Свято-Духов мужской монастырь (Волгоград): различия между версиями
Maksimus (обсуждение | вклад) (→Фото) |
Maksimus (обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
- Пеподобномученик Софроний (Несмеянов):http://www.sdmon.ru/istoriya-monastyrya/svyatyni-i-svyatye/prepodobnomuchenik-sofronij-nesmeyanov/ | - Пеподобномученик Софроний (Несмеянов):http://www.sdmon.ru/istoriya-monastyrya/svyatyni-i-svyatye/prepodobnomuchenik-sofronij-nesmeyanov/ | ||
- Священномученик | - Священномученик Николай Попов:http://azbyka.org/days/sv-nikolaj-popov | ||
В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием. | В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием. | ||
В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г. Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. | В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г. Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине. | ||
'''Начало строительства.''' | |||
Начало строительства. | |||
1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих. | 1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих. | ||
Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан | Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом (в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек). Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м). | ||
7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха. | 7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха. | ||
Строка 33: | Строка 31: | ||
А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков. | А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков. | ||
А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г., большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. | |||
А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г., большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. | |||
Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники. | Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники. | ||
Строка 46: | Строка 41: | ||
После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания. | После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания. | ||
С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви | С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви. | ||
Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище | Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище. | ||
К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды | К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды. | ||
= Современное состояние = | = Современное состояние = |
Версия от 09:54, 31 мая 2016
Свято-Духов мужской монастырь - православный монастырь в Волгограде.
История[править | править код]
- Преподобноисповедник игумен Владимир:http://www.sdmon.ru/istoriya-monastyrya/svyatyni-i-svyatye/prepodobnoispovednik-igumen-vladimir/
- Пеподобномученик Софроний (Несмеянов):http://www.sdmon.ru/istoriya-monastyrya/svyatyni-i-svyatye/prepodobnomuchenik-sofronij-nesmeyanov/
- Священномученик Николай Попов:http://azbyka.org/days/sv-nikolaj-popov
В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием.
В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г. Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.
Начало строительства.
1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих.
Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом (в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек). Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м).
7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха.
21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков.
А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г., большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений.
Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.
Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута.
С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь.
После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.
С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви.
Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище.
К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды.
Современное состояние[править | править код]
Ныне Свято-Духов мужской монастырь является действующим.
В монастыре совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует Духовное училище, огласительная школа и Центр православной семьи «Афон».
При монастыре открыт зоосад.
Храмы[править | править код]
Храм Сошествия Св. Духа на апостолов.
Святыни[править | править код]
Мощи священномученика Николая Попова.
Престольные праздники[править | править код]
Храм Сошествия Св. Духа на апостолов (50-й день от ВХ).
Фото[править | править код]
-
Храм Сошествия Св.Духа
-
Мощи священномученика Николая Попова
-
Богослужение в Свято-Духовом монастыре
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
До г. Волгоград можно добраться на самолете, поездом или автобусом.
До монастыря ходят троллейбусы № 7, 10, 14, 15; маршрутки № 10, 65а. Остановка - "Кинотеатр Родина".
Паломнику[править | править код]
Свято-Духов мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням и познакомиться с историей монастыря.
Адрес:400012 г. Волгоград, ул. Чапаева 26
Телефон: 8 (8442) 37-38-94
E-mail:sdmon@yandex.ru
Сайт:http://www.sdmon.ru/