Церковь царевича Димитрия "на крови" (Углич): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
О возведении церкви сложено красивое предание. Летом 1606 года мощи царевича Дмитрия были перенесены из города Углич в Москву, при этом процессия начала движение в сторону московской дороги. В то время, когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и «застыли» на месте, больше не сдвинувшись с места. По причине данного обстоятельства многие решили, что стоит идти только по ростовской дороге, по которой шествие и было продолжено. Перед тем, как покинуть город, процессия опять остановилась для того, чтобы многочисленные верующие горожане смогли окончательно проститься с мощами царевича. На протяжении суток под открытым небом духовенство проводило богослужение.
Церковь Святого царевича Димитрия – наиболее известный храм Углича. Он стоит на высоком мысе в месте впадения Каменного ручья в Волгу. Этот храм упомянут во всех путеводителях по Золотому кольцу и Волге, его посетили миллионы людей: паломников и туристов.


В период проведения Божественной Литургии было замечено удивительное событие, которое стало основанием для возведения храма – из гроба царевича Дмитрия на земную поверхность полилась небольшая струя крови – именно это и послужило началом заложения на этом месте церкви.
После гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года на заднем дворе княжеского дворца была построена часовня. Но простояла она недолго, до времени разорения Углича поляками. Потом в 1630 году на этом месте появился шатровый деревянный храм в честь царевича Димитрия, а при нем – зимняя церковь Михаила Архангела.


Святыня была бережно собрана представителями духовенства и вложена вместе с частицами земли с раку, выполненную из серебра. Спустя месяц, процессия прибыла в Москву, а тело царевича навсегда упокоилось в здании Архангельского собора Кремля. Таким образом, жители Углича смогли обрести у Бога великого чудотворца и заступника.
В алтаре первоначального храма располагалась гробница, под которой находилось то место, где была пролита кровь царевича. По легенде в каждую годовщину смерти кровь выступала на песке. Это мог наблюдать сам царь Алексей Михайлович, когда в 1663 году побывал в Угличе. Пораженный увиденным он пожертвовал церкви крест на храмовую икону.


Спустя некоторое время, на том месте, где в последний раз горожане прощались с мощами царевича Дмитрия, была возведена небольшая часовня. В конце 1693 года на месторасположении кремлевской часовни перенесли старинный теплый храм, действующий при Спасо-Преображенском соборе, ведь тогда в кремле выстраивали новый храм. Предыдущая церковь простояла на этом месте в течение 40 лет – вплоть до 1729 года – тогда здесь возвели каменный храм, освященный в честь Святых Иулиты и Кирика и царевича Димитрия. После того, как с момента постройки прошло 50 лет, в некотором отдалении от нее выстроили существующий до сегодняшнего дня храм, названный в честь Димитрия «на поле».
Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1692 году, нижний этаж в нем занимала церковь Михаила Архангела, верхний – церковь царевича Димитрия. Оформили храм в московском живописном стиле того времени. Основной объем здания поднимается на подклете и состоит из четырех частей: храмовой части, алтаря, паперти с колокольней и трапезной.


Во внутренней части до сегодняшнего дня сохранились росписи, относящиеся к 1836 году; они особенно близки по манере исполнения к фрескам, находящимся при Спасо-Преображенском соборе, действующем при Угличском кремле. Согласно сказанному, многие ученые полагают, что два храма расписывались одной артелью. В обеих церквях встречаются иллюзорные формы, представленные кессонированным сводом, колоннами, а также сюжетами, в которых проявляется лаконичность кладбищенского храма. Сегодня можно увидеть и оформленный в виде триумфальной арки резной иконостас.
Алтарь Дмитриевской церкви – полукруглый, к нему также примыкает пристройка, которая расширяет нижний алтарь. Особенно изысканна храмовая часть здания. Она завершается стройным пятиглавием. На паперть с запада ведет крыльцо, ведущее на второй этаж. Паперть с севера продолжалась небольшой галереей, связывавшей части храма. Довершает облик храма шатровая колокольня. Все углы украшены лопатками, пояски соответствуют сводам. На окнах здания – крупные и узорные наличники с колонками и кокошниками. Под кровлей четверика – ярус кокошников, несмотря на то, что у храма нет внутренних столбов.


