исаакий (Виноградов). Отец Исаакий был белым офицером в Дроздовской дивизии. В эмиграции принял священный сан, затем монашеский постриг, удостоился сана архимандрита. Жил в Чехословакии. В 1945 г. был арестован советскими спецслужбами и осуждён. После освобождения служил священником в Ельце. Его слава прозорливого духовника и великого проповедника простиралась на всю Россию. Он умер в 1981 г., но и теперь его духовные дети приходят к нему на могилу и получают помощь, как при жизни старца.
Там же, на Новом кладбище Ельца, покоится почитаемый многими иеросхимонах Нектарий (Овчинников). До пострижения он был хирургом. В 1937 г. на собрании коллектива больницы в городе Мичуринске вступился за бывшего главного врача, обвиняемого в «троцкизме». Его уволили с такой статьёй, что он долго нигде не мог устроиться на работу. Едва взяли в Воронеже на станцию переливания крови. В начале войны, работая на этой станции, он и свою кровь сдавал для фронта. А, заведуя больницей в оккупации, рискуя жизнью, тайно лечил раненых красноармейцев. В 1955 г. стал священником. В 1975 г., служа литургию в Вознесенском соборе, отец Нектарий почувствовал себя плохо. С трудом закончив службу, священник слёг; у него отнялись руки и ноги, он ослеп. В таком состоянии последние 9 лет своей жизни он принимал духовных чад со всей страны. Его страдания закончились в 1985 г.
Новое кладбище находится за городом, по дороге на Орёл.
Преподобная Мелания
Преподобная Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь Ельца. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.
Мелания ступила на путь юродства, но прп. Иларион Троекуровский, посетивший Елец, и другие прозорливые подвижники вразумили её и благословили стать затворницей. В 1819 г. она вошла в свою келью и больше не выходила из неё.
Со временем Мелания обрела дар прозорливости. Люди в щели кельи просовывали записочки и получали по молитвам Мелании исцеления и иную помощь. Предсказала блаженная и день своей кончины – 11 (24) июня 1836 г. Вечером этого дня три путешественницы из Задонска видели над Каменной горой огненный столб высотой до неба.
В глубокой древности Елец стоял на Каменной горе, где сейчас остатки Знаменского женского монастыря. Не позднее 1675 г. здесь возникла небольшая мужская обитель в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской. Вскоре обитель сделали женской, а в 1769 г. она сгорела вместе со всем городом. Монахинь перевели в Воронеж. На пепелище остались жить две старицы.
В период восстановления особенное покровительство монастырю оказал свт. Тихон, проживавший на покое в Задонской обители. Иногда святитель посещал монастырь сам, иногда присылал тайную милостыню монахиням и беднейшим ельчанам. По его благословению в 1772 г. в монастырь из Воронежа переселились послушницы Матрона и Ксения, а купец Конон Кожухов по просьбе святителя выстроил для них келью. Со временем Матрона постриглась в монахини с именем Олимпиады и стала настоятельницей.
Славу обители принесла прп. Мелания. Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.
Мелания ступила на путь юродства, но прп. Иларион Троекуровский, посетивший Елец, и другие прозорливые подвижники вразумили её и благословили стать затворницей. В 1819 г. она вошла в свою келью и больше не выходила из неё.
Со временем Мелания обрела дар прозорливости. Люди в щели кельи просовывали записочки и получали по молитвам Мелании исцеления и иную помощь. Предсказала блаженная и день своей кончины – 11 (24) июня 1836 г. Вечером этого дня три путешественницы из Задонска видели над Каменной горой огненный столб высотой до неба.
Храмы монастыря были при советской власти взорваны, остались лишь полуразрушенная крепостная стена и высокая колокольня. Сохранились сто ступенек лестницы, ведущей от подножия горы к монастырю, на каждой из которых святитель Тихон Задонский читал Иисусову молитву, поднимаясь к святому месту. А в деревянных монашеских кельях поселились миряне.
Когда запреты были сняты, Елец показал, как крепка в народе память о святых. Не остаётся без цветов кирпичное надгробие, под которым, как считают, лежит тело Мелании (возможно – её сестры). Ельчане потихоньку восстанавливают то, что осталось от монастыря.
Людей, живущих в бывших кельях, перспектива восстановления монастыря не радует. Но первая келья уже передана Церкви, и в ней теплится молитвенная жизнь.
