Спасо-Андроников монастырь (Москва): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 21: Строка 21:
== Современное состояние ==
== Современное состояние ==


В настоящее время храм благоустроен. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность,
В настоящее время в монастыре продолжаются реставрационные работы. На приходе ведется обширная духовно-просветительская деятельность, совершается социальное служение, а также активно ведется сотрудничество с Музеем Андрея Рублева, что в свою очередь привлекает в обитель огромное количество людей.


=== Храмы ===
=== Храмы ===

Версия от 02:44, 25 октября 2024


Идёт загрузка карты…

Спасо-Андроников монастырь (Москва).

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Спасо-Андроников монастырь является одним из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в 1359 году по обету митрополита Московского Алексия, который, попав в бурю во время путешествия из Константинополя, пообещал построить храм в честь праздника, который будет отмечаться в день его спасения. Когда корабль благополучно достиг берега 16 августа, в день Нерукотворного образа Спаса, Алексий решил исполнить своё обещание и начал строительство монастыря на высоком берегу реки Яузы, в четырёх верстах от Кремля.

Для создания монастыря митрополит Алексий обратился к Сергию Радонежскому, который направил своего ученика Андроника для строительства обители. Первая деревянная церковь была освящена уже в 1360 году, и монастырь постепенно стал важным духовным и культурным центром. Именно в этой церкви митрополит Алексий поместил образ Нерукотворного Спаса, сопровождавший его во время опасного путешествия.

В начале XV века, при поддержке купеческой семьи Ермолиных, деревянная церковь была заменена каменным Спасским собором, который стал одним из значимых памятников раннемосковского зодчества. Над его росписью трудился знаменитый иконописец Андрей Рублев, сделавший монастырь известным далеко за пределами Москвы. Хотя большинство фресок Рублева не сохранилось, его творчество оставило глубокий след в истории русской культуры.

Монастырь играл важную роль не только в духовной жизни, но и в обороне Москвы. Во время войны 1812 года монастырь сильно пострадал от пожаров, и его восстанавливать пришлось долго. Некоторые из стен собора сохранили следы разрушений того времени. После изгнания французов собор был восстановлен с изменениями в архитектуре, которые позже, в 1950-60-х годах, были исправлены реставраторами.

На территории монастыря находится фамильная усыпальница рода Лопухиных и могила Андрея Рублева, хотя её точное место не сохранилось. По архивным данным, она была разрушена в советское время. В монастыре также была расположена надвратная церковь Рождества Богородицы и другие постройки, характерные для московского барокко XVII века.

В 1960 году на территории монастыря был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Он сохраняет и изучает шедевры древнерусского зодчества и иконописи. Монастырь является важной частью культурного наследия России, привлекающей внимание как историков, так и туристов.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время в монастыре продолжаются реставрационные работы. На приходе ведется обширная духовно-просветительская деятельность, совершается социальное служение, а также активно ведется сотрудничество с Музеем Андрея Рублева, что в свою очередь привлекает в обитель огромное количество людей.

Храмы[править | править код]