Можно считать совпадением, но церковь Царевича Димитрия «на поле» ни разу не закрывалась видимо город по-настоящему обрел своего покровителя. В годы правления советской власти это был единственный в Угличе храм, который не был закрыт и оставался действующим.
Интерьер церкви уютен и скромен. Со времен возведения церкви сохранились многочисленные иконы. Один из иконостасов, находящийся в трапезной, относится к 17 веку. Храмовый иконостас был установлен в 1866 году. Он стилизован под барокко. Росписи Дмитриевской церкви – довольно сложны. 12 клейм на южной и северной стенах храма иллюстрируют символ веры. Они вполне могли быть написаны артелью знаменитого царского изографа Билиндина П.Ф., которая писала многочисленные иконы для этого храма. Позже их переписывали и обновляли. Остальные сюжеты росписи выполнены живописцам артели Сапожникова в 1772 году.
 
Наибольшее внимание привлекает композиция на западной стене храмовой части «Убиение царевича Димитрия». В драматичных тонах здесь рассказана вся история гибели царевича, расправы горожан с его убийцами и перенесение мощей царевича Димитрия в Москву. На алтаре живопись, посвященная теме смерти и воскрешения Иисуса Христа. Тема выполнена в нарочито темных тонах, оставляющих серьезное и мрачное настроение.
 
Интересен ансамбль росписей трапезной, относящийся к 1787-1788 годах. Они принадлежат руке живописца Петра Хлебникова и рассказывают о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы.
 
Наверху в клеймах – изображения дней творения мира, в центре свода парит Господь Саваоф в окружении ангелов. На стенах храма – история первых людей. Фигуры прописаны естественно, хотя и не совсем совершенно, но со знанием анатомии, это было своеобразной данью тому времени и современным художественным достижением. Несколько позже к ним были приписаны прикрывшие наготу пояса. В круглых клеймах на своде паперти написаны заповеди.
 
Северную галерею церкви в 1861 году заменили крупным приделом в честь Царевича Димитрия и князей Ярославля Федора, Давида, Константина, выполненным в стиле эклектики. Здесь хранилась походная церковь дружины Углича, отправившейся в 1855 году на Крымскую войну.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 00:05, 19 января 2017

Идёт загрузка карты…

Церковь Димитрия "на крови" — возведенный на живописном крутом берегу Волги храм Угличского кремля, который обозначает место убиения царевича Димитрия Угличского. C 2001 года церковь является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

Церковь Святого царевича Димитрия – наиболее известный храм Углича. Он стоит на высоком мысе в месте впадения Каменного ручья в Волгу. Этот храм упомянут во всех путеводителях по Золотому кольцу и Волге, его посетили миллионы людей: паломников и туристов.

После гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года на заднем дворе княжеского дворца была построена часовня. Но простояла она недолго, до времени разорения Углича поляками. Потом в 1630 году на этом месте появился шатровый деревянный храм в честь царевича Димитрия, а при нем – зимняя церковь Михаила Архангела.

В алтаре первоначального храма располагалась гробница, под которой находилось то место, где была пролита кровь царевича. По легенде в каждую годовщину смерти кровь выступала на песке. Это мог наблюдать сам царь Алексей Михайлович, когда в 1663 году побывал в Угличе. Пораженный увиденным он пожертвовал церкви крест на храмовую икону.

Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1692 году, нижний этаж в нем занимала церковь Михаила Архангела, верхний – церковь царевича Димитрия. Оформили храм в московском живописном стиле того времени. Основной объем здания поднимается на подклете и состоит из четырех частей: храмовой части, алтаря, паперти с колокольней и трапезной.

Алтарь Дмитриевской церкви – полукруглый, к нему также примыкает пристройка, которая расширяет нижний алтарь. Особенно изысканна храмовая часть здания. Она завершается стройным пятиглавием. На паперть с запада ведет крыльцо, ведущее на второй этаж. Паперть с севера продолжалась небольшой галереей, связывавшей части храма. Довершает облик храма шатровая колокольня. Все углы украшены лопатками, пояски соответствуют сводам. На окнах здания – крупные и узорные наличники с колонками и кокошниками. Под кровлей четверика – ярус кокошников, несмотря на то, что у храма нет внутренних столбов.

