Источник Косьмы и Домиана (Крым): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=44.664633, 34.269311|вид=Источник}}  
{{Местоположение|локация=44.664633, 34.269311|вид=Источник}}  
[[Аннотация::Источник св. Козьмы и Дамиана]]
[[Файл:Источник св. Козьмы и Дамиана.jpg|мини|]]
== Описание ==
'''Святой источник бессребреников Косьмы и Дамиана''' [[Аннотация::расположен в горах над Алуштой, неподалеку от [https://azbyka.org/palomnik/Космо-Дамиановский_мужской_монастырь_(Алушта) Космо-Домиановского мужского монастыря]]].
В 50-х годах XIX века несколько источников по благословению Херсонско-Таврической епархии были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри — Козмодамиановский, Кизилташский и Троице-Параскевский Топловский монастырь. На территории монастырей была запрещена любая хозяйственная деятельность, святые источники забирались в каптажи и подвергались постоянному присмотру со стороны монахов, в их округе должна была соблюдаться тишина и спокойствие. Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг, в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 году при источнике Козьмы и Дамиана, вода которого почиталась у местного населения исцеляющей от всех болезней. По поводу названия источника и особого к нему отношения точных исторических данных нет, но среди крымчан бытует несколько связанных с ним преданий. [[Файл:Источник св. Козьмы и Дамиана.jpg|мини|Источник]]
 
В 50-х годах XIX века несколько источников по благословению Херсонско-Таврической епархии были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри — Козмодамиановский, Кизилташский и Троице-Параскевский Топловский монастырь. На территории монастырей была запрещена любая хозяйственная деятельность, святые источники забирались в каптажи и подвергались постоянному присмотру со стороны монахов, в их округе должна была соблюдаться тишина и спокойствие. Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг, в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 году при источнике Козьмы и Дамиана, вода которого почиталась у местного населения исцеляющей от всех болезней. По поводу названия источника и особого к нему отношения точных исторических данных нет, но среди крымчан бытует несколько связанных с ним преданий.


Одно из них приводит В.Х. Кондараки в своем капитальном труде «Универсальное описание Крыма», вышедшем в свет в 1883 году: «По народному преданию, в ущелье, куда ныне стекаются паломники и которое именовалось прежде Савлых-Су, т.е. водою, возвращающей здоровье, проживали некогда святые чудотворцы Козьма и Дамиан, откуда они приходили, сопровождаемые львом, во внутрь Крыма и исцеляли народ. Для подтверждения передаваемого старики греки прибавляли, что от родителей они слыхали о существовании около этого источника признаков двух могил, принадлежащих этим угодникам. О том, каким образом открыта целебность источника, они говорили, что однажды к нему приблизился с козами пастух, пораженный проказою, и вследствие изнурения заснул. К нему явились во сне двое мужчин с ореолами и, объявив, что их именуют Козьмою и Дамианом, приказали больному погрузиться в источник, которому они дали свойство исцелять страждущих душевными и телесными болезнями. Пастух, очнувшись, бросился в воду и, выскочив из нее, опять заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй это и братьям своим, страждущим и болящим, которые верят в нашу помощь. К этому прибавляют, что впоследствии христиане, обитавшие в окрестностях, построили здесь храм во имя этих святых, и стекались сюда со всех мест больные, получавшие немедленное выздоровление».  
Одно из них приводит В.Х. Кондараки в своем капитальном труде «Универсальное описание Крыма», вышедшем в свет в 1883 году: «По народному преданию, в ущелье, куда ныне стекаются паломники и которое именовалось прежде Савлых-Су, т.е. водою, возвращающей здоровье, проживали некогда святые чудотворцы Козьма и Дамиан, откуда они приходили, сопровождаемые львом, во внутрь Крыма и исцеляли народ. Для подтверждения передаваемого старики греки прибавляли, что от родителей они слыхали о существовании около этого источника признаков двух могил, принадлежащих этим угодникам. О том, каким образом открыта целебность источника, они говорили, что однажды к нему приблизился с козами пастух, пораженный проказою, и вследствие изнурения заснул. К нему явились во сне двое мужчин с ореолами и, объявив, что их именуют Козьмою и Дамианом, приказали больному погрузиться в источник, которому они дали свойство исцелять страждущих душевными и телесными болезнями. Пастух, очнувшись, бросился в воду и, выскочив из нее, опять заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй это и братьям своим, страждущим и болящим, которые верят в нашу помощь. К этому прибавляют, что впоследствии христиане, обитавшие в окрестностях, построили здесь храм во имя этих святых, и стекались сюда со всех мест больные, получавшие немедленное выздоровление».  
Строка 8: Строка 9:
Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по Крыму, и ежегодно 1 июля направлялась к источнику длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. «Магометане почитают священный источник христиан с такой же детской искренностью и суеверием, как пилигримы нашего простонародья», — писал Е.Л. Марков. За версту от источника паломники останавливались, переодевались в праздничные одежды и пешком шли к монастырю. «В углублении оврага блестят два небольших, чистых, как хрусталь, источника, — вспоминает о своем пребывании в монастыре В.Х. Кондараки, —вливающихся в устроенный бассейн, укрытый досками сверху и по сторонам, — это и есть источники Св. Козьмы и Дамиана, из которых пилигримы черпают и с благоговением пьют воду, а в бассейне купаются немощные и больные. Больные после ванны считают непременным долгом привесить к стенам бассейна, по обычаю татар, клочки от одежды своей, в том убеждении, что вместе с ними останутся здесь и угнетающие их недуги. Все это время происходит богослужение, приличное кануну празднования церкви в память этих угодников Божьих».  
Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по Крыму, и ежегодно 1 июля направлялась к источнику длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. «Магометане почитают священный источник христиан с такой же детской искренностью и суеверием, как пилигримы нашего простонародья», — писал Е.Л. Марков. За версту от источника паломники останавливались, переодевались в праздничные одежды и пешком шли к монастырю. «В углублении оврага блестят два небольших, чистых, как хрусталь, источника, — вспоминает о своем пребывании в монастыре В.Х. Кондараки, —вливающихся в устроенный бассейн, укрытый досками сверху и по сторонам, — это и есть источники Св. Козьмы и Дамиана, из которых пилигримы черпают и с благоговением пьют воду, а в бассейне купаются немощные и больные. Больные после ванны считают непременным долгом привесить к стенам бассейна, по обычаю татар, клочки от одежды своей, в том убеждении, что вместе с ними останутся здесь и угнетающие их недуги. Все это время происходит богослужение, приличное кануну празднования церкви в память этих угодников Божьих».  


