Успенский собор Тульского кремля: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=54.194861,37.6196528|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=54.194861,37.6196528|вид=Приходской храм}}
 
[[Файл:Успенский храм Тульского кремля4.jpg|350px|мини|справа]]
[[Аннотация::'''Успе́нский собо́р''' — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.]]  
[[Аннотация::'''Успе́нский собо́р''' — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.]]  


Строка 9: Строка 9:


Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.
Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.
 
[[Файл:Успенский храм Тульского кремля3.jpg|мини|справа]]
Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.
Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.


Строка 23: Строка 23:
=== Архитектура ===
=== Архитектура ===
Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
 
[[Файл:Успенский храм Тульского кремля7.jpg|мини|справа]]
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.


Строка 29: Строка 29:


=== Роспись ===
=== Роспись ===
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины. В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины.  
[[Файл:Успенский храм Тульского кремля9.jpg|200px|мини|справа]]
В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.


Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
Строка 39: Строка 41:
=== Колокольня ===
=== Колокольня ===
Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
 
[[Файл:Успенский храм Тульского кремля8.jpg|200px|мини|справа]]
В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.
В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.


Строка 58: Строка 60:


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Успенский_храм_Тульского_кремля2.jpg
Успенский_храм_Тульского_кремля.jpg
Успенский_храм_Тульского_кремля5.jpg
Успенский_храм_Тульского_кремля6.jpg
Успенский_храм_Тульского_кремля1.jpg
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==

Версия от 13:28, 24 января 2017

Идёт загрузка карты…

Успе́нский собо́р — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.

История[править | править код]

Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.

Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.

Описание[править | править код]

Архитектура[править | править код]

Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.

Роспись[править | править код]

Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины.

В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.

В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.

Колокольня[править | править код]

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.

В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: 300000, г. Тула, Кремль.

Телефон: (4872) 36-17-06.

Паломнику[править | править код]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Восстановление Успенского собора Тульского кремля
Колокольня Успенского собора Тульского кремля
Реставрация иконостаса Успенского собора займёт два года

Ссылки[править | править код]