  • Спасский собор Андроникова монастыря. По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
  • Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского построен в 2000–2015 годах по проекту архитектора А.В. Климочкина. Современный одноглавый кубообразный храм, фасады которого завершены закомарами, ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV – начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора. Храм Димитрия Донского освящен 20 декабря 2015 года. В настоящее время регулярные богослужения проводят в нем священники Спасского собора.
  • Церковь во имя Архангела Михаила. В 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастыре с восточной стороны трапезной палаты XVI века был заложен храм во имя Архангела Михаила. Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы стиле так называемого «нарышкинского» барокко, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика. Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Храм был завершен лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами – излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.
  • Церковь Знамения Божией Матери в нижнем ярусе церкви Архангела Михаила. В описях XIX — начала XX в. вторым каменным зданием Спасо-Андроникова монастыря (после Спасского собора) упоминается трехэтажная церковь. В нижнем этаже этой церкви находилась церковь Знамения Божией Матери с небольшою при ней палаткой с южной стороны; в среднем этаже — церковь во имя Архистратига Михаила, теплая с трапезной и приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи, отдельным от трапезной и священномученика Александра Команского на южной стороне трапезной; в верхнем этаже — церковь святителя Алексия. Церковь Знамения Богоматери была устроена на средства бояр Лопухиных в конце XVIII в. под церковью Архангела Михаила, где с конца XVII в. погребались их предки. В 1792 г. Знаменская церковь была освящена архимандритом Новоспасского монастыря Павлом.
  • Трапезная палата. В конце XV в. архимандритом Спасо-Андроникова монастыря стал Митрофаний, духовник великого князя Ивана III. Напротив обители на другом берегу Яузы, на месте, называемом Воронцово поле, Иван III построил свою загородную резиденцию, откуда он мог наведывался к своему духовнику в монастырь. В отличие от белокаменного Спасского собора, палата в 1504-1506 гг. была возведена из кирпича. Вероятно, кирпичи для трапезной палаты Андроникова монастыря делались из добытой неподалеку, в селе Калитниково, глины, которая использовалась также Аристотелем Фиорованти при постройке Успенского собора Московского Кремля и других московских сооружений. В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая внутренняя структура, повторяющая выстроенную несколько раньше итальянцем Боном Фрязиным Грановитую палату Московского Кремля, станет традиционной для других монастырских трапезных палат XVI в. Кубическое по композиции здание трапезной завершается высокой четырехскатной кровлей. Наружный декор постройки лаконичен. Наиболее выразителен пояс керамических изразцов с растительным стилизованным орнаментом в верхней части стен.
  • Настоятельские покои. Около 1690 г. вдоль южной стены монастыря слева от входа было возведено двухэтажное здание Настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII в. к этому корпусу был пристроен пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно перестраивалось, в 1956-1960 гг. было отреставрировано в первоначальных формах архитектором-реставратором В.Н. Маркеловой. Здание отличает простота форм и скупость декорации, не свойственная современным ему памятникам. Три ряда поребрика и квадратные вставки полихромных изразцов над нижними окнами вносят в облик настоятельских покоев некоторую нарядность.
  • Братский корпус. В начале XVIII в. к западу от Спасского собора начал строится каменный Братский корпус, в котором размещались кельи живущих в обители монахов. В 1763 г. он подвергся перестройке, а в начале XIX в. достроен с южной стороны. После проведенной архитектором Е.Н.Подъяпольской (1926–2011 гг.) реставрации зданию был возвращен первоначальный облик. Использованные в нем приемы декорации, такие как рустованные пилястры и наличники с расширенными углами, характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга первой половины XVIII в.
  • Часовня Троицы Живоначальной. Часовня Троицы Живоначальной в память об Андрее Рублеве построена в 2011 году. Архитектор Евгений Катышев. Внутри помещена флорентийская мозаика "Святая Троица" (мастер Марио Антонуччи). Возведена попечением фонда им. А. Рублева. Освящена 21.09.2011.
  • Святые врата. Во второй половине XVII в. вместе со стенами монастыря были построены Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери, которые и доныне сохранили значение главного входа в Спасо-Андроников монастырь. Первое упоминание о тогда еще деревянной надвратной церкви с тем же названием относится к 1571 г. Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Центральная арка и прилегающая к ней восточная часть ворот восстановлены в 1956-1960 годах. О первоначальном облике Святых ворот дает представление рисунок XVIII в., выполненный Кампорези, и чертеж 1840 г. На рисунке церковь Рождества Богородицы имеет облик, полученный ею после перестройки 1756 г. Во время реставрации она не была восстановлена в прежних формах, а лишь архитектурно обозначена.
  • Часовня "Проща." Часовня «Проща» связана с памятью преподобного Сергия Радонежского. «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю прощания с отправлявшимися в дальний путь. В 1365 году «игумен земли Русской» перед одним из своих важных путешествий пришел в Спасский монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, куда первый настоятель монастыря преподобный Андроник, любимый ученик преподобного Сергия, вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника, было отмечено часовней. Сначала эта часовня, как и все постройки монастыря, была деревянной. В начале XVI столетия при архимандрите Митрофане, построившем трапезную палату, возводится каменная часовня, квадратная в плане, с шатровой кровлей, увенчанная главкой и Крестом.
  • Некрополь Спасо-Андроникова монастыря. С Андрониковым монастырем связано воспоминание о том, как в 1380 году москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы. По свидетельству Архангельской летописи победители несли под своими хоругвями и знаменами останки около 500 героев, павших в битве на поле Куликовом, для погребения их близ храмов и монастырей Москвы. Несколько сот павших героев захоронили восточнее алтарной абсиды первого монастырского собора. Многих других положили у храма Всех Святых на Кулишках. Третьих предали земле в Симоновом монастыре.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Духовно-просветительская деятельность
  • Социальное служение
  • Паломническо-экскурсионная деятельность
  • Издательство
  • Хоровая школа
  • Православный лекторий
  • Музыкально-хоровые занятия
  • Курсы Декоративно-прикладного искусства