== Как добраться ==
'''Адрес:''' 298500, г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42
'''Адрес:''' 298500, г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42
Попасть в Космо-Дамиановский монастырь, к источнику Савлух-Су в Крыму можно с экскурсией или самостоятельно на автомобиле по старой Романовской дороге, проходящей через Алуштинский заповедник. Но предварительно нужно получить разрешение в управлении Крымского заповедника. Телефон администрации заповедника в Алуште:(06560) 5-50-77. Или проехать в Алушту по дороге на с. Изобильное, метров через 50 после поворота будет карман. Немного подъема по ступенькам к главному офису Алуштинского заповедника (трехэтажное здание справа). Лишь один раз в году – 14 июля в день св. Косьмы и Дамиана для паломников открывают дорогу. В монастыре у святого источника проходит служба.
Тел.: (38-06560) 5-04-40, 5-33-91. Дорога, которая ведет к Космо-Дамиановскому монастырю из Алушты с другой стороны выходит возле Ялты в пос.Массандра (кордон Грушевая поляна).


== Фото ==  
'''Как добраться''': Попасть в Космо-Дамиановский монастырь, к источнику Савлух-Су в Крыму можно с экскурсией или самостоятельно на автомобиле по старой Романовской дороге, проходящей через Алуштинский заповедник. Но предварительно нужно получить разрешение в управлении Крымского заповедника. '''Телефон администрации заповедника''' в Алуште: (06560) 5-50-77. Или проехать в Алушту по дороге на с. Изобильное, метров через 50 после поворота будет карман. Немного подъема по ступенькам к главному офису Алуштинского заповедника (трехэтажное здание справа). Лишь один раз в году – 14 июля в день св. Косьмы и Дамиана для паломников открывают дорогу. В монастыре у святого источника проходит служба.
[[Файл:Источник Козьмы и Дамиана.jpg|мини]]  [[Файл:Источник свв. Козьмы и Дамиана.jpg|мини]]  [[Файл:Камень.jpg|мини]] [[Файл:Монастырь свв. Козьмы и Дамиана.jpg|мини|Монастырь святых Косьмы и Дамиана]]
 
'''Телефон''': (38-06560) 5-04-40, 5-33-91. Дорога, которая ведет к Космо-Дамиановскому монастырю из Алушты с другой стороны выходит возле Ялты в пос.Массандра (кордон Грушевая поляна).
 
==Фото==
<gallery>
Файл:Монастырь свв. Козьмы и Дамиана.jpg|Монастырь святых Косьмы и Дамиана
 
Файл:Источник Козьмы и Дамиана.jpg|Часовня
 
Файл:Источник свв. Козьмы и Дамиана.jpg|Купальня
 
Файл:Камень.jpg|Камень
</gallery>
{{SEO|на источник Козьмы и Дамиана|в Крыму}}

Версия от 15:54, 9 июня 2017

Идёт загрузка карты…

Святой источник бессребреников Косьмы и Дамиана расположен в горах над Алуштой, неподалеку от Космо-Домиановского мужского монастыря.

