=== [[Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь]] ===
=== [[Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь]] ===
[[Файл:Зосимо Савватиевский монастырь.jpg|мини|справа|Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь]]
Свято-Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь берет свое начало от храма Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1883 г. в д. Великая Кракотка на высоком холме местные крестьяне под руководством немецких мастеров из бутового камня построили величественный храм. Освящен он был в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1959-1961 годы, во время гонений на Церковь, храм закрыли и разместили в нем клуб. Церковное имущество было разграблено, и к концу 1980-х годов от некогда красивейшей церкви остались только полуразрушенные стены.
В 1990-1991 годах церковь была восстановлена, после долгого перерыва в нем зазвучало славословие Богу. А через два года в здании бывшей школы, что находилось рядом с храмом, стала обустраиваться братия Свято-Успенской Жировичской обители. Постепенно образовывался монастырь.
'''Адрес:''' Беларусь, 231806, Гродненская область, Слонимский район, д. Великая Кракотка, 2а.
Гро́дненская о́бласть (белор. Гродзенская вобласць) — область на северо-западе Белоруссии, граничит с Польшей и Литвой. Административный центр - город Гродно. Регион заметно выделяется своим национальным и религиозным составом.
В Гродно, одном из древнейших белорусских городов, и на Гродненщине о распространении христианства и существовании православных церквей известно с XI в. В XII в. в Гродно были уже каменные храмы, в летописи около 1183г. читаем: «Того же лета Городен погоре весь и церквы каменая от блистания молние и шибения грома». Согласно киевскому патерику, Гораден и Волковыск относились к Киевской митрополии и были «в послушании» Туровской епископии.
Самые древние гродненские храмы – Нижняя (построенная в 1130-е гг.) и Верхняя церкви (конец XIII – середина XIVв.), которые вместе с еще несколькими церквями-крепостями окружали Старый и Новый замки. В XIIв. были построены Пречистинская церковь на Подзамчище, а также Воскресенский храм (вторая половина XIIв.). Каменный храм был построен и в Волковыске, остатки его археологами датируются XII веком. В это время возникла гродненская архитектурная школа храмового строительства, которая выделялась необычной плановой структурой, монументальностью и своеобразным декором фасадов.
История храма в честь святых князей Бориса и Глеба на высоком береге Немана, который сохранился до наших дней, свидетельствует о великой любви и почитании гродненцами своих святыней. Борисо-Глебская (Коложская) церковь была в 80-х гг. XII века заложена гродненским князем Мстиславом. Содержание храма и монастыря при нем осуществлялось благодаря поддержке местного знатного рода – Богуш-Боговитиновичей.
В XV веке кроме названных в Гродно действовали церкви во имя святителя Николая, святого Симеона, Троицкая, Крестовоздвиженская. До конца XVI века на Гродненщине действовала довольно густая сеть православных храмов. Великим авторитетом пользовались Супрасльский Благовещенский и Заблудовский Успенский монастыри, основанные Александром и Григорием Ходкевичами в XV в. (теперь находятся на территории Республики Польша), а также Голдовский Лидского повета и Жировичский Успенский монастыри (XVI в.).
Со времени принятия христианства Гродненские земли были под покровительством Киевских митрополитов, а с XIVв. церкви и монастыри относились к основанной Литовско-Новогрудской митрополии с центром в Новогрудке.
После Брестской церковной унии 1596г. митрополитская кафедра в Новогрудке перешла к униатскому митрополиту. При поддержке королевской власти Речи Посполитой началось активное введение унии и ограничение прав православных. Православные монастыри, церкви и церковное имущество передавались униатам. После универсала короля Речи Посполитой Владислава IV (1633) о возвращении православным некоторых церквей и монастырей было возвращено 19 храмов.
В другой половине XVI и в XVIIв. на территории Гродненщины католические ордена активно основывают свои костелы, монастыри, учебные заведения. Униатский орден базилиан основал при бывшей православной Пречистинской церкви Гродненский женский монастырь в честь Рождества Богородицы (1720), Новогрудский Борисо-Глебский (1632), Мирский (1705), Даровский (1713) монастыри. Православными оставались только монастыри Яблочинский в честь святого Ануфрия и Голдовский в честь Рождества Богородицы.
На протяжении XVIIIв. преобладающее большинство храмов и монастырей Гродненщины было падначалено униатской иерархии, а в начале XIXв. в Гродно не было ни одного православного храма. Сближение унии с латинством вызвало недовольства униатского приходского духовенства, которое не разделяло взгляды ордена базилиан. После I и II разделов Речи Посполитой началось постепенное возвращение униатов к православию.
По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы.
В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости».
В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно.
В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.
В 1939г. с началом второй мировой войны на бывших польских землях было создано так называемое генерал-губернаторство, а Польская автокефальная церковь потеряла Волынскую, Виленскую, Полесскую и большую часть Гродненской епархии. Та часть Гродненской епархии, которая была в составе БССР, в 1939г. вошла в подчинение Московского Патриархата. Гродненская епархия насчитывала тогда около 300 приходов и распространялась на территорию бывших епархий Полесской и Гродненской. Но с 1941г. в условиях немецкой оккупации связь с Москвой была прервана. В 1942г. на соборе белорусских епископов принято решение на территории оккупированной Беларуси создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944). Для руководства приходами Гродненщины, присоединенными немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии, был назначен епископ Венедикт (Новицкий). Во время войны на территории Гродненской епархии действовало 184 храма. В Гродно, Жировичах и Новогрудке были открыты курсы для подготовки священников.