Святые[править | править код]

  • Преподобный Андроник Московский, ученик преподобного Сергия Радонежского
  • Преподобный Савва Московский
  • Преподобный Андрей Рублев, иконописец
  • Преподобный Даниил Черный
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Святителя Алексий Московский

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 105120, Россия, г.Москва, Андроньевская пл., 10

Телефон: +7 (495) 911-45-02, +7 (495) 671-03-72

Электронная почта: andronikov.mon@gmail.com

Сайт: https://andronikov-monastery.moscow/

Паломнику[править | править код]

Монастырь открыт с 8:00 до 18:00 часов.

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Экскурсии[править | править код]

Музей Андрея Рублева.

Музей имени Андрея Рублева был учрежден по постановлению правительства, подписанному 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, подвижник в деле сохранения древнерусского художественного наследия. Создание нового музея должно было спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как установил Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Это открытие позволило объявить территорию монастыря «историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева». Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы. Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из лучших исследователей древнерусского искусства в то время.

Регулярно сотрудники проводят различные тематические экскурсии. Справки по телефону +7 (495) 678-98-03,+7 (495) 678-14-67, ежедневно с 11:00 до 18:00, по четвергам и субботам с 11:00 до 20:30, а также по телефону или WhatsApp: +7 (926) 909-16-34.

Как добраться[править | править код]

Проезд: На метро. Ближайшие станции — «Площадь Ильича» (Калининская линия, 750 м), «Римская» (Люблинско-Дмитровская линия, 790 м), «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия, 1,3 км).

  • От станции «Площадь Ильича». Нужно доехать до станции «Площадь Ильича», подняться в город через выход №1. Затем следовать по Гжельскому переулку, плавно перетекающему в Андроньевский проезд, около 750 м, после чего появится архитектурный ансамбль монастыря.
  • От станции «Римская». Нужно доехать до станции «Римская», подняться в город через выход №2. Затем следовать по улице Сергия Радонежского около 800 м, после чего, дойдя до подземного пешеходного перехода, пересечь проезжую часть и двигаться прямо ещё около 300 м, после чего появятся стены монастыря.
  • От станции «Чкаловская». Нужно доехать до станции «Чкаловская», воспользоваться выходом из метро №5. Выйдя в город, двигаться в сторону Костомаровской и Андроньевской набережных, пересечь Костомаровский мост, затем, пройдя около 500 м, увидеть архитектурный ансамбль монастыря.

На наземном общественном транспорте. Можно доехать на автобусе или трамвае. На автобусе — поездки по номерам 125 и 730, на трамвае — по маршрутам №24, 43 и 45.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]