Интерьер церкви уютен и скромен. Со времен возведения церкви сохранились многочисленные иконы. Один из иконостасов, находящийся в трапезной, относится к 17 веку. Храмовый иконостас был установлен в 1866 году. Он стилизован под барокко. Росписи Дмитриевской церкви – довольно сложны. 12 клейм на южной и северной стенах храма иллюстрируют символ веры. Они вполне могли быть написаны артелью знаменитого царского изографа Билиндина П.Ф., которая писала многочисленные иконы для этого храма. Позже их переписывали и обновляли. Остальные сюжеты росписи выполнены живописцам артели Сапожникова в 1772 году.

Наибольшее внимание привлекает композиция на западной стене храмовой части «Убиение царевича Димитрия». В драматичных тонах здесь рассказана вся история гибели царевича, расправы горожан с его убийцами и перенесение мощей царевича Димитрия в Москву. На алтаре – живопись, посвященная теме смерти и воскрешения Иисуса Христа. Тема выполнена в нарочито темных тонах, оставляющих серьезное и мрачное настроение.

Интересен ансамбль росписей трапезной, относящийся к 1787-1788 годах. Они принадлежат руке живописца Петра Хлебникова и рассказывают о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы.

Наверху в клеймах – изображения дней творения мира, в центре свода парит Господь Саваоф в окружении ангелов. На стенах храма – история первых людей. Фигуры прописаны естественно, хотя и не совсем совершенно, но со знанием анатомии, это было своеобразной данью тому времени и современным художественным достижением. Несколько позже к ним были приписаны прикрывшие наготу пояса. В круглых клеймах на своде паперти написаны заповеди.

Северную галерею церкви в 1861 году заменили крупным приделом в честь Царевича Димитрия и князей Ярославля Федора, Давида, Константина, выполненным в стиле эклектики. Здесь хранилась походная церковь дружины Углича, отправившейся в 1855 году на Крымскую войну.

Современное состояние[править | править код]

Сегодня в церкви царевича Димитрия располагается один из музейных отделов. Кроме художественных произведений здесь можно увидеть связанные с царевичем реликвии, в том числе прославленный ссыльный колокол.

Архитектура[править | править код]

Небольшое здание «кораблём» состоит из вытянутого ввысь бесстолпного четверика с декоративным пятиглавием, трапезной, паперти (ярославского пошиба крыльцо на ползучих арках) и невысокой шатровой колокольни. Здание декорировано в нарядной манере конца XVII века. На кроваво-красной поверхности стен (цвет пролитой крови) выделяются белоснежные декоративные детали — наличники, полуколонны, карнизы. Южный фасад церкви хорошо сохранился, а с северной стороны в XIX веке был сооружен придел, плохо сочетающийся с архитектурой основного здания.

Живопись и внутреннее убранство[править | править код]

В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами. Предполагается, что они выполнены артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.

Росписи в трапезной посвящены библейскому сказанию о сотворении мира, Адаме и Еве, их грехопадении и изгнании из рая. Они выполнены мастером Хлебниковым из Борисоглебских слобод в 1788 году и представляют собой яркий пример внедрения светских вкусов в церковную живопись (объемно и реалистично выполненные обнаженные фигуры Адама и Евы).

Расчистка и укрепление росписи стен были выполнены Ярославской научно-реставрационной мастерской в 1971—1976 годах. Храм принадлежит местному музею, вход в него платный. Здесь выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол.

Святыни[править | править код]

В 2016 году исполняется 205 лет одной из почитаемых святынь — иконы святого мученика Иоанна Воина. Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.

Также исполняется 205 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви. Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.

У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.

Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.

Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско — литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.

У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.

В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.

По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп — пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода.

Здесь же — чтимые икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Мироточивая икона «Тихвинская», явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая.

У выхода — храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви.

На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.

Престольные праздники[править | править код]

Димитрий Угличский и Московский, царевич, благоверный - 28 мая, 16 июня

Как добраться[править | править код]

Адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3.

Паломнику[править | править код]

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 15:00.

Регулярные богослужения в храме совершаются:

ПТ 17:00, СБ 7:30, ВС 7:30 (часы и исповедь) 9:00 (литургия).

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Церковь на месте гибели царевича Дмитрия Углич
Церковь царевича Димитрия на крови Углич
В Угличе отмечают День царевича Дмитрия

Ссылки[править | править код]

Храм царевича Димитрия Угличского