После освобождения территории области от немецкой оккупации епархия перешла в каноническое подчинение Московского Патриархата.
В 1953г. в связи с антирелигиозной политикой советской власти Гродненская епархия перестала существовать, а ее территория вошла в состав Минско-Белорусской православной епархии. В это время, несмотря на давление со стороны власти, продолжал действовать Гродненский Рождество-Богородичный монастырь с 65 сестрами-монахинями. Но согласно постановлению Советов Министров СССР от 16.10.1959г. «О монастырях» последний был закрыт, а насельницы выселены в Жировичи. На протяжении только одного 1960г. в Гродненской области перестали действовать 53 храма, до 1985г. их было закрыто 156, остались действовать только 73.
Со второй половины 1980-х гг. началось постепенное возрождение церковной жизни. В 1992г. восстановлена Гродненская епархия. Границы ее распространяются на 8 районов Гродненской области. В церковно-административных отношениях епархия разделена на 8 благочиний: Гродненское, Скидельское, Волковысское, Берестовитское, Зельвенское, Мостовское, Свислочское и Щучинское.
25 декабря 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви, путём выделения из состава Новогрудской епархии, была образована отдельная Лидская епархия. Границы Лидской епархии были определены в пределах Ивьевского, Лидского, Островецкого, Ошмянского и Сморгонского районов Гродненской области.
ГРОДНО. Кафедральный Покровский собор: «Казанская» икона Божией Матери. Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь: «Красностокская» и «Владимирская-Мироточивая» иконы Божией Матери.
П. ЖИРОВИЧИ, Слонимского района. Свято-Успенский Жировицкий монастырь: оригинал «Жировицкой» иконы Божией Матери.
С. МИЖЕВИЧИ, Слонимского района. Рождество-Богородицкий храм: икона «Рождество Пресвятой Богородицы».
С. СЫНКОВИЧИ, Зельвенского района. Михаило-Архангельский храм: икона Божией Матери «Всецарица».
С. РАКОВИЧИ, Щучинского района. Рождество-Богородицкий храм: оригинал «Раковичской» иконы Божией Матери.
С. ТУРЕЦ, Кореличского района. Покровский храм: «Груздовская» икона Божией Матери.
П. МИР, Кореличского района. Свято-Троицкий храм: «Почаевская» икона Божией Матери.
С. ЮРАТИШКИ, Ивьенского района. Никольский храм: «Почаевская» икона Божией Матери.
Д. БАРУНЫ, Ошмянского района. Католический храм Св. Петра и Павла: оригинал «Барунской» иконы Божией Матери.
С. СУКНЕВИЧИ, Сморгонского района. Свято-Духовский храм: оригинал «Сукневичской» иконы Божией Матери.
Свято-Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь берет свое начало от храма Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1883 г. в д. Великая Кракотка на высоком холме местные крестьяне под руководством немецких мастеров из бутового камня построили величественный храм. Освящен он был в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1959-1961 годы, во время гонений на Церковь, храм закрыли и разместили в нем клуб. Церковное имущество было разграблено, и к концу 1980-х годов от некогда красивейшей церкви остались только полуразрушенные стены.
В 1990-1991 годах церковь была восстановлена, после долгого перерыва в нем зазвучало славословие Богу. А через два года в здании бывшей школы, что находилось рядом с храмом, стала обустраиваться братия Свято-Успенской Жировичской обители. Постепенно образовывался монастырь.
Адрес: Беларусь, 231806, Гродненская область, Слонимский район, д. Великая Кракотка, 2а.
Лавришевский монастырь — один из древнейших монастырей Беларуси. Согласно церковному преданию, он был основан сыном Литовского князя Тройната преподобным Елисеем Лавришевским около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы.
Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого.
Адрес: Беларусь, 231427, Гродненская область, Новогрудский р-н, д. Гнесичи, п/о Лавришево, Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
В 1614 Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно[2].
В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно — и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви.
Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728).
В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы.
Церковь Рождества Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь) ― церковь оборонительного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Находится в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области Белоруссии.
Построена между 1516 и 1524 годами на средства местного помещика Шимки. Впоследствии владелец Можейкова виленский подконюший Шимко Мацкевич-Шклёнский наделил церковь десятой копой от жита, ячменя и пшеницы со своего имения.
С 1864 году при церкви работала церковно-приходская школа, после пожара жители построили при церкви училищный дом. Перед Первой мировой войной здесь были три церковно-приходские школы: в Можейках, Шпильках и Огородниках. В 1906 году на средства Виленского Свято-Духова братства церковь была отремонтирована.
В 1928 году церковь отобрана у православных польскими властями и переосвящена в костёл. В 1993 году возвращена православным, став центром прихода, объединяющего 8 деревень. При церкви организована воскресная школа. Настоятели: в 1993—2008 годах Святослав (Евтушик), с 2008 года иерей Михаил (Лойко).
Адрес: 231503 Гродненская обл., Щучинский район, д. Мурованка, ул. Церковная 7А