Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке: различия между версиями
Строка 30: | Строка 30: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Настоятельница:''' игумения Эрмиона | |||
'''Адрес:''' Grabarka – Monaster, 17-310 Siemiatycze | |||
'''Тел.:''' (085) 655 00 10 | |||
'''Факс:''' (085) 655 27 92 | |||
'''Сайт:''' www.grabarka.pl | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Ежегодно из Белостока на Святую Гору Грабарка три дня движется православный крестный ход, прирастая по дороге новыми паломниками. 19 августа, в праздник Преображения Господня, осилившие крестный путь практически полным составом, под пение тропаря и с принесенными крестами троекратно обходят на коленях вокруг расположенного на вершине Храма. Там они свои Кресты и водружают. | Ежегодно из Белостока на Святую Гору Грабарка три дня движется православный крестный ход, прирастая по дороге новыми паломниками. 19 августа, в праздник Преображения Господня, осилившие крестный путь практически полным составом, под пение тропаря и с принесенными крестами троекратно обходят на коленях вокруг расположенного на вершине Храма. Там они свои Кресты и водружают. |
Версия от 11:05, 2 ноября 2016
Самый известный из православных монастырей в Польше. Место его основания издавна почиталось православными людьми, которые составляют большинство населения Белостокского края, прежде всего его юго-восточной части.
История[править | править код]
В 1947 году на горе Грабарка основан православный Марфа-Мариинский женский монастырь. С этого момента появляется официальное название — Святая Гора Грабарка, а иногда Музей Молитвы, но у народа по-прежнему в ходу просто Грабарка.
В исторических документах первое упоминание Горы Грабарка, правда, под другим именем, относится к 1710 году. По преданию, во время свирепствовавшего тогда мора больные исцелялись водой её святого источника. А кроме того, одному из местных жителей случилось откровение, подсказавшее подняться на Грабарку крестным ходом и, отслужив молебен, установить там принесенные кресты. Так и сделали, после чего эпидемия пошла на убыль. К концу года, в знак благодарности, на горе поставили часовню.
Гора Грабарка находится в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче (польск. Siemiatycze), рядом с поселением Грабарка, от которого и получила название. Представляет собой лесистый, довольно обширный холм. Кстати, в перелеске, окружающем Грабарку, имеется несколько полян, где паломники останавливаются летом с палатками.
У подножия холма, еще до ворот, находится старинный родник. Сразу за воротами на самый верх ведет широкая лестница. А на вершине, в сосновом лесу, как бы проросшем крестами, стоит небольшой деревянный Храм Преображения Господня.
На праздник Преображения к этому храму, построенному в 1710, стекались в XIX веке несколько тысяч людей, многие из которых – не только православные, но и католики, – получали исцеление по своей вере (подобные случаи отмечают до сего дня). Близ храма непрерывно служили молебны, акафисты, панихиды. Правда, сам он пребывал в убожестве. Здание было покрыто соломой, пол заменяли лежни, в иконостасе находились всего четыре иконы. Престолом служил простой столик, накрытый белым полотенцем. В конце 1870-х храм напоминал руину. Среди католиков и ополяченных прихожан распространялось предсказание некоей блаженной Франтишки, что православная церковь должна провалиться под землю, а оттуда поднимется соборный костел.
Однако в 1884–1895 прихожане из Мельника возвели новую «клетскую» церковь, использовав перенесенный из города старинный Воскресенский храм. Служили в ней несколько раз в году, чаще всего панихиды, поскольку рядом расположено местное кладбище. Перед Первой мировой войной православное женское монашество достигло на территории Привисленского края большого расцвета. Здесь действовали: знаменитый монастырь в Лесной (Лесне), в 50 км от Грабарки, основанный при непосредственном участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, обители в Вирове, Теолине, Турковицах, Красностоке, Дрогичине. Во время войны, однако, большинство сестер выехало в Россию, а после войны все обители были или разорены или обращены в католические.
По окончании Второй мировой войны число православных в новых границах Польши уменьшилось почти в 10 раз, ибо немалая их часть была переселена на запад страны. Монахини не имели пристанища – у православных остался только мужской монастырь в Яблечне. Основательницей первого женского монастыря в послевоенной Польше стала София Владимировна Комстадиус (урожд. Неклюдова, 1872–1949). Она происходила из аристократической семьи, бывала в Царском Селе, знала детей последнего Государя. София вышла замуж за обрусевшего шведа, но вскоре овдовела. Закончив курсы сестер милосердия, она участвовала в Первой мировой, затем учительствовала во Львове и в Белоруссии. В 1928 вдова приняла монашество в Псково-Печерском монастыре с именем Мария. Место для новой общины она нашла на Грабарке, где 29 августа 1947 и был основан монастырь. Первоначально сестры поселились в сторожке, перестроенной под кельи (ныне это дом для паломников).
Современное состояние[править | править код]
Ежегодно на гору приходят от 40 до 60 тысяч человек, 90% из них – молодежь. Странники завершают паломничество, трижды обходя на коленях вокруг Преображенскую церквь.
После устройства в современной Польше новых обителей Грабарка перестала быть единственным центром православного женского монашества, но для паломников по-прежнему остается самым любимым монастырем.
Храмы[править | править код]
Святыни[править | править код]
Престольные праздники[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Настоятельница: игумения Эрмиона
Адрес: Grabarka – Monaster, 17-310 Siemiatycze
Тел.: (085) 655 00 10
Факс: (085) 655 27 92
Сайт: www.grabarka.pl
Паломнику[править | править код]
Ежегодно из Белостока на Святую Гору Грабарка три дня движется православный крестный ход, прирастая по дороге новыми паломниками. 19 августа, в праздник Преображения Господня, осилившие крестный путь практически полным составом, под пение тропаря и с принесенными крестами троекратно обходят на коленях вокруг расположенного на вершине Храма. Там они свои Кресты и водружают.
Принято считать, что традиция крестного хода с некоторыми перерывами живет более двухсот лет. В 1980 году её возобновило Братство православной молодежи. Теперь это крупная международная акция, где постоянно участвуют и российские верующие.