Одной пожилой женщине в видении был показан монастырь, каким он был в пору расцвета. А в другом видении ей было сказано описать то, что она увидела. Женщина нарисовала на листе ватмана местоположение всех келий и указала, кто жил в каждой. Этот план находится у настоятеля Вознесенского собора и может помочь в восстановлении обители.
Многие местные жители и теперь считают Елец городом 33 храмов. Увы, сейчас их только 13. Елецкие коммунисты прославились тем, что и в брежневские годы продолжали дело Ленина-Сталина. Только в 1969 г. они взорвали три храма: Троицкий собор, Троицкую и Сретенскую церкви. В то время это уже было настолько дико, что про «взрывников» рассказал сатирический киножурнал «Фитиль».
Средства на строительство нового большого собора собирались 75 лет, причём не только в Ельце, но и в Санкт-Петербурге и Москве. Первый проект ельчане отвергли. Обратились к Константину Тону, который спроектировал храм Христа Спасителя, Оружейную палату Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец. По проекту Тона храм должен был быть гораздо больше, 74 м в высоту. Ельчанам проект понравился. Строили храм 44 года на высоком берегу Сосны. Освятили в 1889 г. 220 стенных росписей выполнили художники-передвижники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.
В храме служили до 1934 г. В 1935 г. прямо со службы был увезён в НКВД последний елецкий архиерей – архиепископ Сергий (Зверев). Был расстрелян в карагандинском лагере 20 ноября 1937 г. А в 2000 г. владыка Сергий был прославлен вместе с другими российскими новомучениками.
Если снаружи храм впечатляет своей величиной, то внутри – великолепием убранства. Раньше так выглядели многие храмы.
Вновь открывали собор в 1946 г. На место сожжённых частей «зимней» части храма были установлены детали иконостаса Владимирско-Сергиевской церкви, сохранённые военными лётчиками. А для «летнего» храма пришлось отливать нижний ярус заново.
В храме находятся чудотворные иконы – Тихвинская Божией Матери (келейная икона святого князя Олега Рязанского), свт. Николая. В 1999 г. храму была подарена икона Спасителя (находится в главной части), которая вскоре замироточила. Другая икона Спасителя (в терновом венце, в Никольском приделе) частично обновилась.
Казанская церковь (1781) стоит на старом елецком кладбище. Архитектура её ничем не примечательна. Тем не менее, храм и кладбище – одно из самых важных мест в городе. Этот храм не закрывался при коммунистах, в нём сохранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери.
Рядом с церковью в тени деревьев стоит часовня, поставленная над останками ельчан, погибших при нашествии Тимура. Эти останки были открыты при строительстве Вознесенского собора и захоронены здесь. Часовня была поставлена в 1840-х гг.
На кладбище покоятся тела многих добродетельных людей: родителей свт. Иннокентия Херсонского, блаженного Космы (друга Тихона Задонского), последней игуменьи Знаменского монастыря Антонии, которую коммунисты привязали к хвосту лошади и истрепали о землю.
В 1910 г. в Ельце жило больше людей, чем в губернской Калуге, и вдвое больше, чем в Липецке. Один из богатейших купцов Ельца – А. Н. Заусайлов – навеки прославил себя строительством ансамбля, состоящего из Дома Призрения и церкви во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского.
Зимой храм строили невиданным в Ельце способом – под отапливаемым шатром. Построили чуть больше чем за год – и какой храм! Цветные витражи, керамический иконостас, ажурные царские врата из чистого серебра, серебряный престол, электрическое освещение. Наконец, крест из хрусталя, внутри которого бурлили и переливались пузырьки, вырабатываемые также электричеством. Молва утверждала, что купец Заусайлов просил у Николая II разрешения выложить пол храма золотыми пластинами 100х50х5 мм, а царь пошутил: «Только не плашмя клади, а на ребро». Купец прикинул и решил, что дороговато будет.
Храм освятили в 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича. А в 1913 г. рядом закончили строительство Дома Призрения, предназначенного для попечения о бедных, старых и больных.
Сейчас этот ансамбль восстановлен, сверкает позолотой и майоликой.
Иван Бунин писал: «Гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса…» Но председатель горисполкома намеренно приказал снять с этой церкви кровлю; он добился своего, – теперь восстановить церковь будет очень трудно.
Церковь была заложена в честь явления Божией Матери Тамерлану спустя 500 лет после этого события (1895) и достраивалась вплоть до 1918 г. Достроили лишь к 600-летию – в 1995 г. Это один из самых величественных храмов Ельца. В нём находится современный список иконы. По вторникам в 17.00 перед ней читается акафист.