В 50-х годах XIX века несколько источников по благословению Херсонско-Таврической епархии были признаны святыми и возле них возникли православные христианские монастыри — Козмодамиановский, Кизилташский и Троице-Параскевский Топловский монастырь. На территории монастырей была запрещена любая хозяйственная деятельность, святые источники забирались в каптажи и подвергались постоянному присмотру со стороны монахов, в их округе должна была соблюдаться тишина и спокойствие. Одним из самых почитаемых в Крыму был монастырь Св. Козьмы и Дамиана, расположенный у западного подножия горного массива Чатырдаг, в верховьях р. Альмы. Монастырь был построен в 1857 году при источнике Козьмы и Дамиана, вода которого почиталась у местного населения исцеляющей от всех болезней. По поводу названия источника и особого к нему отношения точных исторических данных нет, но среди крымчан бытует несколько связанных с ним преданий.

Одно из них приводит В.Х. Кондараки в своем капитальном труде «Универсальное описание Крыма», вышедшем в свет в 1883 году: «По народному преданию, в ущелье, куда ныне стекаются паломники и которое именовалось прежде Савлых-Су, т.е. водою, возвращающей здоровье, проживали некогда святые чудотворцы Козьма и Дамиан, откуда они приходили, сопровождаемые львом, во внутрь Крыма и исцеляли народ. Для подтверждения передаваемого старики греки прибавляли, что от родителей они слыхали о существовании около этого источника признаков двух могил, принадлежащих этим угодникам. О том, каким образом открыта целебность источника, они говорили, что однажды к нему приблизился с козами пастух, пораженный проказою, и вследствие изнурения заснул. К нему явились во сне двое мужчин с ореолами и, объявив, что их именуют Козьмою и Дамианом, приказали больному погрузиться в источник, которому они дали свойство исцелять страждущих душевными и телесными болезнями. Пастух, очнувшись, бросился в воду и, выскочив из нее, опять заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй это и братьям своим, страждущим и болящим, которые верят в нашу помощь. К этому прибавляют, что впоследствии христиане, обитавшие в окрестностях, построили здесь храм во имя этих святых, и стекались сюда со всех мест больные, получавшие немедленное выздоровление».

Очень быстро слава о целительной воде источника разнеслась по Крыму, и ежегодно 1 июля направлялась к источнику длинная вереница воловьих подвод со всех концов полуострова. Сюда целыми семьями ехали и шли сотни паломников, причем не только христиане, но и мусульмане-татары. «Магометане почитают священный источник христиан с такой же детской искренностью и суеверием, как пилигримы нашего простонародья», — писал Е.Л. Марков. За версту от источника паломники останавливались, переодевались в праздничные одежды и пешком шли к монастырю. «В углублении оврага блестят два небольших, чистых, как хрусталь, источника, — вспоминает о своем пребывании в монастыре В.Х. Кондараки, —вливающихся в устроенный бассейн, укрытый досками сверху и по сторонам, — это и есть источники Св. Козьмы и Дамиана, из которых пилигримы черпают и с благоговением пьют воду, а в бассейне купаются немощные и больные. Больные после ванны считают непременным долгом привесить к стенам бассейна, по обычаю татар, клочки от одежды своей, в том убеждении, что вместе с ними останутся здесь и угнетающие их недуги. Все это время происходит богослужение, приличное кануну празднования церкви в память этих угодников Божьих».

Адрес: 298500, г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42

Как добраться: Попасть в Космо-Дамиановский монастырь, к источнику Савлух-Су в Крыму можно с экскурсией или самостоятельно на автомобиле по старой Романовской дороге, проходящей через Алуштинский заповедник. Но предварительно нужно получить разрешение в управлении Крымского заповедника. Телефон администрации заповедника в Алуште: (06560) 5-50-77. Или проехать в Алушту по дороге на с. Изобильное, метров через 50 после поворота будет карман. Немного подъема по ступенькам к главному офису Алуштинского заповедника (трехэтажное здание справа). Лишь один раз в году – 14 июля в день св. Косьмы и Дамиана для паломников открывают дорогу. В монастыре у святого источника проходит служба.

Телефон: (38-06560) 5-04-40, 5-33-91. Дорога, которая ведет к Космо-Дамиановскому монастырю из Алушты с другой стороны выходит возле Ялты в пос.Массандра (кордон Грушевая поляна).

Фото[править | править код]